Анализ потребительских предпочтений
Анализ потребительских предпочтений сталкивается с проблемой измерения полезности. Различают два подхода к измерению полезности:
- кардиналистский подход,
- ординалистский подход.
Кардиналистский (количественный) подход к измерению полезности предполагает, что потребитель извлекает полезность из потребления определенной потребительской корзины и способен сравнивать блага и ранжировать их по уровню полезности. Целевая функция модели потребительского выбора представляет собой зависимость возможного уровня полезности от потребления определенного количества блага и имеет вид:
U=f(x, x…..x),
где x, x…..x- объем потребляемых благ 1,……n.
Различают общую полезность (U) – совокупную полезность всех составных частей потребляемого блага, и предельную полезность (MU) – полезность потребления дополнительной единицы данного блага, или дополнительная полезность, полученная за счет увеличения потребления данного блага на единицу.
MU(x) = .
U MU
x x
Рис. 1 Графики общей (U) и предельной (MU) полезности
Предположим, что блага имеют рыночные цены Р, Р, …..Р. Если потребитель располагает фиксированным бюджетом I (доходом в единицу времени), то задача оптимизации полезности сводится к такому распределению бюджета между благами, чтобы общая полезность от купленного набора была бы наибольшей.
Оптимум потребителя достигается, когда:
1. Средства распределены таким образом, что для всех купленных благ имеет место равенство:
где - величина предельной полезности денег.
Данное утверждение называют вторым законом Г. Госсена: «при оптимуме потребителя уровень полезности, получаемый от расходования последней денежной единицы, одинаков для всех покупаемых товаров».
2.Для всех не купленных товаров имеет место .
Ординалистский подход к измерению полезности предполагает, что потребитель может ранжировать полезности и выбирать наборы благ по их индивидуальной предпочтительности.
Основные положения (аксиомы) порядкового подхода:
- предположение о сравнимости;
- предположения о транзитивности выбора (если благо А, а В, то и А);
- предположение о ненасыщаемости благ.
Первый этап исследований потребительского выбора состоит в анализе потребительский предпочтений с помощью кривой «безразличия». Кривая безразличия – это линия, каждая точка которой представляет собой набор благ, равноценных между собой с точки зрения потребителя. Совокупность кривых безразличия индивидуального потребителя, отражающая все его предпочтения, неограниченные бюджетом, называется картой кривых безразличия.
Свойства кривых безразличия:
- каждая кривая безразличия может быть проведена через любую точку в пространстве потребительских благ;
- кривые выпуклы к началу координат, их наклон снижается по мере роста потребления какого-либо блага, что объясняется действием закона убывающей предельной полезности;
- кривая, лежащая правее и выше, содержит более предпочтительные наборы;
- кривые не пересекаются, т.к. один и тот же набор благ не может иметь разный уровень полезности;
- имеют отрицательный наклон, отражающий величину предельной нормы замещения одного блага другим.
Предельная норма замещения (MRS) благом х блага у представляет собой объем блага у, от которого необходимо отказаться, чтобы увеличить потребление блага х на 1 единицу оставаясь на прежнем уровне полезности, т.е. MRS=при U=const.
Геометрически при малых изменениях предельная норма замещения равна наклону касательной к кривой безразличия в любой ее точке. По мере роста потребления («насыщения») одного блага величина предельной нормы замещения убывает, а касательная становится все более пологой: MRS=.