Оценка выбранной стратегии.

Выбор стратегии.

Анализ портфеля продукции.

Оценка текущей стратегии.

Технология планирования стратегии.

Процесс планирования стратегии включает следующие этапы:

• оценку текущей стратегии;

анализ портфеля продукции;

• выбор стратегии;

• оценку выбранной стратегии;

• разработку стратегического плана;

• разработку системы бизнес-планов.
Рассмотрим эти этапы.

Она должна дать представление о том, в каком состоянии нахо­дится фирма, какие стратегии она реализует и насколько они эф­фективны. В процессе анализа необходимо ответить на следую­щие вопросы:

• Какова структура потребностей, порождающих спрос в дан­ной отрасли?

• Какие характеристики продукции способствуют успеху на рынке?

• Какие входные и выходные барьеры существуют в отрасли?

• Какие ключевые факторы успеха есть в отрасли?

На основе приведенных критериев необходимо провести срав­нительный анализ отраслей и рынков, в которых работает пред­приятие, в целях оценки риска, их потенциальной прибыльности и выявить, насколько существующая в фирме деловая стратегия со­ответствует возможностям и специфике хозяйствования в этих от­раслях.

Он дает наглядное представление о том, как отдельные части бизнеса связаны между собой. Анализ продукции дополняет и де­тализирует сведения, полученные при оценке текущей стратегии. Выделяют несколько этапов алгоритма анализа: выбор уровней анализа; выделение объектов анализа; определение показателей, применяемых при анализе портфеля продукции; сбор, системати­зация и анализ данных; комплексная оценка существующего порт­феля продукции предприятия.

Он осуществляется на основе трех составляющих: ключевых факторов успеха, характеризующих стратегию; результатов анализа портфеля продукции; альтернативных вариантов стратегий. Среди ключевых факторов, характеризующих успех применяемой стратегии, можно выделить: преимущества фирмы и отрасли, в которой фирма осуществляет свою деятельность; цели фирмы; интересы и отношение к стратегии собственника и высшего руководства; фи­нансовые ресурсы; квалификацию менеджерского персонала; обя­зательства фирмы; степень зависимости фирмы от внешней среды; фактор времени и т.д.

Она осуществляется в виде анализа того, как учтены решаю­щие факторы при ее формировании. Анализ позволяет определить, приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих це­лей. Если стратегия соответствует целям, проводится дополни­тельный анализ, чтобы установить:

• соответствие стратегии состоянию и требованиям окружаю­
щей среды (динамике рынка, жизненному циклу изделия, конкурент­ным барьерам и конкурентным преимуществам и другим факторам);

• соответствие потенциалу и возможностям фирмы (другим
стратегиям, которые уже реализуются фирмой, структуре фирмы,
потенциалу);

• приемлемость риска, заложенного в стратегии (реалистич­ность предпосылок, негативные последствия, насколько оправдан риск).

5. Разработка стратегического плана.

Принятая стратегия служит основой для составления стратеги­ческого плана фирмы. В зависимости от комбинаций выбранных стратегий стратегический план может быть наступательным или оборонительным. Наступательный план предполагает деловое развитие предприятия. Он создается крупными фирмами, обла­дающими высоким потенциалом, и предполагает освоение новой продукции, выход на новые рынки, значительные инвестиции в расширение хозяйственной деятельности и т.д. Оборонительный план нацелен на удержание достигнутых на рынке позиций и со­держит меры, предупреждающие негативные последствия рынка и банкротство предприятия.

В отличие от тактического и оперативного планов, стратегиче­ский план не имеет жесткой структуры. К выбору его разделов и показателей каждая фирма подходит с собственных позиций. Тем не менее в последнее время наметилась общепринятая гипотетиче­ская структура стратегического плана, позволяющая судить о том, как фирма и ее структурные подразделения распоряжаются свои­ми ресурсами.

Стратегический план может включать следующие разделы: корпоративная миссия; продукция (услуги); конкуренция; рынки; ресурсы; деловой «портфель»; инновации, инвестиции