Концептуальные основы МСФО

 

Основные допущения МСФО:

  1. Метод начисления.
  2. Непрерывность деятельности.

 

Качественные характеристики информации по МСФО:

  1. Понятность
  2. Уместность (значимость)
  3. Надежность (достоверность)

Требования к достоверности информации:

1. Правдивое представление

2. Приоритет содержания над формой

3. Осмотрительность

4. Нейтральность

5. Полнота

  1. Сопоставимость или сравнимость

Элемент финансовой отчетности – это экономические категории, которые связаны с предоставлением информации о финансовом состоянии предприятии и результатов его деятельности.

Элементы финансовой отчетности:

  1. Активы – средства или ресурсы, контролируемые предприятием и являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод.
  2. Обязательства –существующая на отчетную дату задолженность, возникшая их событий прошлых периодов, погашение которых приведет к оттоку ресурсов предприятия.
  3. Собственный капитал – оставшаяся доля активов предприятия после вычета всех обязательств.
  4. Доходы – увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период, что приводит к расширению активов и уменьшению обязательств, результатом чего является рост собственного капитала.
  5. Расходы – сокращение экономических выгод, которое выражается в уменьшении или потери стоимости активов или увеличении обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала.

 

Методы оценки стоимости активов и обязательств

1. Фактическая стоимость приобретения или первоначальная стоимость

2. Текущая (восстановительная стоимость)

3. Возможная стоимость продажи, реализационной или ликвидационной стоимости

4. Дисконтированная или приведенная стоимость. Для активов – это дисконтированная стоимость будущих чистых притоков денежных средств в условиях нормального функционирования предприятия. Для обязательств – дисконтированная стоимость будущих оттоков денежных средств при погашении обязательств в условиях нормального функционирования предприятия.

5. Рыночная стоимость

6. Справедливая (честная) стоимость

 

Состав и содержание финансовой отчетности в соответствии с МСФО

 

Комплект финансовой отчетности должен включать:

  1. Бухбаланс
  2. Отчет о финансовом состоянии деятельности предприятия
  3. Отчет об изменении в капитале, отчет о движении денежных средств
  4. Учетная политика
  5. Пояснительное примечание

Выделяют три вида бухгалтерских баланса:

  1. Американский: А = О + К
  2. Англо-саксонский: А - О = К
  3. Континентальный: А = К + О

 

15.11

К краткосрочным активам относят:

- активы, предназначенные для реализации и использования в нормальных условиях хозяйствования в пределах обычного операционного цикла.

- активы, предназначенные для коммерческих целей или использования в течение короткого срока.

- активы в виде денежных средств или их эквивалентов.

Краткосрочные обязательства – обязательства, ожидаемые к погашению в течение обычного операционного цикла; обязательства, подлежащие к погашению в течение 12 месяцев.

Бухгалтерский баланс включает:

- основные средства

- нематериальные активы

- финансовые активы

- инвестиции, учтенные по методу участия

- запасы

- торговые и иные дебиторские задолженности

- денежные средства и их эквиваленты

- задолженность покупателей и заказчиков и иная дебиторская задолженность

- налоговые обязательства и налоговые требования

- резервы

- долгосрочные обязательства

- доля меньшинства

- выпущенный капитал и резервы

Отчет о финансовых результатах включает следующие статьи:

  1. Выручка
  2. Результаты операционной деятельности
  3. Затраты по финансированию
  4. Доля прибылей и убытков, ассоциированных компанией и совместной деятельностью
  5. Расходы по налогу
  6. Прибыль или убыток от обычной деятельности
  7. Результат чрезвычайных обстоятельств
  8. Доля меньшинства
  9. Чистая прибыль или убыток за период

Отчет об изменении в капитале имеет 2 варианта:

  1. Отчет включает прибыли и убытки организации за отчетный период
  2. Отчет включает только чистое влияние прибыли и убытков, отраженное в разделе капитал

Отчет о движении денежных средств

  1. Денежные потоки от операционной деятельности
  2. Денежные потоки от инвестиционной деятельности
  3. Денежные потоки от финансовой деятельности

Выделяют два метода составления отчета о движении денежных средств

  1. Прямой метод – заключается в последовательном расчете основных поступлений и выплат денежных средств от операционной деятельности.
  2. Косвенный метод – представляет собой трансформацию чистой прибыли, чистой суммы полученных или потраченных денежных средств, то есть корректировку суммы чистой прибыли на неденежные статьи.

Учетная политика должна отражать:

  1. Выбранные организацией принципы и методы учета
  2. Принципы и методы учета наиболее характерны для данной отрасли
  3. Соответствие МСФО

Разделы учетной политики:

  1. Основные подходы к составлению сводной финансовой отчетности
  2. Инвестиции в ассоциированной компании
  3. Совместная деятельность
  4. Иностранная валюта
  5. Финансовые инструменты
  6. Деловая репутация
  7. Исследование и разработки
  8. Расходы по разработке программного обеспечения
  9. Прочие нематериальные активы
  10. Инвестиции
  11. Инвестиции в недвижимость
  12. Основные средства
  13. Учет операций по аренде
  14. Госсубсидии
  15. Материально-производственные запасы
  16. Договоры строительного подряда
  17. Дебиторская задолженность
  18. Денежные средства и их эквиваленты
  19. Резервы предстоящих расходов и платежей
  20. Отложенные налоги на прибыль
  21. Акции
  22. Признание выручки
  23. Сравнительный показатель

 

29.11