Н.Рыленков

 

Венец природы любовь. Одним прикосновением уст к чаше пюбви искупает она целую жизнь страданий. Она все. Она сама себя и награждает и наказывает, и радует и мучит. Она сурова и кротка, любит и ужасает, немощна и всемогуща <...> Все ее вина и ее заслуга

И. Гете

5. Инверсия(лат. - «перестановка») - намеренное нарушение общепринятой грамматической последовательности слов. Как отме­чают языковеды, перестановка слов одного предложения, состоящего из пяти слов, дает более сотни вариантов стилистических оттенков. Свобода строя вносит в речь непринужденность, особые смыслы, требует особого интонационного рисунка, расставляет «неожиданные» паузы и акценты.

Примеры:

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням...

А. Пушкин

Белеет парус одинокий...

М. Лермонтов

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

М. Лермонтов

Наверно, в полдень я был зачат,

наверно, родился я в полдень,

и солнца люблю я с ранних лет

лучистое сиянье.

М. Кузмин

Отговорила роща золотая...

С. Есенин

В фантазии, для сочиненных чувств,

Так подчинил мечте свое сознанье,

Что сходит кровь со щек его, глаза

Туманят слезы, замирает голос

И облик каждой складкой говорит,

Чем он живет.

В. Шекспир

Пюбезна мне игра ума и слова.

А. Островский

Неправильный в предложении слов порядок -вот что инверсия значит такое. Не забавы ради, а пользы для...

6. Восклицание-стилистическая фигура, выражающая душев­ное волнение, сильное чувство. Играет роль усиления эмоциональ­ного восприятия, позволяет привлечь внимание, призвать, провоз­гласить, активно выразить свое отношение. Риторическое восклица­ние звучит с поэтическим воодушевлением и приподнятостью.

Примеры:

О времена, о нравы!

Цицерон

«О вскормленник небожителей, и питомец небожителей, и совместник небожителей! О ты, малую пядь земли занявший могилою своею и всю вселенную поразивший изумлением! О ты, в боях победивший чужих и без боя своих! О ты, кто отцу милее сына, и сыну милее отца, и брату милее брата! О ты, содеявший великое и взыскующий величайшего! О ты, защитник богов и наперсник богов! Все презрел ты утехи и лишь в словесности находил себе усладу прими же дар от скудного моего красно­речия, ибо сам ты его возвеличил!»

Либаний. Надгробное слово по Юлиану

«О города! ты воздвигнул бы их! О развалины! ты отстроил бы их! О словесность!при тебе была бы ей честь! О доблесть!тобою бы она крепла! О справедливость!при тебе воротилась она с небес на землю, а ныне вновь вознеслась от нас! О переменчивое счастие, о всеобщее благоденствие!поздно началось и скоро кончилось!»

Там же

Какое чудо природы человек! Как благороден разумом! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движениям! В поступках как близок к ангелу! В воззрениях как близок к Богу! Краса вселенной! Венец всего живущего!

Шекспир

Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество! Как сладки были слезы свидания!

А. Пушкин

... тут прозвучали слова! Простые слова но как они страшны! От них никуда не уйдешь. Как они ясны, неотразимо сильны и жестоки! И вместе с тем какое в них таится коварное очарова­ние! Они, казалось, придавали зримую и осязаемую форму неопре­деленным мечтам, и в них была своя музыка, сладостнее звуков лютни и виолы. Только слова! Но есть ли что-либо весомее слов?

О.Уайльд

Подымем бокалы, содвинем их разом!

Да здравствуют музы, да здравствует разум!

А. Пушкин

И первую полней, друзья, полней!

И всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!

А. Пушкин

Погиб поэт! - невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой.

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

М.Лермонтов

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

А. Фет

О, Русь моя! Жена моя!

А. Блок

Надо заметить, что во многих приведенных отрывках гармонично использовано сразу несколько фигур, целый букет «цветов красно­речия». Их выразительность еще раз подтверждает, что приемы риторической стилистики являются объединяющим и организующим началом художественной формы как формы содержательной.

!!! Внимательно прочитайте отрывок из письма С. Чекмарева, найдите присутствие всех перечисленных выше фигур речи.

Мы живем только раз, и нужно прожить жизнь наиболее счастливо. Но что такое счастье? Счастье не существует само по себе. Для счастья, для самого личного счастья человека необхо­дима горячая привязанность его к какому-то делу, к какой-то проблеме, к какой-то «идее».

В самом деле, когда человек счастлив? Когда он достигает того, чего хочет. Когда человек очень счастлив? Когда достигает того, чего очень хочет. Сила переживания зависит от силы желания. И если человек страстно желает достигнуть какой-то цели, если это желание не дает ему покоя, если он ночи не спит с этой страстью, тогда удовлетворение желания приносит ему такое счастье, что весь мир кажется ему сияющим, земля поет под ним. И пусть даже цель еще не достигнута, важно, чтобы человек страстно желал ее достигнуть. Мечтал, горел этой мечтой. Тогда человек разворачивает свои способности, азартно борется со всеми препятствиями, каждый шаг вперед обдает его волной счастья, каждая неудача стегает, как бич.

Человек мучается, страдает и радуется человек живет!

А вот если нет таких желаний, то нет и жизни!

!!! Напишите и произнесите текст ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ. Обязательно используйте все риторические фигуры, чтобы добиться эмоционального разговорного стиля. Темой такой речи может стать любой приближающийся праздник или придуманный повод. По антич­ной классификации, торжественное, или показательное, или эпидейктическое, красноречие (с акцентом на использование фигур) можно тренировать, сочиняя Хвалу Женщине, Хвалу Музыке, Хвалу Театру, Хвалу Любви, Хвалу Весне, Хвалу Истине, Хвалу Дуракам (в честь 1-го апреля), Хвалу городу и т.д.

Приведем несколько примеров самостоятельно выполненных работ.

«ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ДНЕМ ТЕАТРА»

Театр! Волшебное слово театр!

Сладостный, неповторимый, божественный...

За тобой судьбы людей, опыт столетий. Мы смеемся с тобой и плачем, умираем и вновь рождаемся... Вместе с нами идут по жизни суровый Гамлет и добрый Дон-Кихот.

Театр, ты целый мир, ты вечен!

Сегоднятвой день. Ты знал свои взлеты и падения, звездные часы и эпоху безвременья. Но, несмотря ни на что, ты жив, и живо среди людей восприятие театра как дарованного свыше чуда.

Что пожелать тебе? Конечно же, всегда быть новым, непред­сказуемым, желанным! Ну а нам всем почаще встречаться с этим праздником, имя которому театр!

«ХВАЛА ПЕРВОМУ СКАЗАННОМУ СЛОВУ»

Как прекрасно, как трогательно звучит твое первое слово, малыш!

Я услышала его сегодня из твоих уст.

Как звучны, певучи, красивы звуки: д-а-й!

Дай! и я протягиваю тебе руки.

Дай! ив твоих руках нежный цветок.

Дай!и солнечный свет пробивается к твоей головке летним утром.

Радость, счастье, забота окружают тебя в этом мире. Тебе дарят их близкие. Как приятно давать, получая в ответ то же, ты скоро поймешь сам. Ведь правда, моя любовь поможет тебе это понять, поможет стать искренним и добрым?

А пока повторяй свое первое слово дай и учись познавать окружающий мир и сам давать, дарить миру свою любовь!

«ХВАЛА ОСЕНИ»

Огнем заката вспыхнул клен,

Роняют золото березы,

Мы тихо по лесной тиши идем,

А с нами вместе - наши грезы.

Цветным ковром осенний лист

Лежит под нашими ногами.

И только он один речист:

Шуршит, встревоженный шагами.

Осенний луч во мглу проник,

В листве все больше новых окон.

Проснулся ветер-озорник

И шевельнул твой светлый локон.

И вдруг - искрится карнавал

Под звуки ветра и листвы:

С березкой клен затанцевал,

И стебельки сухой травы,

И листья, точно конфетти,

Летят, кружась, в лесную чащу.

Как хорошо вдвоем идти

Навстречу будущему счастью.

«НА ЗАЧЕТЕ ПО РИТОРИКЕ»

Апрель, конечно, не помеха Искусству складно говорить. Пусть голова - карман с прорехой, Который некогда зашить. Пусть голос звонок и поспешен, Как пионерская мечта, Но что язык не так подвешен, Так это злая клевета. Так почему произнесенье Речей в общественных местах Во мне рождает опасенье, Перерастающее в страх? Он, как смертельная отрава: В глазах темно, в желудке - звон, Ох, не легко дается слава, Хоть я в душе и Цицерон!

Действенным способом достичь в речи комического эффекта по праву считается ирония.

Ирония(с греч. - «притворство») - риторический прием, суть которого заключается в несовпадении того, что говорится и того, что имеется в виду. Маска серьезности обычно сопровождает этот прием.

Известным «притворщиком» был Сократ. Его философская ирония была орудием мысли, способом вести диалог, она «всецело пронизана этикой и моралью», «медленно, но верно перевоспитывала людей уже на новый лад» (А. Ф. Лосев. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон.)

Ирония может быть выражена разными стилистическими приёма­ми, например, посредством каламбура (стилистического оборота, основанного на сходном звучании слов, имеющих разное значение) и парадокса (неожиданного, оригинального суждения, на первый взгляд противоречащего здравому смыслу, но заключающее в себе

мудрость, разрушающую стереотипы). Как приправы в кулинарном искусстве, делают блюдо ароматным, имеющим особые вкусовые качества, так каламбуры и парадоксы делают речь «вкуснее», достав­ляют собеседникам особое интеллектуальное удовольствие.

Мастером слова, мастером иронии можно считать Ф. Кривина. Как вы думаете, при помощи каких средств возникает иронический эффект в его миниатюрах?