Фигуры красноречия

«ФИГУРЫ ТОГДА ТОЛЬКО СОСТАВЛЯЮТ КРАСОТУ, КОГДА

НЕПРИНУЖДЕННЫ, НЕВЫИСКАНЫ<...> В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ

ОНИ ДЛЯ СЛОВА БРЕМЯ»

Н. Ф. Кошанский

 

Известен афоризм: «Стиль-это сам человек». Поспорить трудно. Как продолжение этого обобщения предложим следующее размыш­ление М Чехова: «Стиль есть единство всех тех средств, способов и форм, которыми в данном произведении искусства выражена духов­ная идея...».

Очень многозначное сегодня слово стиль в древности означало заостренную с одного конца палочку, стержень из дерева, кости или металла. Острым концом писали на восковых дощечках, а другим, закругленным разравнивали воск, чтобы писать снова. Совет «Поча­ще поворачивай стиль!» означал: исправляй, улучшай, совершен­ствуй.

Стиль речи- это способ, манера словесного выражения; систе­ма языковых средств, соответствующая цели речи, условиям места и времени. Продолжим разговор об элокуции и напомним, что личностно-непринужденный стиль характеризуют стремление к разговор­ности, спонтанность, простота в построении фраз, насыщенность обращениями, пропуск некоторых членов предложения. Живость и естественность речи придают определенные языковые средства. В этом разделе тренинга нам предстоит попрактиковаться в употреб­лении риторических фигур. Речь, украшенная «цветами красноре­чия», —так называл риторические фигуры Ломоносов — несет боль­шой заряд экспрессии, позволяет оживить либретто музыкой.

Риторические фигурыесть особые приемы усиления мыслей формой их изложения. Повтор, градация, антитеза, инверсия, вопро­сы и восклицания оформляют высказывание, придают речи энергич­ность, живописность и убедительность, отражают стилистическую специфику живой речи, они «цепляют» внимание, играют роль свое­образных сигналов, делая высказывание динамичным и обеспечивая максимальное воздействие на слушателя. Фигуры вовсе не представ­ляют собой отклонение от обычной живой речи людей, наоборот, речь без фигур представляла бы собой отклонение.

!!! Найдите в художественной прозе, в поэзии и ораторских речах примеры употребления перечисленных риторических фигур. Выпи­шите их и проанализируйте эмоциональную роль этих фигур в тексте Как, на ваш взгляд, можно объяснить признание Пушкина о том, что стихи пишутся не для глаз, а для уха?