Я НЕ ЛЮБЛЮ
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще —
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда — наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или — когда все время против шерсти,
Или — когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой, —
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово «честь» забыто
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья —
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье, —
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более — когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю.
Пусть впереди большие перемены —
Я это никогда не полюблю!
В. Высоцкий
О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг.
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь, —
И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и в несчастье,
Которым в сущности цена одна,
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И потерпев крушенье, сможешь снова —
Без прежних сил — возобновить свой труд,
И если ты способен все, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть и вновь начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел.
И если сможешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: держись!
И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить,
И уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, —
Земля — твое, мой мальчик, достоянье,
И более того, ты — человек!
Р. Киплинг
!!! Напишите и произнесите речь с названием «Знакомьтесь, это мой поэт!». Убедите слушателей в том, что именно этого поэта вы особенно чувствуете и понимаете, именно его стихи созвучны вашему миропониманию, именно его вы готовы назвать своим. Используйте в речи отрывки из любимых стихов Бережно относитесь к музыке стиха. «Присвойте» себе чувства и впечатления любимого автора, разделите его настроение, почувствуйте себя «соавтором», ведь от исполнения зависит, поймут ли вас слушатели. В стиходействии с помощью интонации постарайтесь донести подтекст стихов.
«Что есть чтение, если не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов.. Чтение - прежде всего сотворчество».
М. Цветаева «Поэт о критике»
Интонация и движения нашего тела являются невербальными средствами речевого взаимодействия. Интонация отражает логику и речевое намерение, задает перспективу высказыванию. Красноречивая пауза - тоже момент общения К речевому поведению относятся также слушание, молчание
Походка, поза, движения, мимика, жесты являются выражением внутреннего состояния человека во время его речи Они несут огромную силу воздействия и «говорят» порой ярче наших слов. Физическое поведение перед аудиторией должно быть свободным и естественным, лишенным нарочитости, вычурности или же скованности, зажимов. Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения неприятны, приедаются и раздражают. «Лучший жест тот, которого не замечают» (Дельсарт). Все невербальные средства воздействия только тогда усилят эффект произносимой речи, когда будут находится в полном соответствии с ее содержанием и стилем, являясь совершенным внешним выражением внутреннего состояния человека.
Слово
«БОГАТСТВО СЛОВ ЕСТЬ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ХОРОШЕГО СЛОГА»
П. С. Пороховщиков
До этого урока наш тренинг касался только сферы actio - произношения. Обратимся теперь к третьему этапу риторического действия — элокуции, или выражению. Это не что иное, как способность облечь наши мысли и чувства в конкретные слова и фразы, создать текст, стилистически его обработать и украсить. Слово-звук, слово-образ, слово-понятие— умение использовать эти три ипостаси слова сделает нашу речь богаче, образнее, а значит, выразительнее, убедительнее. Не напрасно понятие «элокуция» отождествляется с понятием «красноречие». Красноречие, несомненно, зависит от лексического и фразеологического богатства каждого человека и стилистической гибкости при пользовании им «Слово- великая сила, но надо заметить, что это союзник, всегда готовый стать предателем» (П С. Пороховщиков).
!!! Читая книги, держите под рукой бумагу и карандаш. Ведите дневник. Выписывайте в него интересные мысли, выражения, речевые обороты, афоризмы, яркие высказывания. Сам процесс составления заметок обостряет ваше внимание, тренирует память. Словарный запас увеличивается от соприкосновения с кладовыми большой литературы. Записи по интересующим вас темам лучше делать на карточках, чтобы потом использовать их в выступлении. Вовремя и кстати приведенные афоризмы, сентенции, каламбуры, парадоксы, фразеологизмы, идиоматические выражения, цитаты, крылатые слова и выражения являются эмоционально-экспрессивными средствами речи, обладают особой способностью влиять, убеждать, служат дополнительным доказательством вашего мнения. «Разве не правда, что звонкая цитата соблазняет нас больше, чем правдивая речь?» (М. Мон-тень). Не случайно говорят: цитирование - «лучший способ мыслить оригинально». «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.Пушкин). Пусть среди записей появится и эта:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал.
Саади