Школы и подходы менеджмента

Информационный - 1960 г. - по настоящее время.

Систематизации - 1885 - 1960 гг.

Формирование 4 школ менеджмента: научной, административной, человеческих отношений, количественной (математической).

Формирование основ сетевой экономики и информационного менеджмента.

Школа научного управления(1885 - 1920 гг.) – Фредерик Тейлор, Мэтью Болтон, Джеймс Уатт, Роберт Оуэн

Принципы научного менеджмента (1911 г.) - 5 постулатов:

1. Научные методы работы - оптимизация операций.

2. Отбор и обучение рабочих.

3. Стимулирование труда за конченую работу

4. Сотрудничество администрации и рабочих.

5. Справедливое распределение обязанностей и ответственности. Генри Форд практически реализовал эти постулаты. При сборке машины Форд-Т производительность возросла в 7 - 8 раз.

Административная школа(1920 - 1950гг.) -Анри Файоль, Эмерсон, Макс Вебер.

Принципы сформулированы в книге «Общее и промышленное управление»:

1) разделение туда;

2) власть и ответственность;

3) дисциплина;

4) единство руководства;

5) подчинение частных интересов общим

6) вознаграждение;

7) централизация;

8) единство распоряжений;

9) иерархия управления;

10) порядок;

11) справедливость;

12) постоянство состава персонала;

13) инициатива;

14) корпоративный дух.

Разработаны также функции управления - планирование, организация, мотивация, контроль.

Школа человеческих отношений (1920 - 1950 гг.) -Энтони Мэри Фоллет. Э Мейо

Принципы:

1) коллектив мотивируется социальными потребностями;

2) работник ищет удовлетворения в социальных отношениях;

3) хороший микроклимат;

4) социальное влияние коллектива лучше, чем контроль;

5) использование психологии и социологии.

А. Маслоу. Ф. Герцберг Школа поведенческих наук практически развивает теорию человеческих отношений на основе идей ее лидеров.

Количественная математическая школа управления (1945 -1965гг.) - Н. Винер, Р. Акофф и др.

Использование ЭВМ и математических методов

 

Современные подходы к менеджменту включают

· системный(организация рассматривается как открытая система),

· процессуальный(в организации выполняются функции планирования, организации, мотивации, контроля с участием процессов коммуникации и принятия решений)

· ситуационный(управление организуется на основе оценки ситуации, задаваемой внешними воздействиями и внутренним состоянием организации).

· Количественный это обобщенное название всех приемов в управлении связанных со знанием кибернетики, математического анализа, статистики и инженерных наук.

 

 

Рис.2 .Эволюция управления как науки.

В процессуальном подходе ОУ (рис.1.2) рассматривается как процесс, состоящий из серии взаимосвязанный действий (управленческих функций), динамически развивающихся во времени (планирование, организация, мотивация и контроль). Эти функции реализуются с применением двух связующих процессов - коммуникаций и принятия решений.