Шаг 3. Усвоение и переработка информации
Шаг 2. Получение нужной информации
Шаг 1. Понимание необходимости изменений
Любой процесс обучения начинается с осознания необходимости изменений в поведении и результатах деятельности. Без четкого понимания того, к чему следует стремиться, ни отдельный человек, ни организация в целом не смогут эффективно организовать свой процесс обучения.
Возможные сложности:
· Преобладание либо внешних, либо внутренних данных в проведении анализа проблем и способов их решения;
· Различия представлений о необходимом обучении у различных подразделений компании и у отдельных людей;
· Искажающее влияние субъективных устремлений в организации процесса обучения.
Возможные способы преодоления сложностей:
· Создание новых подразделений, собирающих и обрабатывающих информацию, таких как группы по исследованию рынка, по сканированию окружающей среды и пр.;
· Систематическое совместное обсуждение информации по окружающей среде, продажам, закупкам, распределению, маркетингу и пр.;
· Проведение программ обучения руководителей высшего звена управления, в ходе которых формируется общее видения необходимости и направления изменений.
После осознание организацией необходимости проведения изменений, необходимо получить всю информацию о возможностях достижения намеченных целей с тем, чтобы разработать конкретную политику осуществления изменений.
Возможные сложности:
· Нужная информация находится не там, где она должна быть использована;
· Отсутствие коммуникационных каналов между подразделениями;
· Искажение информации в ходе ее передачи;
· Информация используется как инструмент власти, а не инструмент принятия решений.
Возможные способы преодоления сложностей:
· Создание сетей и информационных каналов для создания возможности обмена информацией;
· Создание системы вознаграждения, которая стимулирует четкую передачу информации, даже плохих новостей, и наказывает сокрытие и искажение информации;
· Формальные диалоги между лицами, принимающими решения, и получателями информации.
После получения необходимой информации, необходимо наладить процесс ее усвоения и сделать из нее правильные выводы.
Возможные сложности:
· Персональные предубеждения и искажение информации;
· Узкое мышление вместо системного мышления;
· Отрицание информации и другие виды сопротивления;
· Конфликты между исполнителями и руководителями.
Возможные пути преодоления трудностей:
· Систематический тренинг по вопросам системного мышления и принятия решений;
· Использование методов преодоления сопротивления;
· Разработка и внедрение системы вознаграждений, которая стимулирует открытый диалог и обмен информацией;
· Использование процедур параллельного принятия решений для того, чтобы избежать "группового мышления" и других искажений, основанных на социальных факторах.