Административные методы менеджмента
Понятие методов менеджмента
МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Методы управления — это совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия на производственный коллектив или отдельного работника с целью побудить их совершить определенные действия в интересах предприятия.
В основу выбора и реализации методов менеджмента могут быть положены следующие принципы:
1) принцип целенаправленности, т.е. применение методов должно побуждать работников к достижению определенной цели (или системы целей);
2) принцип реализуемости, т.е должна быть возможность разработки и осуществления мероприятий, позволяющих реализовать избранный метод управления в соответствий с правовыми и социальными нормами имеющимися ресурсами и техническими средствами;
3) принцип системности, т.е. применяемые методы должны представлять собой единую систему;
4) принцип динамичности, т.е. применяемые методы должны осуществляться в форме, позволяющей их изменить в соответствии с ситуацией;
5) принцип эффективности, т.е. применение избранного метода должно обеспечивать достижение максимального социального и экономического результата при минимальных затратах на разработку и проведение мероприятий реализующих метод.
Методы менеджмента отличаются один от другого своей мотивационной характеристикой, т.е. тем, на активизацию каких мотивов поведения людей они ориентированы.
В соответствий с этим методы управления подразделяются на административные, экономические и социально-психологические.
Основным ограничением при выборе административных методов является необходимость их соответствий правовым нормам, при выборе экономических методов — их соответствия экономическим законам, а при выборе социально-психологических методов — их соответствия морально этическим нормам.
Любой человек, вступая в производственный коллектив, принимает на себя определенные обязанности и ответственность за качественное выполнение соответствующей работы и в известной мере ответственность за результаты работы коллектива в целом. Поэтому необходима некоторая группа методов управления, с помощью которых определяются:
1) место коллективов и отдельных работников в системе производства и управления;
2) их права, обязанности и мера ответственности;
3) способы координации их действий и взаимосвязи в процессе производства и управления и т.д.
Такими методами и являются административные (или организационно-распорядительные) методы управления, которые имеют следующие особенности:
1) оказывают прямое воздействиё на волю подчиненных, что проявляется в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязательности выполнения любого административного акта;
2) носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирования;
3) требуют наличия и использования действенной системы контроля за их исполнением;
4) требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий.
Основные преимущества административных методов:
1) единственно эффективны в примитивных ситуациях;
2) позволяют установить строгую дисциплину производственного и управленческого персонала;
3) обеспечивают выбранную технологию производства и управления.
Основные недостатки административных методов:
1) не способствуют развитию творческого начала личности;
2) приводят к концентрации власти;
3) требуют обязательного оформления всех принимаемых решений, что отрицательно влияет на время их реализации;
4) часто негативно оцениваются персоналом.
Административные методы подразделяются на организационные, ориентированные на использование в типичных ситуациях (в свою очередь подразделяются на регламентирование, нормирование и инструктирование), распорядительные в дисциплинарные, которые ориентированы на использование в конкретных ситуациях.
Сущность регламентирования заключается в установлении статуса и целей функционирования, полномочий, прав и ответственности, правил функционирования и критериев оценки деятельности объекта регламентирования.
В качестве объекта регламентирования может рассматриваться:
организация в целом (основной регламентирующий документ — устав организации);
структурное подразделение (основной регламентирующий документ — положение о подразделении или паспорт подразделения);
должность в аппарате управления (основной регламентирующий документ — должностная инструкция или положение о должности);
отношения между организацией и персоналом (основные регламентирующие документы — правила внутреннего распорядка, правила приема на работу и уволь нений);
технология выполнения управленческих работ (основные регламентирующие документы - технология документооборота в организации и подразделениях).
Нормирование как метод управления использует нормы, имеющие конкретное числовое выражение, и нормативы, которые носят общий, типовой характериявляются основой для разработки норм.
Выделяют следующие основные виды нормирования:
численности, т.е. определения количества людей, не обходимых для выполнения определенной работы;
выработки и обслуживания, т.е. определения количества выполняемых производственных операций в единицу времени, количества единиц произведенной продукции, количества обслуженных клиентов или оказанных услуг за определенное время;
управления, т.е. определения количества подчиненных у одного руководителя;
расхода ресурсов, т.е. определения количества ресурсов, расходуемых, при выполнении какой-либо работы.
Целью инструктирования является ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого-либо задания. Соответственно выделяют следующие виды инструктирования: ознакомление, совет, объяснение, предостережение, разъяснение. По форме осуществления инструктирование подразделяют на устное и письменное, индивидуальное и коллективное.
Распорядительные методы применяются при необходимости вмешаться в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений или реализации представившихся возможностей. Они осуществляются в следующих формах:
приказа — документа, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения этих заданий, а также определено должностное лицо, осуществляющее контроль за исполнением заданий; издает приказ руководитель организации или должностное лицо, которому делегированы соответствующие полномочия;
постановления, которое принимается на уровне всего предприятия совместно администрацией и общественными организациями;
распоряжения — устного или письменного требования к подчиненным выполнить определенные виды работ с целью решения каких-либо вопросов (издаются, как правило, функциональными руководителями или линейными руководителями среднего уровня);
указания, которое осуществляется в устной форме, используется на низшем уровне управления.
Дисциплинарное воздействие применяется в случае невыполнения работником своих функциональных обязанностей. Право на его осуществление имеет только руководитель, выступающий в роли работодателя.
Экономические методы менеджмента.
Материальная мотивация используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. При этом используется как индивидуальная, так и коллективная материальная заинтересованность. Поэтому экономические методы управления, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятий независимо от формы собственности, направленную на удовлетворение потребностей общества; с другой стороны, они должны служить стимулом для персонала этих предприятий.
С этой точки зрения можно выделить три уровня применения экономических методов управления:
первый уровень — управление предприятием со стороны государства; основными экономическими методами этого уровня являются налогообложение, госзаказ и финансирование;
второй уровень — управление структурными подразделениями предприятия; основными экономическими методами, применяемыми на этом уровне, являются внутрипроизводственный хозяйственный расчет и налогообложение;
третий уровень — управление персоналом предприятия, где основную роль играют материальные вознаграждения, штрафы и налогообложение.
Из сказанного следует, что наиболее универсальным экономическим методом управления является налогообложение. С его помощью государство может, меняя ставки налогов, регулировать активность как юридических, так и физических лиц, стимулируя этим развитие определенных отраслей и отдельных предприятий, привлекая туда капиталы и квалифицированный персонал.
Госзаказ как метод управления подразумевает выделение предприятию финансовых и материальных ресурсов для производства необходимой государству продукции. Выгодность госзаказа для предприятия обусловлена гарантированным сбытом произведенного.
Финансирование (в виде субсидирования или кредитования) подразумевает финансовую поддержку государством предприятий, в развитии которых оно заинтересовано.
Исходными положениями внутрипроизводственного хозяйственного расчета являются:
закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности;
предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности посредством наделения его руководства соответствующими полномочиями;
разрешение использовать заранее оговоренную часть прибыли по усмотрению структурного подразделения;
применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.
Экономическая мотивация персонала. При определении размеров и методов персонального экономического воздействия следует исходить из положения о том, что благосостояние работников необходимо рассматривать как источник эффективности всей организации. При этом основными требованиями, предъявляемыми к методам материального стимулирования персонала, являются:
1) индивидуальный подход, т.е. каждый работник должен получить то, что он заслуживает по конечным результатам труда;
2) наличие единой системы формирования индивидуальных материальных вознаграждений.
Экономическая мотивация персонала складывается из четырех основных составляющих:
1) прямое материальное вознаграждение, включающее заработную плату, премии (или бонусы), участие в прибылях и акционерном капитале;
2) дополнительные (или социальные) выплаты;
3) штрафы;
4) выплачиваемые налоги.
К дополнительным материальным стимулам относятся:
1) возможность использовать оборудование предприятия в личных целях по льготным ценам (например, аренда автотранспорта, компьютера и т.д.);
2) субсидии на питание;
3) скидки при покупке товаров своего предприятия;
4) помощь в оплате образования, причем не только работникам предприятия, но и членам их семей;
5) предоставление возможности обучения на различных курсах предприятия;
6) возможность получения льготных кредитов;
7) возможность членства в различных клубах (спортивных, по интересам и т.д.);
8) предоставление различных страховок;
9) предоставление различных видов медицинского обслуживания (при этом предприятие никогда полностью не оплачивает медицинскую помощь, оказанную работнику);
10) пенсионное обеспечение.
Кроме удержания и привлечения необходимых работников дополнительные выплаты помогают предприятию приспособиться к налоговой политике государства. При этом в ряде зарубежных компаний все большую роль начинает играть принцип гибких социальных выплат, когда, во-первых, расширяются полномочия самих работников в определении перечня выплат при их суммарном ограничении; во-вторых, выплаты распространяются не только на работников, но и на членов их семей; в-третьих, суммарные социальные выплаты будут больше, если на предприятии работает несколько членов одной семьи.