Понятие, типы, источники кабинетных исследований, методы сбора первичной информации. Этапы проведения маркетинговых исследований.
Для принятия маркетинговых решений на любом уровне компании нужна информация, которую можно получить с помощью рыночных (маркетинговых) исследований. Компании, работающие на принципах маркетинга, регулярно проводят такие исследования. Они могут осуществляться как самостоятельно — отделом маркетинга компании, так и с помощью сторонних фирм, специализирующихся на проведении маркетинговых исследований.
Маркетинговое исследование — это сбор, обработка и анализ информации для принятия маркетинговых решений.
Причины проведения маркетинговых исследований: вывод нового товара на рынок, поиск новых рынков для существующих товаров, определение мотивов поведения потребителей, отслеживание деятельности конкурентов, разработка рекламной кампании.
Основные типы маркетинговых исследований:
- постоянные и разовые;
- панельные;
- качественные и количественные;
- поисковые, описательные и причинные;
- кабинетные и полевые.
Постоянные (регулярные) исследования — сбор и анализ данных происходит регулярно по одному и тому же кругу вопросов. Этот опросник предлагается группе респондентов, состав которой может быть как постоянным, так и меняющимся.
Разовые исследования — это исследования, которые проводятся при возникновении проблемы, такое исследование каждый раз планируется заново.
Панельные исследования проводятся на базе панели — группы индивидуальных потребителей или компаний, которая сохраняет все свойства некоей более крупной совокупности и члены которой регулярно поставляют информацию.
Качественные исследования, цель которых — объяснить наблюдаемые явления. С их помощью можно определить, что движет потребителем, как он принимает решения и на основе каких соображений. На основе этого выдвигаются гипотезы, проверяемые потом с помощью количественных методов анализа.
Количественные исследования проводятся для получения и анализа достоверных статистических данных. Эти исследования дают возможность проверить точность гипотез, выдвинутых в процессе качественных исследований.
Поисковые (зондирующие) исследования направлены на поиск предварительных гипотез, объяснений возникшей проблемы (ситуации) или поиск идей. Проводятся они с помощью приемов качественного анализа, таких как личные беседы с лицами, имеющими отношение к данной проблеме, и с экспертами.
Описательные (дискретные) исследования — характеристика ситуации на основе сбора и регистрации данных. Примером являются исследования, проводимые Госкомстатом.
Причинные (казуальные) исследования имеют целью нахождение причинно-следственной связи между переменными и тем самым позволяют найти оптимальное решение проблемы. Например, ответить на вопрос: как повлияет увеличение цен на товарооборот компании?
I. Кабинетные исследования проводятся на основе анализа вторичных данных. Вторичные данные — это данные официальных источников, публикаций, статистических справочников, т. е. информация, которая была собрана кем-то для своих целей, и она может быть полезна для решения данной конкретной маркетинговой проблемы. Цель таких исследований — получить информацию об основных тенденциях и процессах, имеющих место на рынке.
Источники вторичных данных:
• внутренние: данные бухгалтерии, списки клиентов, отчеты продавцов, перечень жалоб, годовой отчет, план маркетинга и другие документы;
• внешние: Госкомстат, торговая палата, производственные и торговые ассоциации, отраслевые организации, банки, библиотеки и файлы данных.
II. Полевые исследования — сбор и анализ первичной информации. Первичная информация — информация, которая собирается в процессе исследования для решения конкретной маркетинговой проблемы с помощью определенных методов.
Методы сбора первичной информации: наблюдение, эксперимент, опрос (анкетирование).
1. Наблюдение — метод, основная цель которого — изучить поведение потребителей, не вступая с ними в непосредственный контакт. Происходит только фиксация событий без объяснения причин происходящего. Так, с помощью скрытых камер можно наблюдать за поведением покупателей в магазинах, видеть, что и в каком количестве они покупают, оценить эффективность выкладки товаров в торговом зале. Видеонаблюдение применяется при исследованиях реакции потребителей на рекламу, новую упаковку и т. д.
2. Эксперимент используется в тех случаях, когда результат складывается под воздействием нескольких переменных. Его цель — определить степень влияния одной переменной на результат путем ее изменения при сохранении других переменных постоянными. Например, можно оценить влияние дизайна журнала на время его чтения. Для этого формируют две группы читателей. Одной предлагают старый дизайн журнала, другой — новый и фиксируют время чтения. Можно так же исследовать влияние рекламы на эффективность мероприятий по стимулированию сбыта, цены — на объем продаж товара, марки — на восприятие качества товара и т. д.
3. Опрос (анкетирование) — специальная процедура, которая позволяет получить данные путем опроса лиц (респондентов) об их намерениях, отношении, осведомленности, привычках потребления и т. д. Опрос может быть полным или выборочным — когда в нем участвуют не все потребители генеральной совокупности (например, на образовательных выставках часто проводят опросы относительно целей поступления в вуз, критериев выбора учебного заведения и т. д.; обычно в опросе участвуют от 50 до 500 респондентов, что является лишь небольшой частью всех потенциальных абитуриентов вузов). Выборка — это определенное количество представителей генеральной совокупности, участвующих в опросе, и их состав должен отражать все основные характеристики генеральной совокупности. Выделяют следующие методы проведения опроса:
-- личные интервью — устные опросы, обычно проводящиеся с помощью анкет по заранее подготовленным адресам. Для этого метода характерен низкий процент отказов. К недостаткам можно отнести значительную стоимость личных интервью, а также риск, что респондент попадет под влияние интервьюирующего;
-- опрос по почте — достаточно дешевый способ получения информации, позволяющий охватить довольно большое количество респондентов, и при этом отсутствует влияние интервьюирующего. Однако процент возврата анкет очень низкий (не превышает 10—15 %). К этому методу относят также регистрацию возвращенных купонов, помещенных в рекламных объявлениях, на листовках, на упаковке и на инструкциях по использованию товара;
-- опрос по телефону — недорогой и оперативный способ проведения опросов. Для этого метода характерен низкий процент отказов (около 10—20 %). Его недостаток состоит в том, что интервьюирующий может задать лишь небольшое число вопросов, которые должны быть прямыми и простыми. Кроме того, телефонная выборка может оказаться недостаточно представительной (в ней могут преобладать отдельные группы населения), что исказит результат опроса.
Процесс маркетингового исследования
Проведение исследования включает в себя следующие этапы:
1. постановка проблемы;
2. составление плана исследования;
3. сбор информации;
4. обработка данных и отчет.
Постановка проблемы. На этом этапе формулируется проблема, для решения которой проводится исследование, и устанавливаются цели исследования. Цель состоит в том, чтобы как можно более четко определить, какая информация необходима для решения маркетинговой проблемы.
Составление плана исследования. В плане исследования должны быть указаны методы, процедуры сбора и анализа информации. План должен содержать цели и задачи исследования, источники информации, инструменты исследования, методологию построения выборки, календарный график проведения исследования и смету расходов.
Сбор информации. После того как утвержден план исследования, начинается сбор информации. Компания может делать это самостоятельно или поручить специализированной исследовательской фирме. Данный этап может содержать две ступени: на первой правильность выбранных методов сбора данных проверяется на небольшой выборке, на второй идет сбор информации уже по всей выборке.
Обработка данных и отчет. Данные, полученные в ходе исследования, обрабатываются и анализируются. Результатом этого анализа становится написание отчета об исследовании, котором делаются выводы и рекомендации, позволяющие принимать управленческие решения.
Отчет должен содержать следующую информацию:
- цель исследования;
- для кого и кем проводилось исследование;
- характеристику выборки, время проведения, методы сбора и обработки информации;
- сведения об исполнителях и консультантах;
- источники получения информации, их надежность;
- важнейшие выводы по результатам исследования.
Вопрос №9. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций: