Государство как кредитор. Бюджетные кредиты и ссуды.

Кредиты МВФ России и условия их предоставления

Дата предоставления кредитов Сумма млрд. долл.   Условия кредитов
1992г. Жесткий контроль госбюджетного дефицита и роста денежной массы, ослабление регулирования цен и тарифов
1993-1994гг два транша по 1,5 То же + постепенная либерализация внешней торговли, в первую очередь экспорта, доступа иностранных инвесторов на финансовый рынок
1995г. 6,8 То же + ликвидация внешнеэкономического субсидирования, ограничений на экспорт нефти, постепенная отмена госконтроля на экспортно-импортной выручкой
1996-1998гг. 21,3 Отмена экспортных пошлин на нефть и газ, кредитование и повышение акцизов на их добычи, снижение пошлин на импорт, приватизация крупных госпредприятий, сокращение бюджетного дефицита и госрасходов, продолжение либерализации экспорта и импорта
1992-1998гг. 32,15  

 

Наряду с привлечением средств на общегосударственные нужды, государственный кредит предусматривает также предоставление заемщикам, как правило, из бюджета, денежных средств на возвратной основе в виде бюджетных ссуд, товарного кредита, льготных кредитов, инвестиционного налогового кредита и в других формах.

То есть, в широком понимании Госкредит включает не только привлечение кредитных ресурсов, но и предоставление кредитов и ссуд за счет средств государственных денежных ресурсов. Это перераспределение национального дохода также является составляющим элементом вторичного распределения.

Если государство выступает как кредитор, то государственный кредит считается активным, если как заемщик, такая разновидность государственного кредита рассматривается как пассивная

Форма государственного кредита является внешним проявлением содержания экономических отношений, которое выражает кредит.

Госкредит выступает в двух основных формах:

- товарной;

- денежной.

Товарная форма (хлебный, сахарный, автомобильный, железнодорожные займы и пр.) находила широкое применение в период послевоенного восстановления народного хозяйства СССР. Наибольшее значение получила денежная форма государственных займов, разновидностью которой является отсрочка платежей по обязательствам.

Бюджетный кодекс разграничивает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

В качестве заемщика средств федерального бюджета могут выступать:

1. бюджетные учреждения (они имеют право лишь получать ссуду из бюджета и внебюджетных фондов, а в кредитных учреждениях и у юридических лиц - нет);

2. государственные и муниципальные унитарные предприятия;

3. др. юридические лица;

4. органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.