Гипотезы здравого смысла о качестве

История вопроса

Истоки современной концепции управления качеством восходят к концу 1970-х годов, когда многие американские промышленные компании начали обращать внимание на быстро повышающуюся конкурентоспособность японских производителей. Некоторые американские компании, такие как Hewlett-Packard and Xerox, уже имели деловые отношения с японскими фирмами, и впоследствии стали пионерами в развитии движения за качество в США.

Считается, что впервые контроль качества и усилия по обеспечению прочности были предприняты в Bell Laboratories в 1930-х Уолтером Шухартом и другими. К 1950-м Джозеф Джуран, Арнольд Файгенбаум и У. Эдвардс Деминг (которых называют американскими родоначальниками движения качества) разработали ключевые концепции качества: количественное определение затрат на качество, установление общего контроля качества, надежность инженерных работ и, возможно, наиболее противоречивую из всех, - стремление к нулевым дефектам.

 

· Компании, которые не могут фокусироваться на качестве, теряют долю рынка, и их репутация падает;

· Хорошую репутацию легче потерять, чем восстановить;

· Для восстановления репутации необходимы стратегические, операционные и психологические усилия.

Повышение качества продукции внесло большой стратегический вклад в достижение конкурентоспособности компаний стран, которые после второй мировой войны считались весьма отсталыми в индустриальном плане. В течение двух десятилетий после 1945 года компании восточных стран имели репутацию производителей дешевых некачественных товаров, откровенных подделок. Затем британские мотоциклы и немецкие фотоаппараты постепенно стали исчезать с рынка. Послевоенные японские компании научились дизайну и производству этих товаров так хорошо, что их стандарты стали высшей планкой качества.

Большинство западных менеджеров хорошо знают историю о том, как управление качеством сначала развивалось в США, потом было экспортировано в Японию после Второй мировой войны, а затем импортировано обратно в США через два десятилетия. Естественно, что движение качества никогда реально не прекращалось в американской промышленности. Но в Японии качество стало ключевым структурным подходом к управлению Когда У. Деминг и другие пропагандисты качества посетили Японию и прочитали курс лекций японским бизнесменам и государственным служащим в середине 1950-х годов, они нашли высоко восприимчивую аудиторию. Идеи, заложенные в их лекциях, получили широкий отклик в среде японских бизнесменов и стали широко применяться в практике управления японскими компаниями.

Конечно, японские менеджеры разработали свой собственный инновационный подход к качеству, но начали они с понимания концепции американского управления качеством, методов и инструментов повышения качества, которые явно в то время недооценивались в США.