Понятийный аппарат менеджмента
Характерные черты и содержание менеджмента
Характерные черты менеджментаотражают отличительные особенности управления предприятием, которые являются принципиальными при рассмотрении и описании его содержания
Во-первых, менеджмент представляет собой особый вид деятельности, присущий рыночной экономике. При этом под менеджментом следует понимать профессиональное управление, существенными элементами которого, определяющими его особенности, являются всесторонний анализ и учет конкретных условий функционирования предприятия в процессе управлении (принятия управленческих решений), разработка, реализация и управление нововведениями, формулирование стратегии и тактики развития предприятия и т.д.
Во-вторых, менеджмент основывается на экономических методах управления, которые, в свою очередь, ориентированы на получение экономической выгоды (прибыли) или социального эффекта.
В-третьих, управление предприятием направлено на достижение эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение производительности труда и качества продукции, которые являются главными элементами формирования конкурентных преимуществ предприятия, определяющими его позицию и успех на конкретном рынке.
В-четвертых, менеджмент — это система гибкого управления, позволяющая предприятию своевременно перестраивать свою деятельность, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития (страны, региона, отрасли и самого предприятия). Центральным звеном организации гибкого управления предприятием является развитие и повышение эффективности его маркетинговой деятельности и использование маркетингового подхода в менеджменте.
В-пятых, менеджмент следует рассматривать как науку и искусство организации и координации совместной деятельности людей (персонала предприятия, его подразделений), умение работать с ними для достижения целей предприятия, используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руководства. Современный менеджмент отличает гуманизация управленческой деятельности, которая выражается в направленности работы менеджера на повышение благосостояния персонала предприятия.
Содержание менеджментаможно рассматривать в различных аспектах. В сфере внутрифирменного управления менеджмент принято рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления предприятием и как процесс принятия управленческих решений.
Менеджмент как наука и практика управления.Научной (теоретической) базой менеджмента является общая теория управления, общая теория систем, исследования и достижения в области математики, включая количественные методы исследования операций и моделирование, психология, социология, информатика, инженерные и экономические науки.
Под научными основами управления понимается система научных знаний, которые составляют теоретическую базу практики управления, а точнее — обеспечивают практику менеджмента научными рекомендациями.
Наука об управлении получила развитие в трудах зарубежных и отечественных ученых. Однако, в реальном управлении предприятием фигура ученого-эксперта, пожалуй, не так ответственна и важна, как фигура руководителя, владеющего в совершенстве научными основами управления и осуществляющего его на практике как искусства в силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений. Соединение таланта и научного знания в этой области увеличивает способности добиваться нужных результатов в практической деятельности.
В то же время важно понять, и на это нацелено изучение нашего курса, что менеджмент является самостоятельной областью знаний, являющейся по существу междисциплинарной областью, которую в международной практике принято называть «управленческой мыслью». Управленческая мысль сочетает в себе науку, опыт, талант, «ноу-хау» и владение управленческим искусством. Эволюция управления в 20-м веке как раз и состоит в использовании этих достижений для решения главной проблемы управления, заключающейся в получении желаемых результатов на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию, услуги и использующих определенные ресурсы.
Менеджмент как организация управления предприятиемпризван обеспечить эффективное управление любыми видами хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода) или решение социальной задачи (задач). Содержание менеджмента включает совокупность действий, направленных на детальное представление желаемого результата (целей) и реализацию достижения предприятием этих целей.
Достижение конечных результатов (целей) предприятия предполагает преобразование ресурсов (капитал, материальные ресурсы, технологии, информация, трудовые ресурсы) и осуществление различных управленческих действий, направленных на решение конкретных производственных и социальных задач. Такое понятие менеджмента соответствует пониманию внутрифирменного управления при рассмотрении общих принципов и конкретных методов, механизмов и технологий реализации практических задач управления предприятием, корпорацией.
Менеджмент как процесс принятия управленческих решений отражает процесс управления предприятием как непрерывную цепь разрешения конкретных проблем в осуществлении его хозяйственной деятельности. При этом любая ситуация, возникающая в процессе управления, является конкретной задачей для руководителя-менеджера и требует от него принятия решения (в том числе в отношении целей и программы действий по их достижению). Это касается всех уровней управления. Управляемый объект (предприятие или его самостоятельное подразделение) имеет внешнюю среду, к состоянию которой он должен адаптироваться на основе установления обратных связей. Всякое управленческое решение определяет результат установления конкретной обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды (или другими подразделениями внутри предприятия). При этом принятие решения менеджерами всех уровней должно быть регламентировано соответствующими организационными полномочиями, определяемыми конкретной структурой управления. Управленческие решения принимаются на основе информации, полученной и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и предусматривает конкретные меры контроля его исполнения. Анализ информации, принятие на его основе управленческих решений и обеспечение реализации этих решений составляет общую технологию менеджмента.
Системный подход к изучению менеджмента как системы управления предприятием требует ее изучения: во-первых, в статике и динамике; во-вторых, в рамках глобальной и локальной деятельности; в-третьих, на текущий момент и на перспективу. Это находит отражение в формулировке целей, методов их достижения, организационной структуре управления и определении функционирования предприятия как управляемого объекта.
Понятийный аппарат менеджмента можно представить в виде общих понятий, связанных с экономической средой и предприятием (экономика, рыночная экономика, бизнес, предпринимательство, менеджмент, маркетинг, предприятие, фирма, корпорация, организация и другие понятия), и в виде частных понятий, вытекающих из конкретного содержания менеджмента.
Под экономикой в общем случае понимается рациональное ведение хозяйства. Основу экономики составляет ее первичное звено — предприятие.
Рыночная экономика — это экономика, базирующаяся на экономической самостоятельности и ответственности субъектов хозяйствования, включая собственность на средства производства и предметы труда, и на признании равных прав покупателя и продавца. Основными регуляторами взаимоотношений выступают спрос и предложение. Характерными признаками рыночной экономики являются свободное ценообразование, наличие рынков капитала, труда, товаров, что не исключает элементов государственного регулирования и других внешних факторов, воздействующих на рынок.
Одной из главных производственных структур в рыночной экономике является предприятие (компания, фирма) — экономически и юридически самостоятельный субъект хозяйствования. Субъекты хозяйствования работают на принципах самоокупаемости. Они могут осуществлять деятельность на основе всех форм собственности: частной, кооперативной, государственной и собственности общественных организаций, иностранных юридических лиц. Они могут быть также со смешанным капиталом.
В рыночной экономике широко распространены корпорации. Они представляют собой соединение нескольких предприятий, организаций, физических лиц для совместной деятельности. В рамках настоящей публикации мы будем использовать понятие предприятие для обозначения любых хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица, включая и объединения предприятий, организаций и фирм. Однако, рассматривая внутрифирменное управление и межфирменную интеграцию, мы будем также использовать понятие «корпорация» и другие термины(компания, фирма), принятые в международной практике, давая соответствующие пояснения.
В современной литературе по менеджменту широко употребляется понятие «организация», обозначающее группу людей, имеющих общую цель деятельности и являющуюся обобщением таких понятий как предприятие, фирма, корпорация, банк, институт, учреждение и т.п. Поэтому понятие «организация» также используется при изложении материалов книги, но главным образом в рамках рассмотрения основ менеджмента.
Понятие «менеджмент» часто соседствует с понятием «бизнес».
Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Управление бизнесом (business management) включает управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим понятием употребляется термин (практически его синоним) «business administration», который можно перевести как «деловое администрирование». Понятие «менеджмент» применимо ко всем типам организаций, но если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин «public administration» (для верхних уровней — «government administration»), которое переводится как «государственное управление».
Бизнесмен — физическое лицо (конкретная личность), которое делает деньги, владея капиталом, находящимся в обороте и приносящим доход. Бизнесменом может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или собственник, который не занимает никакой должности в организации, но является владельцем ее акций и может быть членом ее правления.
Менеджер — специалист в области управления, занимающийся управлением организацией для получения экономической или социальной выгоды как профессиональной деятельностью. Он обязательно занимает постоянную оплачиваемую должность, в его подчинении находятся люди.
Предпринимательство является частным случаем бизнеса. Этот вид деятельности еще более связывается с личностью человека-предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя определенное нововведение, вкладывая собственные средства в новое дело (предприятие) и принимая на себя личный имущественный риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Главное отличие все-таки остается и заключается в том, что предприниматель имеет собственное дело. Менеджер, как правило, является служащим, которому владелец платит за труд. В широком смысле слова бизнесмен, предприниматель и менеджер означают человека, занимающегося активной деятельностью, приносящей ему в случае успеха материальные блага, в том числе: доход, прибыль, высокую заработную плату, дивиденды, премии и т. д.
Понятие «маркетинг» находится в тесной связи с понятием «рыночная экономика». Оно происходит от английского слова «market», что в переводе означает «рынок». Понятие «маркетинг» в рыночной экономике используется в двух значениях:
1)означает деятельность, которая направлена на изучение
рынка сбыта;
2)означает организацию работы на предприятии, в организации, при которой решения принимаются на основе специального изучения рынка.
Второе определение относится по существу к характеристике менеджмента. В этом случае речь идет о маркетинговом подходе в менеджменте, в основу которого положены цели и задачи выпуска качественного товара и оказания услуг, ориентированных на спрос покупателя, на рынок сбыта.
Некоторые пары понятийных категорий менеджмента и их взаимосвязи, применяемые при рассмотрении конкретных положений управления предприятием, требуют пояснения. Это относится прежде всего к отличиям более широкого понятия «управление» и управленческих функций.
Управление и руководство. Часто эти понятия употребляют как синонимы при рассмотрении процесса управления. Однако управление является более широким определением этого процесса. Понятие «руководство» в этом процессе относится только к части или отдельному элементу (функции) управления: целенаправленным воздействием менеджера на подчиненных (на персонал).
Управление и планирование. Планирование является составной частью процесса управления предприятием, организацией, подразделением. Однако если речь идет о стратегическом планировании, то управление может приобретать в этом случае новое («подчиненное») качество, так как непосредственное управление в целом подчиняется целям и разрабатываемой стратегии предприятия.
Управление и организация. В производственной практике эти два понятия нередко взаимозаменяемы, если понятие «организация» употребляется в его широком значении как процесс создания и поддержания необходимых производственных условий.
Однако наиболее распространенным случаем является рассмотрение понятия «организация» как составной части процесса управления, как одной из его функций Управление и контроль. Контроль является частью процесса управления, его функцией, но в производственной практике нередки случаи, когда существующие в организации виды и формы контроля настолько многочисленны, что они подменяют собой менеджмент. Контроль в таких организациях является эффективным средством управления и приобретает крайне жесткий характер. Другим случаем восприятия контроля как управления служит контроллинг. Изначально он определялся как система контроля проведения изменений в организации. В ряде случае контроллинг стал подменять стратегическое управление.
В целом приведенные пары понятий следует рассматривать с учетом того, что планирование, организация и контроль являются основными функциями менеджмента, то есть управления предприятием.
Наука и искусство менеджмента. Как отмечалось выше, менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления. Он базируется на определенных объективных законах, кибернетики, экономики и других наук. В то же время, практическое управление во многом зависит от таланта руководителя-менеджера, его индивидуальных способностей, умения работать с людьми, личной инициативы, интуиции и других факторов. Умение использовать все это в управлении является искусством. Поэтому менеджмент как всякая творческая деятельность несет в себе элементы науки и искусства. При этом наука менеджмента проявляется в формировании научно обоснованных рекомендаций для эффективного управления предприятием, а искусство служит его высшим практическим проявлением, отражающим ценность человека (менеджера) в осуществлении этого управления и возможности его творческого потенциала.
Рассмотренные понятия естественно не охватывают весь смысловой аппарат менеджмента. В него входит значительное число и других понятий, таких как закономерности, принципы, цели, задачи, управленческие решения, организационный механизм, стратегия, тактика и многое другое. К их анализу мы будем многократно возвращаться по мере изложения материала книги.