Фигуры красноречия
«ФИГУРЫ ТОГДА ТОЛЬКО СОСТАВЛЯЮТ КРАСОТУ, КОГДА
НЕПРИНУЖДЕННЫ, НЕВЫИСКАНЫ<...> В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ
ОНИ ДЛЯ СЛОВА — БРЕМЯ»
Н. Ф. Кошанский
Известен афоризм: «Стиль-это сам человек». Поспорить трудно. Как продолжение этого обобщения предложим следующее размышление М Чехова: «Стиль есть единство всех тех средств, способов и форм, которыми в данном произведении искусства выражена духовная идея...».
Очень многозначное сегодня слово стиль в древности означало заостренную с одного конца палочку, стержень из дерева, кости или металла. Острым концом писали на восковых дощечках, а другим, закругленным разравнивали воск, чтобы писать снова. Совет «Почаще поворачивай стиль!» означал: исправляй, улучшай, совершенствуй.
Стиль речи- это способ, манера словесного выражения; система языковых средств, соответствующая цели речи, условиям места и времени. Продолжим разговор об элокуции и напомним, что личностно-непринужденный стиль характеризуют стремление к разговорности, спонтанность, простота в построении фраз, насыщенность обращениями, пропуск некоторых членов предложения. Живость и естественность речи придают определенные языковые средства. В этом разделе тренинга нам предстоит попрактиковаться в употреблении риторических фигур. Речь, украшенная «цветами красноречия», —так называл риторические фигуры Ломоносов — несет большой заряд экспрессии, позволяет оживить либретто музыкой.
Риторические фигурыесть особые приемы усиления мыслей формой их изложения. Повтор, градация, антитеза, инверсия, вопросы и восклицания оформляют высказывание, придают речи энергичность, живописность и убедительность, отражают стилистическую специфику живой речи, они «цепляют» внимание, играют роль своеобразных сигналов, делая высказывание динамичным и обеспечивая максимальное воздействие на слушателя. Фигуры вовсе не представляют собой отклонение от обычной живой речи людей, наоборот, речь без фигур представляла бы собой отклонение.
!!! Найдите в художественной прозе, в поэзии и ораторских речах примеры употребления перечисленных риторических фигур. Выпишите их и проанализируйте эмоциональную роль этих фигур в тексте Как, на ваш взгляд, можно объяснить признание Пушкина о том, что стихи пишутся не для глаз, а для уха?