И советской психологии
Структура личности. Взгляд на структуру личности в зарубежной
В психологической науке существуют различные представления о структуре личности и ее компонентах. Традиционно под структурой личности понимается относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В отечественной психологии структуру личности рассматривают по С. Л. Рубинштейну, К. К. Платонову, А. Г. Ковалеву, Б. Г. Ананьеву и др.
Сергей Леонидович Рубинштейн в структуре личности выделял:
- направленность;
- знания, умения и навыки;
- индивидуально-типологические особенности.
Структура личности по К. К. Платонову. В этой структуре автор выделяет 4 подструктуры личности. Критериями выделениями данных подструктур являются: соотношение биологического и социального, врожденного и приобретенного.
1) Низший уровень личности – биологически обусловленная подструктура (темперамент, тип нервной системы, пол, возраст, конституция тела);
2) Второй уровень личности это индивидуальные особенности психических процессов человека (особенности памяти, восприятия, внимания, ощущения, мышления), которые зависят как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
3) Третий уровеньличности называется индивидуальный социальный опыт.Он приобретается человеком в виде знаний, умений, навыков и привычек. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.
4) Высший уровень личности это ее направленность,которая включает: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения, человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки.
Традиционная психологическая структура личностивключает в себя следующиекомпоненты:
- направленность личности;
- возможностииспособности личности (музыкальные, художественные, спортивные);
- характер (сложное синтетическое образование, в котором выражается личность в целом, а именно ее свойства, направленность, воля, интеллектуальные и эмоциональные качества, типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте);
- самосознание личности или образ «Я» личности (самоконтроль, самоуправление, коррекция действий и поступков, предвосхищение, планирование жизни и деятельности);
- психические процессы, свойстваисостояния личности.
Таким образом, во всех рассмотренных подходах в качестве отдельного компонента структуры личности выделяется направленностьилимотивация. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность это сложное личностное образование, определяющее все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Все формы направленности личности вместе с тем являются и мотивами ее деятельности. Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Мотив (от лат. movere – приводить в движение толкать) – сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием. Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам.
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:
- влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности;
- желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному;
- стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
- интерес – познавательная форма направленности на предметы;
- при включении в интерес волевого компонента он становится склонностью;
- конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности есть идеал;
- мировоззрение – система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
- убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Еще одним структурным компонентом личности является – самосознание, которое представляет собойсовокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я». «Образ «Я» – не статическое, а чрезвычайно динамическое образование личности. Образ «Я» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное Я». Но образ «Я» вместе с тем и «идеальное Я» субъекта, то, каким он должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще и «фантастическое Я» – то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Естественно, что преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и, в конце концов, может его жестоко травмировать, ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.
Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой). Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны, стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой – снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе – соответственно снижается. Уровень притязания личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.
К числу основных факторов, задающих направленность процессу развития личности, относятся:
- познавательный потенциал (что личность знает);
- морально-нравственный потенциал (что личность ценит);
- творческий потенциал (что и как она созидает);
- коммуникативный потенциал (с кем и как она общается);
- эстетический потенциал (каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет).
Итак, личность характеризуется следующими обобщенными качествами:
- активностью – стремлением выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуаций и ролевых предписаний;
- направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов-интересов, убеждений, идеалов, вкусов и пр., в которых проявляют себя потребности человека;
- индивидуальностью – уникальностью, присущей только этому определенному человеку;
- разумностью – способностью ответственного предвидения результата действия, поступка;
- темпераментом – характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей психической деятельности;
- характером – проявляющемся в отношении человека к окружающим и самому себе;
- целеустремленностью – способностью достижения назначенной цели;
- волей – способностью преодолевать трудности, препятствие, преграды на пути к цели.
Основными сферами деятельностиличности, в которых она реализует свои потребности и преобразует себя, являются:
- потребностно-мотивационная сфера включает различные потребности, испытываемые человеком в определенных условиях жизнедеятельности, мотивы, цели;
- эмоционально-волевая. Сюда обычно включают субъективно окрашенные реакции, отношения к окружающему миру, волевые усилия и их переживания;
- когнитивно-познавательная. Данная сфера представляется как получение, хранение, узнавание, воспроизведение, забывание и преобразование информации;
- морально-нравственная. Эта сфера включает личностные нормативные регуляторы действий человека, закрепленные в привычках, обычаях, принципах социальной жизни;
- экзистенционально-бытовая. К этой сфере относят субъективные самооценки существования личности. Эта сфера проявляется в состояниях самоуглубления, переживаниях своей самости;
- действенно-практическая. Сюда входят проявления человека как деятеля, практически реализующего себя в окружающем мире;
- межличностно-социальная. К этой сфере относят межличностные обмены информацией, взаимодействия, отношения.
Формирование личности – процесс становления человека в обществе. Личность способна к самоорганизации, самоконтролю, самооценке.
«Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: «на том стою и не могу иначе». Быть личностью – это значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя».
С древности и до наших дней не утихают споры, связанные с пониманием природы личности, ее сущности и специфики бытия. За этот долгий исторический путь сложилось немало школ и направлений, предложивших свои концепции понимания личности. Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они ведут и почему они поступают именно так, а не иначе.
Одной из популярных западных психологических теорий является бихевиоризм, где предметом психологии является – поведение. Так как все, что лежит внутри человека изучить невозможно, считают бихевиористы, то объективно изучить можно лишь реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обуславливают. С точки зрения бихевиоризма личность – есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул. Связь между стимулом и реакцией усиливается, если есть подкрепление положительное (похвала, материальное вознаграждение, положительный результат) или отрицательное (боль, наказание, неудача, критическое замечание) (эффект Торндайка).
Таким образом, человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение. В дальнейшем психолог Толмен в схему S-R внес важную переменную I – понимая под ней те психические процессы индивида, которые зависят от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта, здоровья и т.д.
Структура личности по З. Фрейду. На основе многолетних клинических наблюдений З. Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней:
1. «Оно»илиИд – бессознательная часть психики. «Оно» – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющее правилам. Будучи примитивным, в своей основе, «оно» является самой старой исходной структурой психики и выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Когда биологические побуждения сдерживаются и не находят разрядки, они создают напряжение в личностном функционировании. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. «Оно» проявляется в сновидениях, галлюцинациях, психозах и других формах поведения, где роль сознательного заметно уменьшается. «Оно» насыщено сексуальной энергией – «либидо». Будучи бессознательным и иррациональным, «оно» подчиняется принципу удовольствия и тесно связано с инстинктивными и биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, интимные отношения).
2. «Я» или Эго (от лат. «ego» – «Я»).«Эго» – это наше сознание. Оно находится в состоянии постоянного конфликта с «оно», подавляет сексуальные влечения. На «Эго» воздействуют три силы: «Оно», «Сверх-я» (мораль) и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Эго» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности. «Эго» эволюционирует из «Оно» и стремиться выразить и удовлетворить желания «Оно» в соответствии с ограничениями «Супер-эго». «Эго» использует когнитивные и перцептивные стратегии (возможность учиться, думать, решать, рассуждать, запоминать, воспринимать и др.) в своем стремлении удовлетворить желания и потребности «Оно». Таким образом, «Эго» является исполнительным органом личности, областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем. Защитными механизмами «Эго» являются: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание.
3. «Сверх Я» или Супер-эго– морально-этические императивы личности (ценности, нормы, правила, вера, которые приняты в обществе). «Сверх-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то человек испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.
Организм не рождается с «Супер-эго», а приобретается в процессе «социализации», являясь следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно», узнает, что хорошо и что плохо, нравственно и безнравственно (3-5 лет). Можно рассматривать «Супер-эго» как индивидуализированное отражение «коллективной совести» социума, хотя восприятие ребенком реальных ценностей общества может быть искаженным.
«Супер-эго» считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. «Супер-эго», пытается всегда затормозить любые общественно осуждаемые импульсы человека со стороны «Оно», пытаясь, направит человека на одобряемые обществом поступки и мысли.
«Сверх-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для обществаичеловека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность), в формах поведения (в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Таким образом, сублимация – это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия либидо не находит выхода, то у человека будут психические болезни, неврозы, истерики, тоска.
Движущими силами поведения человека З.Фрейд называл инстинкты. Любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд выделял существование 2-х основных групп: инстинктов жизни и смерти.
Первая группа (группа сексуальных инстинктов) под общим названием «эрос» (или «либидо» – хотеть, желать) включает силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Либидо – это энергия сексуальных инстинктов, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении. Вторая группа – инстинкты смерти, называемые Танатос – лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств. Инстинкты смерти, по мнению Фрейда, также биологически обусловлены стремлением человека вернуться в то неопределенное состояние, из которого он вышел.
Психоаналитическая теория Фрейда основывается на 2 предпосылках.
Первая или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности.
Вторая состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий.
Стадия | Возрастной период | Зона сосредоточения либидо | Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития |
Оральная | 0 – 18 месяцев | Рот (сосание, кусание, жевание) | Отвыкание (от груди). Отделение себя от материнского тела |
Анальная | 1,5 – 3 года | Анус (удержание или выталкивание фекалий) | Приучение к туалету (самоконтроль) |
Фаллическая | 3 – 6 лет | Половые органы (мастурбация) | Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания |
Латентная | 6 – 12 лет | Отсутствует (сексуальное бездействие) | Расширение социальных контактов со сверстниками |
Генитальная | Пубертат (половое созревание) | Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) | Установление интимных отношений или влюбленность, внесение своего трудового вклада в общество |
Гуманистические теории личности. Гуманистические теории личности (Абрахам Маслоу, Гарри Оллпорт, Карл Роджерс, Эрих Фромм, Виктор Франкл) опираются на философское течение экзистенциализм, где человек это уникальная самодостаточная система, существующая в конкретный момент времени и пространства, свободная и ответственная за свои действия и личный выбор. Человек всегда находится в процессе своего становления. Он постоянно ищет смысл своего существования, ставит перед собой различные цели.
Если фрейдизм изучает невротическую личность, то А. Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке, считая, что психоаналитическая теория личности З. Фрейда однобока. А. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояний полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Наибольшую известность психологу принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его семь классов потребностей, которые А. Маслоу выразил в виде пирамиды. Иерархия потребностей.
1. физиологические потребности (дыхание, жажда, сон, отдых, питание, половое влечение, самозащита);
2. потребности безопасности и защиты (долговременное выживание и стабильность, обеспеченность и стремление в материальной надежности, здоровье);
3. потребности принадлежности и любви (привязанность к семье, родителям, группе, уважение и любовь родителей к детям и супругов друг к другу);
4. потребности самоуважения и уважения других (компетентность, уверенность, достижения, независимость и престиж, признание, репутация, статус, оценка);
5. потребности самоактуализации (стать тем, кем мы можем стать, достичь вершины своего потенциала).
Виктор Франкл считал, что основная движущая сила развития личности – это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.
В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л. С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович. А. Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Основной личностной характеристикой личности у А.Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл», который выражается отношение целей деятельности человека, то есть того на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность. Теория, предложенная Л. И. Божович, опираясь на понятие о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, показала как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.