Эмоциональные особенности личности

К эмоциональным особенностям личности относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность и аффективность, эмоциональная устойчивость, сила, темы и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Степень выраженности эмоциональных особенностей весьма вариативна и колеблется от легкой эмоциональной возбудимости у одних до эмоциональной инертности у других, от ярко выраженной импульсивности и аффективности до чётко выраженной сдержанности. Сила, темп, ритм эмоциональных реакций также варьируются и индивидуальны у каждого человека.

Весьма важны также различия в направленности и содержании чувств. У разных людей можно заметить преобладание того или иного настроения, склонность к определённым чувствам, что позволяет говорить о них, как о ведущих. Эта особенность обычно связана с мировоззрением, жизненными интересами, убеждениями личности.

Если эмоциональные черты личности положить в основу характеристики людей, то по этому признаку выделяются натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и, наконец, холодные.

Эмоциональные натуры возбудимы, порывисты, импульсивны, впечатлительны. Сентиментальные натуры характеризуются склонностью к созерцательности. Сентиментальные натуры чувствительны и пассивны. У них отмечается направленность чувств на самого себя, т.е. стремление любоваться своими переживаниями. Страстные натуры исключительно действенны, стремительны и преданны любимому делу, они живут богатой, эмоционально насыщенной жизнью. Для холодных натур типична пониженная эмоциональная возбудимость, слабая впечатлительность.

Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом. Чувства не могут существовать вне конкретной личности, они не имеют своей истории, а образуют совместно со всеми структурами личности сложную систему, психический облик человека.

 

Вопросы для самостоятельного изучения (дневная форма обучения)

1. Задачи общей психологии.

2. . Классификация методов исследования.

3. Сознание и бессознательное.

4. Сознание и самосознание

5. Понятие деятельности.

6. Виды деятельности.

7. Психол. характеристика потребностей и мотивов.

8. Структура деятельности. Психология освоения деятельности.

9. Структура личности. Взгляд на структуру личности в зарубежной и советской психологии

10. Понятие восприятия. Свойства восприятия.

11. Виды восприятия. Развитие сенсорно-перцептивной сферы школьника.

12. Виды памяти. Индивидуальные особенности памяти.

13. Развитие внимания и памяти школьников.

14. Понятие речи. Функции и виды речи. Речь и мышление.

15. Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения.

16. Способы создания образов воображения.

17. Развитие мышления, речи и воображения школьников.

18. Понятие интеллекта, его функции

19. Развитие эмоциональной сферы школьника.

20. Волевые качества личности. Развитие воли школьников.

21. Понятие направленности личности. Структура направленности личности.

22. Индивидуальный стиль деятельности.

23. Учет типа темперамента школьников в учебно-воспитательном процессе.

24. Закономерности формирования характера школьников.

25. Понятие способностей. Основные характеристики способностей.

26. Способности и задатки. Виды способностей. Уровни способностей.

27. Развитие способностей у школьников.

28. Предмет социальной психологии.

29. Методы социально-психологического исследования.

30. Массовидные явления в больших социальных группах.

31. Проявление массовидных явлений в молодежной среде.

32. Психология сопровождения массовых мероприятий в школе.

33. Динамические процессы в малой группе. Эффективность групповой деятельности.

34. Школьный класс как малая группа. Статусно-ролевая структура класса.

35. Учитель и классный руководитель, как лидеры.

36. Понятие педагогического общения.

37. Межличностные отношения в социальной группе.

38. Понятие аттракции. Факторы и механизмы аттракции. Симпатия. Дружба и любовь.

39. Понятие социально-психологического климата. Функции, структура и динамика социально-психологического климата.

40. Оптимизация социально-психологического климата в школьных коллективах.

41. Варианты разрешения конфликтов. Предупреждение конфликта.

42. Конфликты в педагогической деятельности.

43. Социализация и ее основные характеристики.

44. Регуляция социального поведения

45. Содержание культурно-исторической теории развития высших психических функций.

46. Деятельностный подход в исследовании психического развития

47. Стадии психического развития взрослого человека.

48. Психическое развитие в дошкольном возрасте.

49. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.

50. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста.

51. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами.

52. Межличностные отношения в юношеском возрасте.

53. Психологические основы современного обучения.

54. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды.

55. Психологические факторы успешности учения школьников.

56. Способы влияния на человека.

57. Психологическая характеристика самовоспитания.