АЛЕКСАНДРИЯ 332г.до.н э
Представления о живой природе на заре новой эры в Древнем Риме
После правления Александра Великого и его завоевания Персидской империи греческая культура быстро распространилась вдоль Средиземного моря. Египет подпал под владычество Птолемеев (поднявшиеся потомки одного из генералов Александра), и греки толпились во вновь созданной столице — городе Александрии. Александрия на долгие годы Римской империи стала центром распространения античной культуры, философии и науки. На Александрийском центре науки следует особо остановиться хотя бы по фрагментам, уцелевшим после пожара в знаменитой библиотеке. Республиканский Рим понес греческую культуру во все владения своего грандиозного правления (В.В.Лункевич,1960, т. I).
У Рима не было своей философии, он пользовался идеями и философией греков. Птолемеи были первыми, кто основал и поддерживал Музей — ближайший античный эквивалент современных университетов, и александрийские ученые были знамениты своими открытиями в математике, астрономии, географии и физике. Менее важной в Александрии считалась биология.
Однако, по меньшей мере два имени первого ранга прозвучали здесь. Это были Герофилус и его ученик Эрасистрат (расцвет около 250 г. до н. э). В христианские времена они были обвинены публично в рассечении человеческого тела как методе изучения анатомии (возможно, они этого не делали). [А]
Ссылками на авторитет греческих врачей, прежде всего Гиппократа, Герофила и Эразистрата, пестрят страницы единственного сохранившегося полностью медицинского сочинения римлян «De medicina» («О медицине»). Это дошедшая до нас часть обширного 8-книжного энциклопедического свода знаний, включавшего риторику, философию, военное дело, медицину и др. Сохранился лишь трактат «О медицине», сочинение, написанное в I веке н.э. на латинском языке древнеримским ученым и писателем Авлом Корнелием Цельсом (Celsus,I в. до н.э. - I в. н.э.), которого называли «латинским Гиппократом» и «Цицероном медицины». Оно пролежало несколько веков в пыли монастырской библиотеки, было извлечено на свет только в 1443 году и лишь тогда стало доступным европейской медицине.
Врач Герофил Халкедонийский и Эразистрат, одни из родоначальников Александрийской медицинской школы, впервые стали с научной целью изучать анатомию человека на трупах, делать психологические опыты на приговоренных к смерти, за что их справедливо упрекал писатель-богослов Люций Целий Фирман Лактинций (Lactantius, вторая половина III века н.э.). К сожалению, основные труды этих ученых (Герофилом была написана «Анатомия») утеряны. Об анатомических и физиологических взглядах александрийских ученых мы узнаем из сочинений Везалия, который критиковал их материалистическое объяснение происхождения чувствительности и движения. Герофил - ученик Проксагора (340-320 гг. до н.э.), анатома из Коса, прославился в царствование царя Птолемея Лагосского, который разрешил производить вскрытие трупов и даже предоставлял для этой цели живых преступников. Вскрывая трупы, Герофил пришел к выводу, что головной мозг, во-первых, центр всей нервной системы, а во-вторых, орган мышления.
Герофилус был первым, кто уделил адекватное внимание мозгу, который рассматривал как пристанище интеллекта (Алкмеон и Гиппократ также верили в это, но Аристотель не верил). Он чувствовал, что мозг не что иное, как орган, сконструированный для того, чтобы охлаждать кровь. Герофилус был способен делать различие между чувствительными нервами (которые получают ощущения) и моторными нервами (такими, которые вызывают мускульные движения). Он также делал различие между венами и артериями: первые пульсируют, а вторые — нет. Любой орган им рассматривался как комплекс вен, артерий и нервов. Герофилус описал печень и селезенку, сетчатку глаза и первый отдел тонких кишок (которые мы теперь называем «двенадцатиперстной кишкой»). Он также описал яичники и простатову железу в мужском организме.
(ок. 335 до н. э., Халкидон – ок. 280 до н. э., Александрия) — древнегреческий врач. Был внуком Аристотеля, учеником философа-стоика Хрисиппа и знаменитого врача Праксагора. Первым стал систематически проводить вскрытия трупов для изучения анатомии. Большую часть жизни провел в Александрии; вместе с Эрасистратом был основателем Александрийской медицинской школы. Оба медика считали, что центром нервной системы является головной мозг, и различали "чувствительные" и "двигательные" нервы. Герофил оставил много трудов по всем разделам медицины, включая анатомию, хирургию, офтальмологию, кардиологию и акушерство. Его сочинения утрачены, однако на них неоднократно ссылается Гален.
В комментариях к сочинениям Гиппократа им описаны оболочки глаза, строение желудочно-кишечного тракта, кровоснабжение и морфология оболочек головного мозга, основные черты строения различных частей сердечно-сосудистой системы. Описал синусный сток (torcular Herophili), где сходятся все синусы затылочной части головы. Он описал также грудной проток, хотя и не знал его назначения, и оставил самые точные для своего времени описания мужских и женских половых органов.
Наиболее известны работы Герофила по исследованию пульса. Он первым определил его частоту, указал на диагностическое значение этого параметра. Наблюдая за пульсом во время систолы и диастолы (сокращения и расслабления сердца), отмечая его частоту, наполнение, ритмичность и стабильность, он делал медицинские заключения. Определял ритм пульсации крови в артериях, сравнивал разные виды пульса с музыкальными ритмами, присвоил каждому типу пульса специальное название. Одно из этих названий, «скачущий пульс», сохранилось до наших дней.
Эрасистрат (304 до н. э., Кея — 250 до н. э., Самос) — греческий врач. Некоторое время находился при дворе Селевка Никатора в Антиохии. Потом жил на острове Самосе. Эрасистрат считается основателем особой медицинской школы, называвшейся по его имени. Из его сочинений сохранились лишь немногие отрывки, преимущественно — у Галена.
Эрасистрат занимался он исследованием деятельности мозга и нервной системы. Он предполагал в теле два противоположных элемента: жизненный дух и кровь.
Эрасистрат изучал функции органов пищеварения на живых животных и наблюдал перистальтику желудка. Утверждал, что пищеварение происходит путём механического перетирания пищи желудком. Вскрывал человеческие трупы, описал печень и желчные протоки. Главной причиной болезней Эрасистрат считал излишества в пище и несварения её, которая засоряет сосуды, вследствие этого возникают воспаления, язвы и другие заболевания.
Согласно легенде, Эраcистрат, увидев, как царевич Антиох, сын царя Селевка покраснел при появлении своей молодой мачехи Стратоники, определил, что причиной болезни Антиоха является его любовь к ней.
Эрасистрат отрицательно относился к кровопусканию, которое было общепринятым методом лечения. Не одобрял он и слабительных средств и предложил свои собственные рвотные средства и клизмы в качестве регулярных процедур. Отвергая частые раздражающие клизмы, широко распространенные в ту эпоху, Эрасистрат назначал клизмы мягкие и умеренные по количеству.
Соглашался с высокой оценкой действия цикория при заболеваниях печени и других внутренних органов. Его обычный метод лечения заключался главным образом в строгом диетическом режиме, дополняемом иногда различными средствами частного характера.
Эрасистрат не признавал сложных предписаний. При кровотечениях конечностей использовал стягивающие повязки; при кровохарканье предписывал соленую пищу. Согласно его теории кровообращения, кровь образуется в печени, проходит в правую сторону сердца через полую вену, а оттуда течет по легочной артерии к легким. Клапаны направляют кровь в вены, а воздух в артерии; левая сторона сердца принимает пневму из легких, откуда она переносится в кровь аортой.
Идеи Эрасистрата о сообщении крови между венами и артериями посредством мелких кровеносных сосудов - шаг вперед к открытию кровообращения Гарвеем (хотя действительное направление кровотока обратное - от артерий к венам). Согласно эрасистратовской теории циркуляции пневмы, она сначала проходит через легкие и попадает в сердце, где образует "жизненный дух"; затем по артериям попадает в мозг, чтобы превратиться "душевный дух", который передается через нервы всем органам. Эрасистрат был изобретательным, смелым и удачливым хирургом-практиком. Существует мнение, что он изобрел катетер. При опухоли печени не боялся делать разрез через кожу и мышцы в брюшную полость, чтобы наложить лекарства прямо на пораженное место. В конце жизни Эрасистрат поселился на Самосе, где и умер между 250 и 240 до н.э.
Эрасистрат добавил к изучению мозга указание на деление мозга на большой (полушария) и меньший (мозжечок), в нервах спинного мозга на передние и задние корешки Он, в частности, отметил морщинистую поверхность («извилистость») мозга и увидел, что у человека мозг больше, чем у других животных, а исходя из этого, связал извилины с интеллектом.
После такого многообещающего начала, к сожалению, александрийская школа биологии впала в застой. Фактически вся греческая наука начала иссякать после приблизительно 200 г. до н. э.
Она расцветала в течение четырех столетий, но, ведя последовательные войны против своих соотечественников, греки безрассудно растратили свою энергию и состояние. Они попали под македонское, а затем под римское владычество. Интересы их ученых все больше и больше поворачивались в сторону риторики, этики, философской морали. Они отворачивались от естественной философии — от рационального изучения природы, которое началось при ионийцах. Биология, в частности, пострадала от этого, ибо рассматривалась как более святая область, нежели неодушевленная Вселенная, и поэтому являлась менее подходящим объектом для рационалистического исследования. Рассечение человеческого тела многим казалось совершенно неправильным и либо не делалось вообще, либо если делалось, то это быстро завершалось, во-первых, под действием общественного мнения, а затем при помощи закона. Во многих случаях запрещения рассечений лежат в области религиозных верований (у египтян, например), в которых целостность физического тела требовалась для соответствующего использования в загробной жизни. У других народов, например евреев и позже христиан, рассечение считалось святотатством, потому что человеческое тело было создано по образу Бога и считалось святым [А]