Будущее организаций

Контрольные вопросы

Выводы

Шаг 5. Получение обратной связи о результатах изменений

Шаг 4. Проведение внутренних изменений

После обобщения полученной информации и определения требуемых изменений в деятельности организации, наступает стадия их осуществления.

Возможные сложности:

· Бюрократическая система принятия решений, основанная на формальных структурах организации;

· Системы вознаграждения и контроля, которые поддерживают функционирование старых структур и препятствуют инновациям;

· Культура организации, не соответствующая предполагаемым изменениям;

· Создание новых структур, которые не приведены в соответствие с культурой или с ключевой компетенцией организации;

· Создание новых структур, которые являются слишком дорогостоящими для поддержания общей экономической жизнеспособности компании.

Возможные пути преодоления сложностей:

· Создание новых структур и методов работы, которые функционируют по правилам старой культуры, но привносят в нее новые элементы;

· Осуществление изменений культуры организации;

· Создание параллельных структур для дизайна новых процессов и затем внедрение их в общую систему.

Отслеживание результатов изменений, как положительных, так и отрицательных, также представляется непременным условием эффективности процесса обучения.

Возможные сложности:

· Отсутствие формальных структур для получения требуемой обратной связи;

· Пристрастное отношение отдельных лиц или подразделений к результатам изменений.

Возможные пути преодоления сложностей:

· Разработка механизмов обратной связи во время трансформационного процесса;

· Создание специальных подразделений, которые осуществляют систематический сбор данных.

·

Последние тенденции развития организационного дизайна связаны с широким распространением концепции самообучающейся организации, нацеленной на создание в компании такой системы управления, которая стимулировала бы сохранение и улучшение знаний и навыков, приобретаемых сотрудниками компании, необходимых для достижения ее стратегических целей.

Идея самообучающейся организации вытекает из представления об организации как о живом организме, способном к аккумулированию знаний под воздействием требований окружающей среды, и приспосабливающимся к меняющимся условиям деятельности.

Практика создания самообучающихся организаций предполагает использование многообразных методов сбора, хранения и распространения знаний и опыта, выявления наилучших результатов работы различных подразделений внутри компании (внутренний бенчмаркинг) и передачу опыта работы другим подразделениям. Самообучающаяся организация также предполагает наличие специфической организационной культуры и климата, который поощряет обучение сотрудников.

Большое значение для создания самообучающейся организации имеет вопрос фокусировки обучения на проверку предположений, лежащих в основе существующих методов работы и бизнес-процессов, в отличие от фокусировки на улучшение уже действующих норм и правил в организации (применение т.н. «двойной петли обучения»).

 

1. Дайте определение самообучающейся организации.

2. В чем заключается самообучение организации? Перечислите стадии процесса самообучения.

3. Какие цели может преследовать компания, встающая на путь создания внутренней системы самообучения?

4. Что представляет собой внутренний бенчмаркинг? Каковы цели и возможные результаты этой внутренней политики компании?

5. Перечислите основные характеристики самообучающейся организации.

6. Какова цель экспериментирования при создании самообучающейся компании?

7. Объясните роль пограничных работников как агентов знаний в процессе самообучения организации.

8. В чем состоит смысл дилеммы «фокусировка на продуктах или фокусировка на процессах»?

9. Какие методы сбора, хранения и распространения знаний являются наиболее значимыми для самообучающихся организаций?

10. Какова роль информационных технологий при создании самообучающейся компании?

11. Объясните концепцию «двойной петли обучения». Как использование этой концепции на практике влияет на изменение процесса мышления и оценки ситуации сотрудников компании?

12. Перечислите шаги в процессе обучения организации.

13. Какова, по Вашему мнению, роль менеджеров различного управленческого уровня, а также сотрудников разных функциональных подразделений в создании самообучающейся организации?

14. Какие сложности Вы видите на пути создания самообучающейся организации?

15. Каким образом процесс создания самообучающейся организации может повлиять на все управленческие блоки организационного дизайна?

16. Как, по Вашему мнению, должна измениться корпоративная культура компании, стремящейся к самообучению?

17. Каковы сложности и возможные пути их преодоления при получении обратной связи о результатах изменений в организации?

 


 

Крайне важным обстоятельством для создания новых организаций является бурное развитие новых информационных технологий и средств связи. Новые технические возможности приводят к созданию таких компаний, аналогов которых не было в прошлом. Конкурентные преимущества таких компаний сосредоточены в первую очередь в скорости принятия решений вне зависимости от того, в какой точке земного шара находятся сотрудники или подразделения компаний.

 
 

 

 


Оболочечные (пустотелые) компании

Оболочечные или пустотелые фирмы – это компании, в которых часть функций, прежде всего производство, передана на контрактной основе сторонним подрядчикам. Оболочечная фирма берет на себя издержки производителя по определению того, какой товар надо производить, как и кому его реализовывать (так называемые трансакционные издержки). Впрочем, и эти издержки она может переложить на подрядчиков (дизайнерские и конструкторские бюро, рекламные и маркетинговые агентства и пр.), оставляя за собой только функцию общего управления всем процессом от разработки идеи товара до продажи его конечному покупателю.

Классический пример оболочечной фирмы, описанный еще в 1986 году в журнале Business Week, - американская компания Lewis Galoob Toys Inc., успешно работавшая на рынке игрушек (с 1981 по 1985 год объем ее продаж вырос в 10 раз). Непосредственно в фирме работало всего 115 служащих. Независимые дизайнерские и инжиниринговые конторы разрабатывали для компании большую часть ее игрушек, само производство и упаковка продукции были отданы дюжине гонконгских подрядчиков (которые, в свою очередь, размещали производство наиболее трудоемких компонентов на китайских фабриках). По прибытии товара в США он передавался на комиссионной основе для дальнейшей реализации нескольким фирмам-дистрибуторам. Более того, Galoob не занималась ведением бухгалтерии: все свои неоплаченные счета она продавала факторинговой компании, которая к тому же отвечала за кредитную политику компании.

В чистом виде пустотелая компания представляет собой управляющую фирму, нанимающую небольшое количество менеджеров, которые координируют работу сторонних подрядчиков.

Рынок обуви, наверное, один из самых сложных и динамичных. Мода, а, следовательно, и характер спроса, меняется каждый сезон. Большие производства, доставшиеся нам от советской эпохи, не в состоянии адекватно реагировать на изменения рыночной ситуации, к тому же они ориентированы на выпуск больших объемов однотипной продукции, тогда как более или менее успешно улавливать спрос можно с помощью широкого ассортимента и небольших партий. Вот как решает для себя эту проблему российская фирма City Sign. В Италии, законодательнице обувной моды, берется дизайнерская разработка, на основе которой создается собственная коллекция. Затем на одной из небольших фабрик, расположенных в Германии, Бразилии, Аргентине или Португалии, размещается заказ на изготовление опытных образцов. После этого образцы тестируются и подгоняются под российскую специфику (российская стопа очень отличается от европейской или южноамериканской). Наконец, если тестирование прошло удачно, на той же фабрике заказывается партия, после чего она сбывается через собственную дилерскую сеть и под собственной торговой маркой City Sign. Выбор очередной фабрики определяется изменениями спроса. К примеру, качественную кожаную обувь лучше заказывать в Германии, а плетеную – в Бразилии. Сегодня у City Sign в активе двадцать пять фабрик в пяти странах.

Источник: Эксперт, 1 декабря 1997 г.

Мировой лидер в производстве спортивной обуви фирма Nike Inc. уже с момента образования в 1964 году постепенно передавала производственные функции на контрактной основе подрядчикам из развивающихся стран (повышала степень своей “пустотелости”). Наконец, сняв с себя бремя ответственности на средства производства полностью, Nike сегодня рассматривает себя прежде всего как исследовательскую, дизайнерскую и маркетинговую корпорацию, имеющую возможность инвестировать большую часть своей прибыли в НИОКР и рекламу, а не в основной капитал. Другой пример – калифорнийская компания Esprit de Corp., построившая весь свой “одежный бизнес” на контрактных отношениях с более чем 150 “независимыми” фабриками, разбросанными по всему миру.

Оболочечность присутствует и на рынках высокотехнологичных товаров, например, бытовой электроники или персональных компьютеров. Известный американский производитель простых, но надежных телевизоров и магнитол, Emerson Radio Corp., сосредоточился на разработке дизайна, технической спецификации своей продукции и ее продвижения на рынке, поручив “черную” работу по непосредственному ее производству азиатским субподрядчикам. Причем, по словам ее президента Стивена Лейна, процитированным журналом Business Week, функционирование компании в оболочечных рамках нисколько не снижает ее экономической эффективности по сравнению с вертикально-интегрированными компаниями типа Sony Samsung, непосредственно контролирующими подобные производства. “Широко распространено мнение, что контрактные отношения с независимыми производителями приводят к уменьшению надежности контрактных поставок. Однако за все время нашей работы по этой схеме нам ни разу не пришлось столкнуться со сколько-нибудь серьезными проблемами такого рода”.

Оболочечные фирмы не вкладывают средства в производство, они инвестируют в брэнд (Как, например, марка “Довгань”). Брэнд – эффективнейший способ минимизации трансакционных издержек. Однако, как признают многие эксперты, существенным недостатком пустотелой формы бизнеса являются сложности в организации надлежащего контроля качества производства и продукции.