Групповая (бригадная) организационная структура

Менеджмента

 

Понятие «новые формы» является условным, так как на современном этапе развития общественного производ­ства понос очень быстро становится моделью, образцом для широкого использования. Структуры, о которых пой­дет речь, по существу являются новыми разновидностями проектной и матричной структур. Они включили их поло­жительные качества. Новые, современные формы этих двух типов структур вызваны к жизни необходимостью поиска оптимальных вариантов управления в зависимо­сти от разнообразных конкретных условий. К таким усло­виям относятся целевая стратегия фирмы, размер фир­мы, виды выпускаемой продукции, характер производ­ства (серийный или массовый), географическое располо­жение, политические и общественные факторы.

 

Название «бригадная» форма организации обычно соотносится с производством. Она представляет собой рабочий центр, имеющий «ячеистую» структуру. В обыч­ном производственном центре работы выполняются в конвейерном режиме на основе функционального разде­ления труда (обработка, сборка и т. д.). Каждый работ­ник в зависимости от своей специализации выполняет один или два вида операций. При ячеистом построении рабочего центра необходимый набор техники сосредото­чен в одном месте, вся бригада принимает участие в про­изводстве продукта от начальной до конечной стадии. Эта структура производства имеет ряд существенных досто­инств: работник участвует, в производстве от начала до конца. Он воспринимает продукт как результат своего собственного труда; работник овладевает различными профессиями и навыками, иначе он не сможет быть по­лезным в бригаде; в этой структуре нет таких жестких регламентации, как в функциональном отделе.

Бригадная структура более эффективна. Она позволя­ет сокращать время на перемещение из одного цеха (отдела) в другой и более оперативно решать возникаю­щие проблемы.

Почти все западные корпорации включают в свои организационные структуры такие автономные центры. Этот подход к производственно-управленческой органи­зации наиболее характерен для японских фирм.

В практике менеджмента широко известен опыт япон­ских кружков качества. Это бригадная форма работы, в которой все подчинено не просто выпуску продукта, но идее его качества, высоких потребительских свойств. В группе часто устраивается коллективное обсуждение лучших способов выполнения работы, поощряется изоб­ретательская инициатива всех ее членов. Причем такие совещания проводятся не только и рабочее время, но и во время отдыха, что способствует укреплению дружеских связей.

Разновидностью групповых организационных структур являются так называемые бизнес-центры. Они осо­бенно часто используются в американских корпорациях, например в ИБМ, «Дженерал Моторс», и др. Как правило, такие команды насчитывают от 5—7 до 20—25 чело­век, работают по принципу проектных групп, несут пол­ную ответственность за достижение поставленных целей, полностью распоряжаются выделенными под проект фи­нансами. Главная задача этих групп—получение прибыли.