Государственный финансовый контроль
Государственный финансовый контроль является важнейшим элементом управления государственными финансами.
Финансовый контроль на макроуровне – это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства. Он создан для:
- обеспечения процесса формирования и эффективного использования фондов денежных средств;
- контроля за соответствием действующих форм и методов реализации объективно необходимых и установленным законодательно финансовым отношениям;
- выявления и устранения диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям с целью наиболее эффективного их использования.
Объект контроля – государственные финансы.
Предмет контроля – бюджеты, внебюджетные фонды, финансовые планы (сметы), отчеты об их исполнении в территориальном и отраслевом разрезах.
Государственный финансовый контроль осуществляют все ранее рассмотренные структуры власти. Особая роль отводится Счетной палате РФ и Федеральному казначейству.
Счетная палата РФ – независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному собранию РФ.
Целью Счетной палаты является – определение эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств и использования федеральной собственности, совершенствование бюджетного процесса в целом.
Аудиторы Счетной палаты РФ назначаются в равном количественном соотношении от Государственной Думы и Совета Федерации, имеют статус федерального министра и осуществляют проверки по планам и заданиям Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ.
В связи с обострением финансовой ситуации в 1006г. была создана временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ и разработана специальная государственная стратегия экономической безопасности России.
Органы Казначейства – имеют право производить проверки различных денежных документов, отчетов, смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках, применять меры бесспорного взыскания государственных средств, налагать штрафы.
Основные задачи Казначейства в области контроля:
- контроль за доходной и расходной частями федерального бюджета в процессе его исполнения;
- контроль за состоянием государственных финансов в целом и представлением высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
- контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами, отношениями между ними и федеральным бюджетом;
- контроль совместно с УБ за состоянием государственного внутреннего и внешнего бюджетного долга РФ.
Кроме государственного внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля широкое распространение получает аудиторский контроль.
Аудит – это вид предпринимательской деятельности по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований.
Аудит делится на внутренний и внешний, добровольный и обязательный (акционерные общества, банки, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные компании, хозяйствующие субъекты с иностранным капиталом в уставном фонде и др.)
Классификация финансового контроля в целом осуществляется по пяти направлениям.
1. По времени проведения:
- Предварительный – самых эффективный, применяется на этапах рассмотрения и принятия бюджетов, финансовых планов, заключения договоров и сделок.
- Текущий (оперативный).
- Последующий.