Интонация и жесты
«УМЕТЬ ПРОСТО И КРАСИВО ГОВОРИТЬ - ЦЕЛАЯ НАУКА ..»
К. С. Станиславский
Важнейшим невербальным средством речевого взаимодействия является интонация. В живой речи то, как человек произнес, часто превращается в то, чтоон сказал. На первое по важности место выходят тон, сила, темп, то есть ритмико-мелодический строй речи, музыка звучания.
Живое слово насыщено изнутри особой энергией. В разных обстоятельствах одно и то же звучит приветливо или сурово, ласково или строго, насмешливо или виновато и тп. Диапазон интонаций можно считать беспредельным. Всякое движение сердца имеет свой отголосок. Интонация в целом является непроизвольным ответом на речевую потребность. Она передает намерение и настроение говорящего, по повышению или понижению тона мы понимаем отношение к предмету разговора и к собеседнику, в красноречивой паузе читаем подтекст, в изменении тембровой окраски угадываем оттенки эмоционального состояния. Интонация открывает далекие перспективы смысла, она рождается как результат проявления конкретного намерения, задачи, речевого действия
В переводе с латинского «интонация» означает «громко произносить», а если быть еще точнее этимологически, происходит от глагола «шуметь». Но, конечно, громкостью не исчерпывается это сложное понятие. Богатейшие возможности расширить смысловую емкость высказывания предоставляет единство взаимосвязанных компонентов интонации: мелодики речи, интенсивности, темпо-ритма, тембра. Как заметил М. Чехов, если мы хотим понять смысл, то будем слушать слова, а если хотим понять суть,то-звук.
«Ни талант, ни глубина, ни оригинальность мысли, ни интерес содержания не искупают недостатка - монотонности...» - справедливость этих слов находит ежедневное подтверждение. Монотонная, бесцветная и неживая речь непонятна и утомительна Русской речи присущи подвижность, пластичность и музыкальность. Мелодическая бедность нашей речи может быть преодолена сознательным расширением возможностей нашего диапазона(dia pason chordon - с греческого «через все струны»), т.е. объема звуковых высот, доступных речевому голосу (от него отличается певческий диапазон человека). Диапазон состоит из трех регистров: низкого (грудного),
среднего и верхнего (головного). Регистр - это часть звукоряда, звуки регистра объединены тембровым единством. Необходимо упражнять естественное, свободное звучание голоса во всех регистрах.