I. Цели и задачи занятия

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание на самоподготовку по теме «Физико-химические основы горения»

1. Изучите тему с использованием материала лекций и учебной литературы.

2. Заучите определения основных понятий (см. опорные термины).

3. Горение – основной процесс на пожаре, поэтому изучение явления горения следует начинать с рассмотрения механизма протекания элементарных реакций. Следует вспомнить законы химической кинетики, которые изучались в курсе общей химии. Обратите внимание на условия возникновения горения, механизмы его протекания.

4. Расчетным путем определить процентное содержание углерода и кислорода в бутиловом спирте, бензоле и глицерине. Сделать вывод о влиянии элементного состава на характер свечения пламени. Полученные данные занести в таблицу:

Исследуемая жидкость Содержание кислорода в горючем веществе, % масс. Содержание углерода в горючем веществе, % масс. Характер пламени (бесцветное, яркое, коптящее)
н-Бутанол      
Бензол      
Глицерин      

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение процессам горения и взрыва. В чем отличия процесса горения от других окислительно-восстановительных реакций?

2. Перечислите условия, необходимые для возникновения горения.

3. Перечислите физические и химические процессы, протекающие в пламени и дайте им краткую характеристику (привести примеры).

4. Какие явления сопровождают процесс горения?

5. Какие виды источников зажигания вы знаете?

6. Назовите способы передачи тепла от пламени к горючему веществу.

7. Раскройте понятие энергии активации.

8. Дайте определения и объясните физический смысл основных видов горения: гомогенное и гетерогенное, диффузионное и кинетическое горение, полное и неполное.

9. Дайте определение пламени и объясните распределение температуры по зонам пламени. Что является причиной свечения пламени?

10. Приведите схему распределения концентраций горючего вещества, продуктов горения и окислителя в ламинарном диффузионном пламени.

11. Дайте определение и приведите примеры химических и физических взрывов.

 

Опорные термины: горение, окислитель, восстановитель, радикал, пламя, взрыв.

Вопросы для самостоятельного изучения:

Используя материал, изложенный в главе 2 книги Корольченко А.Я. «Процессы горения и взрыва» [1] изучить вопросы:

1. Понятие о цепных реакциях. Зарождение, продолжение и обрыв цепей.

2. Химические процессы при горении водорода, оксида углерода II, углеводородов.

 

Перечень литературы и учебно-методических материалов для подготовки к занятию

1. Корольченко А.Я. Процессы горения и взрыва. – М.: Пожнаука, 2007. – 266с., ил. (стр. 8 – 19, 30 - 45).

2. Корольченко А.Я., Корольченко Д.А.. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения. Справочник: в 2-х ч. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Асс. Пожнаука, 2004. – Ч.I. – 713 с.

1. Изучить типы взрывов в зависимости от происхождения выделившейся энергии.

2. Изучить методику расчета объема воздуха, необходимого для горения веществ.

3. Изучить методику расчета объема и состава продуктов горения веществ и материалов.

Воспитательные:

1. Воспитывать у курсантов и студентов стремление к самообразованию.

Развивающие:

1. Развивать способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности.

2. Продолжить развитие навыков конспектирования.