Сознание – 2 ч.

Тема № 4.

План лекции:

 

1.Проблема сознания в различных философских системах. Вопрос о сущности сознания в философии и естествознании.

2. Проблема возникновения сознания. Действительность, логика и язык.

3. Сознание, его структура и источники. Антропогенез. Идеальность сознания.

4. Сознание и самосознание человека.

 

 

1. Проблема сознания в различных философских системах. Вопрос о сущности сознания в философии и естествознании

Категория «сознания» имеет принципиально важное значение, как для философии, так и для естественных наук. Правильное научное понимание сознания и значения его в жизни общества важно для каждого человека, для формирования его научного мировоззрения.

На вопрос о том, что такое сознание, какова его природа и сущность, а также происхождение, различные философские направления и школы отвечали различным образом. Исторически, наибольшее распространение по этому вопросу получили различного рода идеалистические и религиозные концепции. В этой связи Ф. Энгельс в сочинении «Л. Фейербах и конец классической немецкой философии», гл.II, отмечал: «Уже с того весьма отдалённого времени, когда люди, ещё не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти – уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру».

Сущность сознания в религиозной философии объяснялась так: Бог дал душу, бог взял душу. С точки зрения идеалистов, сознание также есть проявление нематериальной духовной силы – «души», независящей от материи вообще, и от человеческого мозга, в частности, способной вести самостоятельное существование, бессмертной и вечной. Так, например, Платон полагал, что сознание – есть проявление человеческой души, существующей вечно в мире идей. Душа, по Платону, состоит из 3-х частей: разум, воля, чувственность. В соответствии с этим, Платон развивал высшие принципы этических отношений, выраженные в добродетелях – мудрость, основа её – разум, мужество, основа - воля, благоразумие, основа – обуздание (преодоление) чувственных влечений, справедливость как гармоническое сочетание мудрости, мужества, благоразумия.

У Г. Гегеля основу мира составляет абсолютная идея, мировое мышление. Согласно Г. Гегелю, сознание конкретного человека является частицей абсолютной идеи. Это проявления мирового духа в виде субъективного духа (сознания человека).

Субъективный идеализм представлен в двух вариантах: религиозный, атеистический. Религиозный – Дж. Беркли, который отрицал существование объективного мира. Как священнослужитель, полагал, что сознание человека есть порождение божественного разума. Атеистический – представители эмпириокритицизма (философии чистого опыта). Так, швейцарский философ Авенариус в сочинении «Человеческое понятие о мире» писал: «Наш мозг не есть обиталище, сидалище, созидатель, не есть инструмент или орган мышления», то есть мозг не является органом мысли, мысль не есть функция мозга. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» назвал эту философию – «безмозглой» философией, поскольку сознание отрывается от материи.

В истории философии была и такая точка зрения на сознание, когда сознание рассматривалось как атрибут материи, её вечное свойство, присущее всем её видам и формам. Все объекты одушевлены по-своему: такая точка зрения называется гилозоизмом(от греческого «хиле» – материя, зоe – жизнь). Гилозоистами были, например, материалист Б. Спиноза (нидерландский философ), а также немецкий философ-идеалист XVIII в. Г. Лейбниц.

В материалистической философии представители метафизического материализма (вульгарный материализм) сознание представляют как особый вид материи. Например, немецкие философы-материалисты 50-х годов 19 столетия Карл Фогт, Людвиг Бюхнер и др., сводили сознание к материальному субстрату. Так, К. Фогт писал («Физиологические письма», СПб., 1867г., с. 298): «Все способности, известные под названием душевной деятельности, есть только отправления мозгового вещества или, выражаясь несколько грубее, что мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени…», т.е. здесь сознание выступает как что-то материальное.

Диалектический материализм утверждает, что сознание является идеальным свойством материального мозга человека. Процессы мышления происходят на основе материальных нейрофизиологических процессов в коре головного мозга. Сущность сознания заключается в отражении действительности в мозге человека. Сознание является высшей формой отражения. Предпосылки его существуют в природе – это свойство отражения.

2. Проблема возникновения сознания. Действительность, логика и язык

Проблема возникновения сознания является сложной в силу не вполне достаточных сведений о возникновении самого человека, а также наличия различных, часто противоположных, точек зрений на сущность сознания.

С учётом естественнонаучных данных, можно утверждать, что предпосылки возникновения сознания заключены в естественной природе. К числу важнейших естественных предпосылок возникновения сознания относится такое свойство как отражение. Впервые на всеобщность свойства отражения указал В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм», он отмечал: «Логично предположить, что вся материя обладает по существу, родственным с ощущением, свойством отражения».

В первом приближении можно сказать, что отражение– это «след», который остается от воздействия одного предмета на другой. Например, след на снегу, это отражение воздействующего объекта (след обуви человека, след от машины, след, оставленный животными).

Очень интересно в этом отношении дерево. В срезе дерева имеются кольца, каждое такое кольцо – прирост древесины за год (годичные кольца). На толщину годичных колец влияет температура, количество осадков, число солнечных дней, режим окрестных водоемов, нападение насекомых, вредителей и т.д. Дерево реагирует на все воздействия изменением толщины колец, оно отражает изменение внешней среды. Дерево отражает и процессы, происходящие в недрах солнца и галактик. По срезу дерева было замечено, что толщина колец меняется с периодом 11 лет, оказалось, что это совпадает с периодом солнечной активности. Так, на срезе дерева наблюдается повышенное содержание углерода, оказалось, что это приходится на те годы, когда зафиксированы взрывы сверхновых звезд (происходит увеличение изотопов углерода). В связи с этим родилась наука, получившая название дендрохронология – наука о закономерностях изменения толщины колец, роста растений. В целом можно отметить, что отражение - есть свойство материальных систем специфически воспроизводить в своей организации те или иные черты, свойства, функции, структуру внешнего воздействия.

Отражение является всеобщим свойством. Оно наблюдается как в живой природе, так и в неживой природе, в обществе.

В неживой природе формы отражения пассивны, им соответствует пассивная приспособляемость. Здесь активная роль принадлежит внешней среде. Например, кусок мокрой глины изменяет свою форму, если на него надавить. Это изменение определяется действующим на него объектом, отражение носит чисто внешний механический характер.

В живой природе в ответ на внешние действия возникает активное противодействие живой системы. Активность отражения живой системы выражается в координированной приспособляемости, в основе которой лежит саморегуляция всей системы и различных уровней её организации; и заключается в выполнении координирующих функций приспособительного характера. В этом качественное различие форм отражения живой природы от неживой.

Первая форма отражения в органической материи наблюдается у одноклеточных живых систем – раздражимость(реагировать на внешние раздражители изменениями положения, формы, химического состава тела).

У многоклеточных животных возникают более высокие формы отражения: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение– живой организм различает раздражения не только по их интенсивности, но и по качеству (свет, звук, запах и др.). Ощущение даёт живому организму информацию об отдельных свойствах раздражителя, оно является субъективным образом воздействующего раздражителя.

Восприятиеявляется синтезом ощущений. Оно даёт целостный образ предмета, воздействующего на организм.

Представление – это воспроизведение образа предмета, не действующего на органы чувств в данный момент. Представление возникает у живых с появлением механизмов памяти.

В целом, образование и развитие этих форм отражения связано с образованием центральной нервной системы и органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязание, вкуса.

В процессе эволюции уже у беспозвоночных зарождается сигнальная функция, которая достигает своего развития у высших позвоночных животных, обладающих корой головного мозга. Появляется первая сигнальная система.

С появлением сигнальной функции нервной системы связана качественно новая форма отражения – психическая, более высшая форма отражения, чем физиологическая.

Психика – (греч. psyche – душа) продукт сигнального взаимодействия живой системы с окружающим миром. Различают философское и конкретно- научное понимание психики. Философское понимание: психика– это особое свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной действительности в форме идеальных образов. Это сигнальное отражение, которое появляется с появлением первой сигнальной системы. Появляется в виде реакций на звуковые сигналы и жесты. Основано на рефлекторной деятельности. Сигнальное отражение, в отличие от конкретно-образного отражения, дает обобщенные образы. Поэтому можно дать следующее философское определение психики:

Психика – есть способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям. Этому отражению соответствует рефлекторная деятельность. Рефлексы – реакции организма, которые вызываются раздражением органов чувств и осуществляются при участии центральной нервной системы (ЦНС). Рефлексы бывают безусловные и условные. Безусловные – это простые врожденные рефлексы.

Условные рефлексы – характерный для высших организмов вид нервной деятельности. Это индивидуальные, приобретенные рефлексы, которые возникают у отдельного индивидуума в результате его повседневной деятельности и на основе безусловных рефлексов. Условные рефлексы –важнейшие и совершеннейшие приспособления организма позвоночных к условиям жизни. Еще И. М. Сеченов, впервые предложивший изучать физиологическими методами высшую нервную деятельность человека, показал, что она обусловлена воздействием на организм внешней среды.

Следующей ступенью в эволюции живых систем является возникновение высшей формы психического отражения объективного мира – сознания.Основу сознания составляют и обусловливают два взаимосвязанных фактора:

1) физиологический (физиологическую основу человеческого сознания составляет появление второй сигнальной системы действительности – членораздельная речь, язык);

2) социальный фактор, который связан с условиями общественной жизни.

Вторая сигнальная система функционирует как единство рефлекса, слова, понятия. Слово – это не просто определённое сочетание звуков, оно имеет определенный смысл, т.е. вызывает определенную ассоциацию, указывая на тот или иной предмет или явление. При этом каждое слово является понятием, т.к. оно представляет собой обобщение однородных предметов или их свойств. Понятие относится к первой ступени абстрактной или рассудочной формы отражения действительности. Суждение и умозаключение относятся к более высокой форме рассудочного отражения действительности, чем понятие.

Таким образом, сознаниепредставляет высшую форму психического отражения действительности в головном мозге человека в виде ощущений, восприятий, представлений, понятий, суждений, умозаключений, идей, теорий. В природе сознанию предшествовали различные формы отражения неживой и живой природы; сознание появилось в процессе эволюции и развития форм отражения в живой природе; сознание не исключает других форм отражения. Оно действует на основе всех существующих форм отражения, которые в живом организме человека действуют в единстве.

Процесс функционирования сознания называется мышлением. Он заключается в том, что в сознании происходит оперирование чувственными образами и абстрактными формами отражения, такими как понятие, суждение, умозаключение.

У высших животных (собаки, лошади, обезьяны) мышление связано с оперированием чувственными обобщенными образами. У них образное мышление. У человека, кроме этого, мышление связано с оперированием такими абстрактными формами отражения, как понятие, суждение, умозаключение. Мышление человека возникает с возникновением членораздельной речи. Членораздельная речь – система звуковых знаков (слов), обозначающих предметы, их свойства, состояния. Например: для обозначения человека используются такие звуковые сигналы, как «человек», «men», для обозначения собаки – «собака», «dog» – англ., «xунд» – нем. яз. и т.д. Слова – знаки фактически являются кодами информации. Этими знаками кодируются предметы, их свойства, состояния. Кодирование осуществляется не только в звуковых знаках, но и в письменных знаках. В записанном слове закодирована информация о предмете, его свойстве, состоянии. Но слово – это не только знак, но и обозначение предмета, при его произнесении у человека в сознании возникает образ предмета, обозначенного словом. А вместе с образом возникает и мыслительный процесс, заключающийся в том, что обозначенный предмет выделяется из среды других предметов по какому-либо существенному свойству. Этот процесс мысли называют понятием. Понятие– процесс мысли, при котором происходит абстрактное отражение объекта по его существенному свойству, признаку.

Термин «абстрактный», от лат. – отвлеченный. При абстрагировании отвлекаются от всех остальных свойств, кроме существенных. Так, понятие «человек» представляет собой такой процесс мысли, при котором отвлекаются от всех других свойств, кроме свойства обладать сознанием. Человеком называют живое существо, обладающее сознанием. По этому свойству, обладать сознанием, в понятии, человек выделяется из всех других живых существ.

В знаковой форме выражаются не только понятия, но и суждения, умозаключения.

Суждение - это такой процесс мысли, при котором происходит абстрактное отражение состояния и изменений объекта. Формально суждение представляется в виде предложений, в которых что-либо утверждается или отрицается. Умозаключение - такой процесс мысли, при котором на основе нескольких исходных суждений, получается новое, как следствие («Все частицы вещества обладают массой покоя»; «Атом – частица вещества», следовательно, «Атом обладает массой покоя»).

Понятия, суждения, умозаключения – это различные формы мысли. В целом, выражение различных мыслей в знаковой форме называется языком.

Наука, изучающая мышление, мысли человека с точки зрения их формы, строения, способов связи, составных частей, правил определения понятий, построения суждений и умозаключений называется логикой. Логика учит правильно мыслить и правильно излагать свои мысли.

 

3. Сознание, его структура и источники. Антропогенез. Идеальность сознания

Вопрос о возникновении человека с его сознанием (антропогенез) является очень важным, но, в то же время, еще не раскрытым полностью из-за недостатка сведений. В современных учениях об антропогенезе выдвигались и выдвигаются различные версии, среди которых можно выделить три основные: 1) сотворение богами; 2) сотворение пришельцами из космоса (палеовизит); 3) эволюционная гипотеза. Первые две версии не разделяются учеными-специалистами в области антропогенеза, более приемлемой является эволюционная гипотеза. Однако следует при этом отметить, что исторически сформировавшееся к настоящему времени естественнонаучное представление о возникновении жизни на Земле, и в частности об антропогенезе, в теоретических интерпретациях не всегда принимается как достоверное. Некоторые авторы весьма скептически относятся к нему и даже полагают, что в целом современное учение о зарождении жизни на Земле ложное, оно представляет собой «модифицированную библейскую натурфилософию». Однако подобный скептицизм не имеет под собой каких-либо вразумительных оснований. Эволюционная теория является более приемлемой и соответствует современным естественнонаучным данным.

Эволюционная гипотеза основана на учении Дарвина. Он впервые указал на то, что в процессе эволюции живого, одни виды животных возникают из других. Дарвин предположил, что люди возникли от особого вида обезьян. Ф. Энгельс, опираясь на естественнонаучные данные, впервые развивает философскую концепцию о том, как происходил процесс превращения человекообразных обезьян в человека.

В своем сочинении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он выделил следующие этапы в образовании человека:

1) Усвоение прямой походки. Энгельс писал: «Много сотен тысячелетий существовала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Они были сплошь покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях. Под влиянием своего образа жизни они стали отвыкать от помощи передних конечностей при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку». «Этим, - отмечает Энгельс, - был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку».

2) Освобождение руки, в результате прямой походки. В начале неразвитая, рука постепенно приспосабливается для различных операций. С помощью руки наши предки начали использовать в качестве орудий случайно оказавшиеся под рукой простейшие предметы природы для защиты от хищников или захвата добычи, собирания плодов, ягод. Эта их деятельность относилась к разряду «первых животнообразных инстинктивных форм труда».

3) Переход от простого использования естественных предметов к изготовлению орудий труда. «Труд начинается с изготовления орудия», - писал Ф.Энгельс. «Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, - отмечал Ф.Энгельс, - должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан». Что представляют собой наиболее древние орудия? Это орудия охоты, рыболовства, домашней обработки продуктов, для изготовления одежды.

4) Употребление все более разнообразной пищи, в том числе мяса. Употребление мясной пищи привело к двум новым достижениям, имеющим решающее значение: к пользованию огнем, к приручению животных. Мясная пища содержала в почти готовом виде наиболее важные вещества, в которых нуждается организм для своего обмена веществ. Но наиболее существенное влияние мясная пища оказала на мозг, получивший благодаря ей в гораздо большем количестве, чем раньше, те вещества, которые необходимы для его питания и развития, что дало ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение.

5) Коллективная деятельность и образование членораздельной речи. Развитие труда по необходимости способствовало наиболее тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Появилась членораздельная речь. Это, наряду с трудом, явилось вторым важным моментом в образовании человека. В этой связи Ф. Энгельс писал: «Сначала труд, а затем и вместе с ним и членораздельная речь, явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг».

Концепция Ф.Энгельса подтверждается находками ископаемых человекообразных обезьян. По общепринятому в науке мнению, наиболее древней группой предков человека являются дриопитеки (греч. дриос – дерево, питекос - обезьяна). Эти обезьяны жили в третичный период (миоцен, 10-15 млн. лет). От дриопитеков люди эволюционно унаследовали хорошо развитые глаза и чувство осязания. Костные останки этих обезьян были найдены в Европе и Азии. От них формировались популяции, которые привели к образованию других видов обезьян.

Среди этих популяций появилась одна, которая получила название австралопитеков (греч. южная обезьяна).

Останки костей этих обезьян найдены в Южной Африке. Австралопитеки являются предшественниками первых древних людей. Чем они характеризовались? Они обитали в лесостепях, полупустынях, передвигались на задних конечностях. Обладали более крупным мозгом по отношению к предыдущим типам обезьян. Использовали естественные предметы, камни, палки для защиты от нападения других животных и добывания пищи. Их передние конечности, манипулируя палками и др., приобретали свойства человеческой руки. В процессе эволюции среди популяций, выделившихся из австралопитеков, появилась такая популяция, представители которой стали примитивно обрабатывать естественные предметы, используя их в качестве орудия (деревянные дубины, расколотые камни с острыми краями), это были первые орудия, с помощью которых добывались и обрабатывались объекты дикой природы. На основе этого, произошло превращение стада обезьян в социальное объединение – ранних гоминид, первых диких людей. Эти люди получили название питекантроп (греч. «питекос» – обезьяна, «антропос» – человек). Географически питекантропы, как полагают ученые, располагались в Северо-Восточной Африке. Их образование относится к 2,5 млн. лет назад.

Другой очаг гоминизации располагался в Центральной Азии, Южной и Передней Азии (Индия, Китай, Вьетнам). Из этого вида гоминид выделялись различные популяции, среди них такая, которая привела к появлению синантропов (греч. «китайский человек»). Назван так, поскольку кости синантропов обнаружены в пещере вблизи Пекина. Синантроп отличался тем, что его рука очень близко напоминала человеческую, увеличились нижнетеменные доли, а с ними связывают развитие высших познавательных способностей. Наблюдается увеличение мозга.

Дальнейшая эволюция этого типа гоминид привела к появлению неандертальцев. Название получено от места находок их останков, в 1856 году, в Неандертале вблизи Дюссельдорфа. Они были распространены по всей Европе. Останки их встречаются в Африке, о. Ява, Передней Азии (Персия, Турция). Неандертальцев считают предками современного человека – гомосапиенс. Формирование Homo sapiens приходится на конец ледникового периода, 40-12 тыс. лет до новой эры. В это время возникает материнская родовая община. В общинах кроманьонцев существовало разделение труда, появились сложные общественные и производственные отношения; появление и развитие родового общества привело к образованию племен.

 

       
   
Homo sapiens (человек разумный)
 
неандерталец (человек умелый)

 


Сознание человека обладает сложной структурой. Выделяют чувственно-эмпирический и абстрактно-теоретический уровни сознания. Чувственно-эмпирический уровень включает в себя два подуровня: социально-психологический и обыденное сознание. Социально-психологический подуровень составляют эмоциональные настроения, чувства, он выражается в различных эмоциях (радости, удовлетворенности, угнетённости, психического негодования и др.). Обыденное сознание включает в себя систему обыденных знаний, умений, навыков, которые формируются в процессе ежедневной практической деятельности человека. На этом уровне происходит накопление житейской мудрости.

Абстрактно-теоретический уровень возникает у людей в результате их обучения различным наукам. Этот уровень, в свою очередь, включает в себя также два подуровня: теоретическое сознание и теоретическая идеология, научное теоретическое мышление. Как на уровне чувственно-эмпирическом, так и на уровне абстрактно-теоретическом функционируют различные формы сознания, такие как этическая, эстетическая, религиозная, правовая, политическая, философская, естественнонаучная. Все эти формы присутствуют у различных людей в различной степени. Каждая форма сознания представляет собой особое видение мира. Так, например, этическая форма сознания – это видение мира в категориях добра и зла, хорошего и плохого и др. Эстетическая форма сознания – это видение мира с точки зрения прекрасного и безобразного и т.д.

В структуре сознания выделяют осмысленное, осознанное, а также бессознательное и подсознательное. Уже древнегреческий философ Платон говорил о том, что человек осознаёт не всё, что содержится в его душе. Немецкие философы Г. Лейбниц и И. Кант указывали на существование в человеческой психике не только сознательно формулируемого начала, но и бессознательного.

Термин «бессознательное» часто употребляется как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Впервые специальное систематическое исследование бессознательного осуществил австрийский психиатр Зигмунд Фрейд.

Особую пограничную область между сознанием и бессознательным составляет подсознательное. Здесь проявляются промежуточные, переходные, «полусознательные» или «полубессознательные» психические процессы и состояния. В настоящее время известно, что в подсознании и в бессознательном человека хранится, обрабатывается и используется для регуляции поведения значительно большее количество информации, чем в сознании.

Сознание идеально. Оно является абстрактным отражением действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях, которые сами по себе не обладают ни физическими, ни химическими, ни другими свойствами, присущими материальным телам. Например, такие понятия как стол, дерево, человек и др. не обладают пространственными размерами, объёмом, весом, а они являются идеальным отражением тех существенных свойств, которые присущи названным материальным объектам. Таким образом, термином идеальное характеризуют человеческое сознание, основанное на гносеологическом противопоставлении материальному, то есть идеальные явления те, которые не обладают свойствами материальных вещей, но они являются отражением материального в сознании человека. Сознание как идеальное не может существовать без материального носителя. Ни один образ, ни одно понятие не могут существовать сами по себе в отрыве от человека, человеческого мозга.

 

4.Сознание и самосознание человека

Отражая действительность в сознании, человек осмысливает окружающий мир, при этом он оперирует чувственными образами и рассудочными формами отражения. Получаемые при этом знания позволяют ему ориентироваться во внешней среде, осознавать, что в этой среде он существует, и окружающие предметы он может использовать как во благо себе, так и во вред; запоминать, как вести себя в тех или иных ситуациях, в какой последовательности выполнять те или иные действия и т.п. В результате осмысления окружающего мира в структуре сознания накапливаются три основных вида знаний по их функциональному назначению: знание объективно-реального, аксиологическое знание, алгоритмическое знание. Знание объективно-реального – это констатация явления как факта, констатация его свойств и связей, причин, закономерностей. Аксиологическое знание – это оценочное знание, знание явления в его отношении к человеку (плохое или хорошее); оно составляет основу обыденного практического сознания. Алгоритмическое знание – закрепляет то или иное действие человека, то или иное поведение в форме умений, навыков, стереотипов ситуационного характера. Система данных видов знаний, отражающих объективно существующий внешний мир, составляют сознание, которое называют предметным сознанием.

Но человек осмысливает, осознаёт и самого себя, отдавая отчёт в том, что делает, думает, чувствует. У него накапливаются знания о самом себе, которые отражают не только его физическое состояние, но и его внутренний духовный мир. Эта система знаний человека, отражающая его личные переживания, его чувства, настроения, физическое и духовное состояние, составляет сознание, которое называют самосознанием. Самосознание – это сознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

В процессе самосознания у человека складываются определённые этические и эстетические представления о своих действиях и поступках, формируется личностная система ценностей. Самосознание тесно связано с понятием саморефлексии. Саморефлексия – размышление личности о самой себе, когда личность вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

Говоря о сознании и самосознании, мы должны отметить такой их аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется, прежде всего, тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Сознательным считается человек, способный правильно понять дем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками. Сознательность основывается на самосознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

Подводя итог по теме, отметим, что в философии не существовало однозначного понимания сущности и происхождения сознания. В рамках диалектико-материалистической философии сознание определяется как высшая форма психического отражения действительности. Это отражение осуществляется в виде чувственных и рассудочных форм. К чувственным относятся ощущение, восприятие, представление, к рассудочным – понятие, суждение, умозаключение.

В соответствии с естественнонаучными данными человек с его сознанием появляется в результате эволюции живого в условиях земли. Предпосылки сознания существуют в естественной природе, это свойство отражения. Отражение является всеобщим свойством материи. Из эволюционной теории Ч. Дарвина и философской концепции Ф. Энгельса к настоящему времени сформировано представление о том, как осуществлялся процесс превращения человекообразных обезьян в человека в антропогенезе.

Сознание функционирует на основе языка и членораздельной речи. Членораздельная речь – процесс передачи информации в знаковой форме. Язык это процесс передачи информации в понятиях, суждениях, умозаключениях. А процесс оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями на основе языка называется мышлением. Построением мысли на основе понятий, суждений, умозаключений занимается логика.

Вопросы для закрепления материала:

1.Какое значение имеет изучение проблемы сознания?

2.Какое представление о сознании формировалось в религиозной философии?

3.Как отвечают на вопрос о сущности сознания представители объективного идеализма?

4.Чем отличается точка зрения на сознание у Гегеля от платоновского понимания сознания?

5.Какое мнение о сознании формировалось в философии субъективного идеализма?

6.Какую точку зрения называют гилозоизмом?

7.Какова сущность сознания с позиций диалектико-материалистической философии?

8.Каковы предпосылки сознания в естественной природе?

9.Что понимается под свойством отражения?

10.В чём качественное различие свойства отражения в живой и неживой природе?

11.Назовите чувственные формы отражения действительности в живой природе.

12.Назовите рассудочные формы отражения действительности.

13.Что составляет физиологическую основу сознания?

14.Что понимается под сознанием человека?

15.Дайте определение понятию мышления.