БЕНЧМАРКИНГ
ЭККАУТИНГ
Эккаутинг - сфера предпринимательства, связанная со сбором, обработкой, классификацией, анализом и оформлением различных видов финансовой информации. За рубежом многие фирмы оказывают услуги в области бизнес-информации, представляют бизнес-справки. Бизнес-справка позволяет объективно судить о платежеспособности, кредитоспособности, финансовом положении хозяйствующего субъекта, учитывать все возможные риски. В справке отражается деятельность хозяйствующего субъекта, указаны формы его собственности, точность исполнения платежей, местонахождение. Фактически такая бизнес-справка содержит всю необходимую информацию для принятия оперативного и правильного финансово-коммерческого решения, т.е. как обойти конкурентов и укрепить финансовое состояние.
Бизнес-справка, в частности, дает возможность: а) принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с данным хозяйствующим субъектом; б) избежать выдачи ссуд и кредитов ненадежным клиентам; в) оценить целесообразность приобретений; г) правильно построить отношения с заказчиками; д) оценить финансовую устойчивость потенциальных клиентов, поставщиков, конкурентов или партнеров, принять в расчет все возможные риски.
Бизнес-справка может быть составлена в двух вариантах: типовая (содержит базовую информацию в обобщенном виде); подробная - отражает детализированную информацию по всем финансовым и деловым аспектам.
Бенчмаркинг - это способ изучения деятельности других хозяйствующих субъектов и, прежде всего, своих конкурентов с целью использования их положительного опыта и их достижений в своей собственной работе.
Бенчмаркинг включает в себя целый комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать и учиться на хороших примерах с тем, чтобы приобретенные знания использовать для улучшения деятельности своего хозяйствующего субъекта. При этом важное значение имеет преодоление психологической закомплексованности руководителей и специалистов: а) самоуспокоенности руководителя хозяйствующего субъекта достигнутыми результатами; б) нежелания рисковать денежными средствами, т. е. нежелания покупать информацию, экономя на маркетинге, и т.п.; в) опасения, что сделать лучшее, чем конкурент, - это очень трудно или невозможно из-за больших затрат и т.д.
По своей сути бенчмаркинг есть не что иное, как маркетинговая и финансовая разведка.
Бенчмаркинг применяется обычно в крупных фирмах. Бенчмаркинг бывает общий и функциональный. Общий бенчмаркинг означает сравнение показателей своей фирмы с показателями большого количества аналогичных фирм. Это сравнение позволяет определить конкретные проблемные области.
Функциональный бенчмаркинг означает сравнение характеристик работы отдельных функций (или отдельных специализированных подразделений) фирмы с аналогичными параметрами наиболее лучших фирм, работающих в похожих условиях. При этом нельзя сравнивать работу российских фирм с работой зарубежных фирм, так как у них нет и никогда не будет общих условий работы.
Бенчмаркинг выполняет специальная рабочая группа. Методология функционального бенчмаркинга включает в себя следующие этапы:
1. выбор параметров и критериев сравнения; например, контроль за качеством, управление денежной наличностью, продолжительность производственно-торгового цикла или финансового процесса, управление запасами сырья и товаров, рентабельность затрат и др.; 2. разработка проекта изменения бизнес-процесса; 3. сбор необходимой информации; 4. анализ информации и разработка рекомендаций по улучшению работы; 5. внедрение рекомендаций в практику работы, контроль за их осуществлением и оценка.