Вводная часть

IV. Учебно-материальное обеспечение

III. Литература

II. План проведения и расчет учебного времени

Nominativus cum infinitivo

(Именительный падеж с неопределенной формой глагола)

 

1. Soror mea bene cantat. – Моя сестра хорошо поет.

Soror mea bene cantāre dicĭtur. – Говорят, что моя сестра хорошо поет.

 

2. Errāre videor. –Кажется, (что) я ошибаюсь.

Errāre vidēmur. –Кажется, (что) мы ошибаемся.

 

Употребляется после следующих глаголов:

 

- dicor (говорят, что я …)

- videor (кажется, что я …)

- existimor (думают, что я …)

- jubeor (приказывают, чтобы я …)

- vetor (запрещают, чтобы я …)

- traditur, fertur (рассказывают (передают), что он …) – употребляются только в 3-ем л. ед. и мн. ч. в отличие от предыдущих глаголов, которые могут употребляться во всех лицах.

 

В немецком и английском языках такой оборот употребляется при глаголах со значением казаться, а в английском языке еще и при глаголе говорить в пассиве:

 

Du scheinst krank zu sein. – Кажется, что ты болен.

You seem to be ill. – Кажется, что ты болен.

She is said to read well. – Говорят, что она хорошо читает.

 

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы 1. Теории горения: тепловая, цепная. 2. Виды самовозгорания. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ    

 

основная

1. Корольченко А.Я. Процессы горения и взрыва. – М.: Пожнаука, 2007. – 266 с., ил.

дополнительная

1. Корольченко А.Я., Корольченко Д.А. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения. Справочник: в 2-х ч. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Асс. «Пожнаука», 2004.

2. Марков В.Ф., Маскаева Л.Н., Миронов М.П., Пазникова С.Н. Физико-химические основы развития и тушения пожаров: Учебное пособие для курсантов, студентов и слушателей образовательных учреждений МЧС России / Под ред. В.Ф.Маркова. Екатеринбург: УрО РАН. 2009. 274 с.

3. Петров А.В., Мочалова Т.А., Батов Д.В. Основы теории самовоспламенения. Самовозгорание веществ и материалов. – Иваново: ООНИ ИвИ ГПС МЧС России, 2008.- 64 с.

4. Расчетно-аналитические зависимости для решения задач по курсу «Теория горения и взрыва»: справочный материал / сост. Д.В. Батов, Т.А. Мочалова, А.В. Петров. – Иваново: ООНИ ИвИ ГПС МЧС России, 2008. – 35 с.

 

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника.

 


Во вводной части занятия преподаватель принимает рапорт о готовности курсантов к проведению лекции, приветствует обучающихся согласно требованию Устава. Затем сообщает тему лекции, цели и учебные вопросы. Затем преподаватель обозначает актуальность и практическую направленность изучаемого материала:

- по данным МЧС России за 8 месяцев 2013 года произошло 192 пожара по причине самовозгорания веществ и материалов, ущерб от которых составил 8742 тыс. руб., что меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года (201 случай пожара, ущерб 26445 тыс. руб.). Тем не менее, процессы самовозгорания по-прежнему являются одной из причин пожаров.

Прежде чем перейти к рассмотрению нового материала необходимо вспомнить некоторые важные понятия и зависимости, которые необходимы для освоения и глубокого понимания материала лекции.

Вопросы для фронтального опроса

1. Какие условия необходимы для возникновения горения?

2. Приведите примеры веществ, обладающих сильными окислительными свойствами.

3. Какие вещества называются катализаторами/ингибиторами?

4. Как влияет температура на скорость химической реакции?

5. Как влияет давление на скорость химической реакции?

6. Как влияет степень измельченности твердого вещества на скорость химической реакции?

7. Что понимают под стехиометрическим составом горючей смеси?

Вывод:таким образом, детальное изучение механизмов самовозгорания и самовоспламенения очень важно для всех видов и аспектов профилактики и расследования пожаров.