Требования к средствам обучения ОБЖ
Средства обучения ОБЖ и их классификация
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ОБЖ (ч. 1)
Заработная плата: ее сущность, формы и системы
Современный подход определяет заработную плату как цену труда, личный трудовой доход работника, получаемый в зависимости от качества и количества труда. Марксистский подход рассматривает ее как денежное выражение стоимости (цены) рабочей силы, которая определяется стоимостью средств существования, историческими, национальными особенностями, традициями и др.
Выделяют две основные формы заработной платы: повременную и сдельную. Повременная заработная плата определяется фактически отработанным временем, имеет такие разновидности как простая повременная и повременно-премиальная. Сдельная зарплата устанавливается в зависимости от количества выполненной работы. Ее разновидностями являются: прямая сдельная, работы при которой оплачиваются по твердой расценке; сдельно-премиальная, предполагающая также получение премии за результаты работы; сдельно-прогрессивная, при которой перевыполнение нормы стимулируется установлением более высокой расценки; аккордная, предусматривающая оплату за весь выполненный объем работ и другие.
Системы заработной платы предполагают ориентацию в ее определении на физические возможности человека, его экономические интересы, социальные, психологические, нравственно-этические, семейно-бытовые и другие аспекты. Первой системой заработной платы была система Ф. Тейлора с хронометражем трудовых операций, установлением и учетом норм выработок. Вторая система, Г. Форда, учитывала особенности ритма конвейерного производства, взаимосвязь производительности труда с доходом предпринимателей и заработной платой рабочих.
Среди современных систем заработной платы известна система участия в прибылях, предполагающая участие в акционерном капитале и управлении, использование для поощрения рабочих части дохода фирмы. Система человеческих отношений особое внимание уделяет микроклимату в трудовом коллективе. Система пожизненного найма Японии предполагает не только гарантии такого найма, но и получение ряда социальных льгот. Теория эффективной заработной платы предполагает, что ее повышение стимулирует производительность труда, снижает текучесть кадров, помогает избежать «отрицательной селекции», когда наиболее квалифицированные работники покидают фирму в поисках более высоких доходов.
Под средствами обучения в дидактике предполагают материальные объекты педагогического труда, являющиеся носителями учебной информации и предназначенные для применения в учебно-воспитательном процессе.
Выделяют следующие группы средств обучения ОБЖ:
· Вербальные средства обучения (учебники, хрестоматии, рабочие тетради, методические пособия, справочники);
· Изобразительные средства обучения: объемные (модели, муляжи); плоскостные (модели-аппликации), таблицы, географические карты, экологические атласы и др.;
· Средства новых информационных технологий (СНИТ);
· Технические средства обучения (ТСО – аппаратура для демонстрации экранно-звуковых средств);
· Лабораторное оборудование: приборы, учебные тренажеры, принадлежности для демонстрации;
· Средства для проведения учебных тренировок.
Средства обучения, используемые в процессе обучения ОБЖ, представляют собой богатый перечень изобразительной наглядности, технических средств и дидактических пособий, средств мультимедиа, лабораторного оборудования.
Требования, которым должны отвечать средства обучения ОБЖ, заключаются в том, что они должны:
ü обеспечивать формирование правильных представлений о безопасной жизнедеятельности;
ü способствовать формированию умений поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
ü содействовать быстрому поиску новой информации и применяться для контроля и самоконтроля знаний и умений учащимися;
ü активизировать самостоятельную работу учащихся;
ü отвечать санитарно-гигиеническим нормам и правилам техники безопасности.