Функционирование системы обеспечения качества

Результатом распространения деятельности по обеспечению качества на различные подразделения является образование новой системы организации обеспечения качества, включающей три основных элемента:

1. Обеспечение качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

2. Лаборатории проверки качества.

3. Обеспечение функционирования системы качества.

Из области деятельности службы обеспечения качества следует исключить те виды работ, которые могут быть выполнены более эффективно другими подразделениями.

Обеспечение качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг.Основной задачей службы качества организации является поддержка функционирования процесса, результатом которого является удовлетворение требований потребителей в выпускаемой продукции или предоставляемых услугах.

Для решения задачи служба обеспечения качества несет ответственность за:

1. Проведение оценки технических характеристик изделия в лабораторных условиях.

2. Анализ процесса (проверка соответствия оборудования, документации на процесс, технологии и подготовки работников, участвующих в производстве).

3. Обеспечение взаимосвязи качества продукции, предоставляемой поставщиками и выпускаемой на предприятии.

4. Создание системы контроля качества с целью представления руководству информации о тенденциях изменения качества и необходимости проведения корректирующих воздействий в конкретных областях.

Лаборатории проверки качествавыполняют вспомогательную работу в рамках обеспечения качества. В них обычно проводится контрольно-измерительный анализ материалов, проверка инструментов и приборов, испытания деталей и изделий.

Обеспечение функционирования системы качества.Основной задачей службы обеспечения качества является управление системами, которые контролируют весь трудовой процесс на предприятии или в организации, т. е. всю систему производства продукции в целом.

Цель этой службы —подтверждение того, что в организации система управления действует эффективно, а отдельные отклонения носят случайный характер и своевременно устраняются.

Характеристика эффективной системы управления.Основную ответственность за функционирование систем управления несет среднее звено руководства, функции которого позволяют ему определить эффективность системы и выявить имеющиеся недостатки. В связи с этим на руководителей среднего звена возлагается ответственность за функционирование систем, действующих в организации.

Основными задачами службы обеспечения функционирования системы качества являются:

1. Проведение проверки системы, распространяющейся на несколько видов деятельности.

2. Проведение проверок в рамках отделов.

3. Обеспечение обучения и подготовки кадров в области управления системами.

4. Представление рекомендаций руководству по проблемам yправления системами.

Проверка системыпредусматривает проведение оценки эффективности конкретного вида деятельности, связанной с достоверностью полученных данных, производственным контролем, осуществлением контроля за отбракованным материалом, процессом найма на работу, безопасностью и другими сторонами деятельности.

Подобные глубокие и всесторонние анализы необходимо проводить часто. Это, в первую очередь, определение соответствия системы цели ее существования. При этом может оказаться, что какая-то система требует замены или просто не нужна.

Успешное выполнение проверки системы зависит в значительной степени от данных, которыми располагает руководство высшего звена. Руководство должно рассматривать каждое отклонение со всей серьезностью.

Проведение проверки в рамках подразделений.Служба обеспечения качества функционирования систем может выбрать одно конкретное подразделение для проверки один раз в год. При выборе подразделения в первую очередь проверяются подразделения, в которых недавно произошла смена руководства или наблюдается приток новых сотрудников, поскольку эти области являются потенциально проблемными.

При проведении проверок в рамках подразделения анализируется вся его деятельность. Рассматривается степень соблюдения подразделением установленных процедур и анализируются методы управления на предмет их эффективного функционирования.

Обеспечение обучения и подготовки кадров в области систем управления.Группа обеспечения качества функционирования систем управления разрабатывает с участием руководства программы обучения и подготовки кадров. Такие программы рассчитаны на понимание руководителями и сотрудниками не только важности используемых систем, но и необходимости соблюдения предъявляемых к ним требований. Особое внимание обращается на возможность устаревания систем и появления неудобств, связанных с их функционированием.