Развитие мыслительной деятельности.

Этот аспект умственного воспитания рассматривается как развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей. Положительный результат во многом зависит от того, насколько взрослые сумели пробу­дить у ребенка интерес к умственным за­нятиям, воспитать привычку к мыслительной деятельности. 1} свое время К. Д. Ушинский писал, что «умственный труд едва ли не самый тяжелый для человека», поэтому приучать ребенка к умственному труду следует «понемногу, осторож­но» (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. -М., 1953. -Т. 1. -С. 324).

Из курса психологии вы знаете, что мышление возника­ет на основе практической деятельности из чувственного познания, раздвигая горизонты последнего. В отношении маленького ребенка важен процесс действий с познаваемы­ми предметами. На основе практических действий малыш учится сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, группировать. Начинает функционировать первая фор­ма мышления - наглядно-действенное. По­степенно у ребенка развивается способность мыслить не только на основе непосредственного восприятия предме­тов, но и на основе образов. Формируется наглядно-образное мышление. Во второй половине дошколь­ного возраста начинает развиваться словесно-логи­ческое мышление. Наиболее отчетливо эта форма мышления проявляется при установлении связей, существу­ющих между предметами и явлениями. Раньше всего ребе­нок усваивает функциональные связи: название, назначе­ние предмета. Более сложными для детей оказываются свя­зи, которые как бы не лежат на поверхности предметов, хотя и доступны чувственной практике, опыту: пространствен­ные, временные, причинно-следственные.

Внутри всех форм мышления осуществляется развитие основных мыслительных операций.Учить детей мыслить -задача, которую должны решать взрослые. Даже малень­ким детям нецелесообразно давать знания в «готовом виде», когда основная нагрузка ложится на память. Следует учить ребенка анализировать, сравнивать, сопоставлять, обоб­щать; подводить его к классификации; побуждать к выска­зыванию собственных предположений. Перед детьми необ­ходимо ставить задачи, стимулирующие их познавательную активность, требующие размышления, сравнения.

В дошкольном возрасте развиваются и такие важные познавательные процессы, как память и воображение.


Благодаря памяти ребенок запоминает, сохраняет, вос­производит то, что раньше воспринимал, делал, чувство­вал. Мышление невозможно без накопления нужных све­дений, фактов. Однако, признавая исключительную роль памяти в развитии познавательной деятельности, не сле­дует все же ее переоценивать. В эту ошибку нередко впа­дают педагоги и родители, считая основным показате­лем умственного развития ребенка объем его знаний, на­копленную им информацию. Придерживаясь данной точки зрения, они направляют все свои воспитательные воздействия на то, чтобы добиться запоминания и вос­произведения информации об окружающем мире.

Вместе с тем с первых лет жизни надо учить ребенка за­поминать имена героев книг, мультфильмов, авторов ху­дожественных произведений, с которыми его знакомят, композиторов, художников, в том числе и иллюстраторов детских книг. Необходимо развивать память ребенка с по­мощью специальных игр, упражнений, заучивания стихот­ворений и т.п.

Суммируя сказанное выше, можно заключить, что па­мять является кладовой знаний, основой, без которой нельзя обойтись, но ограничиваться ею в развитии познаватель­ной деятельности детей нельзя.

Большое место среди познавательных процессов чело­века вообще, а ребенка дошкольного возраста в особенно­сти занимает воображение. Воображение заключается в со­здании новых образов на основе тех, которые были воспри­няты ранее, а также вновь полученных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, явля­ется основой творческой деятельности ребенка. Задача взрослых - всячески развивать у детей способности к вооб­ражению.

Первоначально у ребенка появляется воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жиз­ненного опыта и развитием мышления формируется твор­ческое воображение. Воссоздающее воображение у ребенка надо развивать, предлагая ему мысленно предста­вить себе то, о чем ему рассказывают, читают, или же в ка­кой последовательности он будет выполнять задание.

Особенно важно развивать творческое воображение, а для этого побуждать ребенка к поиску решения задачи, подталкивать к маленьким открытиям, просто учить фан­тазировать. Например, летом на прогулке педагог пред­лагает детям рассказать, каким был куст сирени весной, а затем мысленно вообразить, как он будет выглядеть осе­нью, зимой.

Для полноценного умственного развития важны не толь­ко своевременное формирование познавательных процес­сов, но и их произвольность: умение сосредоточивать вни­мание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя при­поминать, не пасовать перед трудностями, не падать духом, если сразу не удается правильно решить практическую или умственную задачу.