Лекция 12. Средняя взрослость (зрелость).

Список основной литературы

Вопросы для закрепления материала

 

1. Какие пять групп проблем формируют «ядро» философии?

2. Как формируется структура философского знания в соответствии с областями исследования?

3. Как в истории философии менялись доминирующие сферы философского исследования?

4. Доказательно мотивируйте преемственность в философской проблематике.

5. Составьте классификацию философских учений на историческом основании.

6. Как проводится типология философских знаний по регионально-цивилизационному и национальному признакам?

7. Охарактеризуйте материалистические и идеалистические философские системы.

8. Классифицируйте философские учения по принципу единственности или множественности принимаемых ими основ бытия.

9. Как можно провести типологию философских учений в зависимости от характера ответа на вопрос об адекватности познания.

10. В чем отличие рационализма и иррационализма в философии?

 

 

Рекомендуемая литература

1. Философия: Учебное пособие.- М.: Издательство РДЛ, 2002.

2. Философия: Учебное пособие для технических вузов.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

3. Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М.: ПБОЮЛ, 2002.

5. Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 2002.

Список дополнительной литературы.

1. История философии. Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2. История философии. Учебник для высших учебных заведений.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

3. Современная философия: Словарь и хрестоматия.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

4. Хрестоматия по философии: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 1997.

5. Гильдебранд Д. Что такое философия?.- СПб., 1997.

6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.- М., 1990.

7. Тормасов Б.А. Философы и философия.- М.: Остожье, 1998.

8. Хюбшер А. Мыслители нашего времени.- М.: Изд-во ЦТР МГПВОС, 1994.

 

Литература:

1. М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова Возрастная и педагогическая психологи. М., 2003.

2. О.О.Петрова, Т.В.Умнова Возрастная психология. Конспект лекций. – Ростов н/Д, 2004.

План.

1. Познавательные особенности средней взрослости.

2. Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека.

 

1.

Средний возраст человека охватывает отрезок от 40 до 60-65 лет. В этом возрасте в организме наблюдается снижение физических возможностей человека. Это в свою очередь отражается на характеристиках психофизических функций, затрагивает сенсомоторные и моторные процессы, а также деятельность его внутренних органов и систем.

В возрасте 41-46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания, тогда как в этот же самый возрастной период отмечается снижение функций памяти.

Интеллектуальная активность, согласно данным некоторых исследований, с 18 до 60 лет практически не меняется. По другим данным обнаружено, что резкое возрастание показателей интеллектуального развития происходит в возрастном периоде от 18 до 50 лет, а затем начинается постепенное снижение интеллектуальных возможностей.

Для людей в возрасте от 40 лет профессиональная деятельность становится важнейшим источником человеческих чувств. С возрастом человек все более дорожит своим рабочим местом. Характерной чертой среднего возраста является стремление к переоценке профессиональной карьеры.

 

2.

Период зрелости по возрасту (40-45 – 55-60 лет) и по состоянию духа человека был назван друвними греками порой «акмэ», что означало вершину, высшую ступень чего-нибудь, момент наивысшего расцвета человеческой личности, «тождественности себе». Отечественный психолог Н.Н.Рыбников (1928) предложил обозначить термином «акмеология» специальный раздел возрастной психологии – о периоде расцвета всех жизненных сил человека, изучающей зрелую личность.

Развитие личности на этапе зрелости имеет свои специфические психологические особенности:

Продолжение выполнения профессиональных и социальных ролей (они могут поочередно доминировать и ослабевать);

Уход детей из родительской семьи и изменение в связи с этим образа жизни

Изменения в физическом и интеллектуальном развитии и пр.

Индивидуальному развитию человека присущи противоречия и гетерохронность (неравномерность), что является в свою очередь, существенной характеристикой в определении зрелости (незрелости) той или иной структуры психики человека как индивиду и личности. Изучены и описаны явления гетерохронности общесоматического, полового и нервно-психического созревания. При этом отмечено, что чем старше человек, тем более заметна гетерохронность, а на стадии зрелости возрастает и вариативность несовпадений (Б.Г.Ананьев).

Таким образом, констатирует Б.Г.Ананьев, «наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях» («Человек как предмет познания» с. 109)

Очень важно в зрелом возрасте уметь сохранять эмоциональную стабильность в любых стрессовых ситуациях, находить возможности к осмыслению происходящих изменений (физических, физиологических, психологических и т.п.). Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным, переход от состояния максимальной активности, бурной деятельности, присущей периоду «акмэ», к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что подтачивается здоровье, меньше становится сил возникает необходимость уступить место новым поколениям при субъективном нежелании, внутреннем сопротивлении это сделать, т.к сегодня человек в свои 50-60 лет субъективно не ощущает себя старым.

В этих сложных жизненных ситуациях, кажущихся порой безвыходными, жизнь не утрачивает смысла и ценности, если научиться подчинять себе обстоятельства (там где это возможно и целесообразно), развить в себе способности управлять своими эмоциями, способности к самоанализу и саморегуляции поведения. В решении этих важнейших практических задач весьма существенную помощь может оказать овладение человеком саногенным мышлением (по Ю.М.Орлову), т.е. таким мышлением, которое способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и др.