I. Цели и задачи занятия
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание на самоподготовку по теме «Физико-химические основы горения»
1. Изучите тему с использованием материала лекций и учебной литературы.
2. Заучите определения основных понятий (см. опорные термины).
3. Горение – основной процесс на пожаре, поэтому изучение явления горения следует начинать с рассмотрения механизма протекания элементарных реакций. Следует вспомнить законы химической кинетики, которые изучались в курсе общей химии. Обратите внимание на условия возникновения горения, механизмы его протекания.
4. Расчетным путем определить процентное содержание углерода и кислорода в бутиловом спирте, бензоле и глицерине. Сделать вывод о влиянии элементного состава на характер свечения пламени. Полученные данные занести в таблицу:
Исследуемая жидкость | Содержание кислорода в горючем веществе, % масс. | Содержание углерода в горючем веществе, % масс. | Характер пламени (бесцветное, яркое, коптящее) |
н-Бутанол | |||
Бензол | |||
Глицерин |
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение процессам горения и взрыва. В чем отличия процесса горения от других окислительно-восстановительных реакций?
2. Перечислите условия, необходимые для возникновения горения.
3. Перечислите физические и химические процессы, протекающие в пламени и дайте им краткую характеристику (привести примеры).
4. Какие явления сопровождают процесс горения?
5. Какие виды источников зажигания вы знаете?
6. Назовите способы передачи тепла от пламени к горючему веществу.
7. Раскройте понятие энергии активации.
8. Дайте определения и объясните физический смысл основных видов горения: гомогенное и гетерогенное, диффузионное и кинетическое горение, полное и неполное.
9. Дайте определение пламени и объясните распределение температуры по зонам пламени. Что является причиной свечения пламени?
10. Приведите схему распределения концентраций горючего вещества, продуктов горения и окислителя в ламинарном диффузионном пламени.
11. Дайте определение и приведите примеры химических и физических взрывов.
Опорные термины: горение, окислитель, восстановитель, радикал, пламя, взрыв.
Вопросы для самостоятельного изучения:
Используя материал, изложенный в главе 2 книги Корольченко А.Я. «Процессы горения и взрыва» [1] изучить вопросы:
1. Понятие о цепных реакциях. Зарождение, продолжение и обрыв цепей.
2. Химические процессы при горении водорода, оксида углерода II, углеводородов.
Перечень литературы и учебно-методических материалов для подготовки к занятию
1. Корольченко А.Я. Процессы горения и взрыва. – М.: Пожнаука, 2007. – 266с., ил. (стр. 8 – 19, 30 - 45).
2. Корольченко А.Я., Корольченко Д.А.. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения. Справочник: в 2-х ч. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Асс. Пожнаука, 2004. – Ч.I. – 713 с.
1. Изучить типы взрывов в зависимости от происхождения выделившейся энергии.
2. Изучить методику расчета объема воздуха, необходимого для горения веществ.
3. Изучить методику расчета объема и состава продуктов горения веществ и материалов.
Воспитательные:
1. Воспитывать у курсантов и студентов стремление к самообразованию.
Развивающие:
1. Развивать способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности.
2. Продолжить развитие навыков конспектирования.