Концептуальные основы МСФО
Основные допущения МСФО:
- Метод начисления.
- Непрерывность деятельности.
Качественные характеристики информации по МСФО:
- Понятность
- Уместность (значимость)
- Надежность (достоверность)
Требования к достоверности информации:
1. Правдивое представление
2. Приоритет содержания над формой
3. Осмотрительность
4. Нейтральность
5. Полнота
- Сопоставимость или сравнимость
Элемент финансовой отчетности – это экономические категории, которые связаны с предоставлением информации о финансовом состоянии предприятии и результатов его деятельности.
Элементы финансовой отчетности:
- Активы – средства или ресурсы, контролируемые предприятием и являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод.
- Обязательства –существующая на отчетную дату задолженность, возникшая их событий прошлых периодов, погашение которых приведет к оттоку ресурсов предприятия.
- Собственный капитал – оставшаяся доля активов предприятия после вычета всех обязательств.
- Доходы – увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период, что приводит к расширению активов и уменьшению обязательств, результатом чего является рост собственного капитала.
- Расходы – сокращение экономических выгод, которое выражается в уменьшении или потери стоимости активов или увеличении обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала.
Методы оценки стоимости активов и обязательств
1. Фактическая стоимость приобретения или первоначальная стоимость
2. Текущая (восстановительная стоимость)
3. Возможная стоимость продажи, реализационной или ликвидационной стоимости
4. Дисконтированная или приведенная стоимость. Для активов – это дисконтированная стоимость будущих чистых притоков денежных средств в условиях нормального функционирования предприятия. Для обязательств – дисконтированная стоимость будущих оттоков денежных средств при погашении обязательств в условиях нормального функционирования предприятия.
5. Рыночная стоимость
6. Справедливая (честная) стоимость
Состав и содержание финансовой отчетности в соответствии с МСФО
Комплект финансовой отчетности должен включать:
- Бухбаланс
- Отчет о финансовом состоянии деятельности предприятия
- Отчет об изменении в капитале, отчет о движении денежных средств
- Учетная политика
- Пояснительное примечание
Выделяют три вида бухгалтерских баланса:
- Американский: А = О + К
- Англо-саксонский: А - О = К
- Континентальный: А = К + О
15.11
К краткосрочным активам относят:
- активы, предназначенные для реализации и использования в нормальных условиях хозяйствования в пределах обычного операционного цикла.
- активы, предназначенные для коммерческих целей или использования в течение короткого срока.
- активы в виде денежных средств или их эквивалентов.
Краткосрочные обязательства – обязательства, ожидаемые к погашению в течение обычного операционного цикла; обязательства, подлежащие к погашению в течение 12 месяцев.
Бухгалтерский баланс включает:
- основные средства
- нематериальные активы
- финансовые активы
- инвестиции, учтенные по методу участия
- запасы
- торговые и иные дебиторские задолженности
- денежные средства и их эквиваленты
- задолженность покупателей и заказчиков и иная дебиторская задолженность
- налоговые обязательства и налоговые требования
- резервы
- долгосрочные обязательства
- доля меньшинства
- выпущенный капитал и резервы
Отчет о финансовых результатах включает следующие статьи:
- Выручка
- Результаты операционной деятельности
- Затраты по финансированию
- Доля прибылей и убытков, ассоциированных компанией и совместной деятельностью
- Расходы по налогу
- Прибыль или убыток от обычной деятельности
- Результат чрезвычайных обстоятельств
- Доля меньшинства
- Чистая прибыль или убыток за период
Отчет об изменении в капитале имеет 2 варианта:
- Отчет включает прибыли и убытки организации за отчетный период
- Отчет включает только чистое влияние прибыли и убытков, отраженное в разделе капитал
Отчет о движении денежных средств
- Денежные потоки от операционной деятельности
- Денежные потоки от инвестиционной деятельности
- Денежные потоки от финансовой деятельности
Выделяют два метода составления отчета о движении денежных средств
- Прямой метод – заключается в последовательном расчете основных поступлений и выплат денежных средств от операционной деятельности.
- Косвенный метод – представляет собой трансформацию чистой прибыли, чистой суммы полученных или потраченных денежных средств, то есть корректировку суммы чистой прибыли на неденежные статьи.
Учетная политика должна отражать:
- Выбранные организацией принципы и методы учета
- Принципы и методы учета наиболее характерны для данной отрасли
- Соответствие МСФО
Разделы учетной политики:
- Основные подходы к составлению сводной финансовой отчетности
- Инвестиции в ассоциированной компании
- Совместная деятельность
- Иностранная валюта
- Финансовые инструменты
- Деловая репутация
- Исследование и разработки
- Расходы по разработке программного обеспечения
- Прочие нематериальные активы
- Инвестиции
- Инвестиции в недвижимость
- Основные средства
- Учет операций по аренде
- Госсубсидии
- Материально-производственные запасы
- Договоры строительного подряда
- Дебиторская задолженность
- Денежные средства и их эквиваленты
- Резервы предстоящих расходов и платежей
- Отложенные налоги на прибыль
- Акции
- Признание выручки
- Сравнительный показатель
29.11