Механизм планирования.

Плановый персонал.

Организация внутрифирменного планирования

Факторы, влияющие на выбор формы планирования.

Сово­купность различных видов планирования, применяемая одновре­менно на конкретном хозяйствующем субъекте, называется фор­мой планирования.

Среди множества факторов, влияющих на выбор формы планирова­ния, можно выделить три основные:

а) факторы, обусловленные спецификой фирмы, например
концентрация капитала, уровень механизации и автоматизации
управления фирмой, географическое расположение фирмы и т.п.

б) факторы внешней среды, например характер государствен­ного регулирования экономики, уровень и характер конкуренции
и т.п.

в) критерии, обусловленные спецификой самого процесса пла­нирования, например полнота, детализация, точность, ясность, эластичность и гибкость, экономичность и полезность планирова­ния и т.п.

 

План предприятия по своему содержанию представляет совокупность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции.

Основные элементы системы планирования на предприятии:

• плановый персонал, сформированный в организационную
структуру;

• механизм планирования;

• процесс обоснования, принятия и реализации плановых ре­шений (процесс планирования);

• средства, обеспечивающие процесс планирования (инфор­мационное, техническое, математико-программное, организаци­онное и лингвистическое обеспечение).

Сюда входят все специалисты, которые в той или иной мере выполняют функции планирования. Причем для одних из них пла­новые функции могут быть основным видом деятельности (напри­мер, для сотрудников планово-экономического отдела), а для дру­гих — сочетаться с другими видами деятельности.

Под механизмом планирования понимается совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация.

В общем виде в механизм планирования входят:

• аппарат выработки целей и задач функционирования пред­приятия;

• функции планирования;

• методы планирования.

Рассмотрим эти компоненты.

а) Цели и задачи планирования. В рыночной экономике предприятие, руководствуясь потребнос­тями рынка, само формирует программу своей работы. Цели деятельности всех структурных подразделений предприятия должны быть увязаны между собой.

Соединение целей и основных задач по их достижению пред­ставляет собой стратегию предприятия.

б) Функции планирования. Под функциями планирования понимаются обособившиеся виды труда, порождаемые разделением труда внутри процесса планирования, то есть любая работа, любое действие, совершаемое в процессе формирования плана и направ­ленное на изменение состояния предприятия.

В состав функций планирования можно включить следующие.

Уменьшение сложности., т.е. преодоление реально существующей сложности плани­руемых объектов и процессов. Для этого при планировании необ­ходимо выделить наиболее существенные связи и зависимости, объединив их в модули, разграничивающие сферы деятельности и являющиеся структурными элементами единого плана.

Мотивация. С помощью процесса планирования должно ини­циироваться эффективное использование материального и интел­лектуального потенциала предприятия.

Прогнозирование. Одной из функций планирования является как можно более точное прогнозирование состояния как внеш­ней, так и внутренней среды предприятия путем систематического анализа всех факторов.

Обеспечение безопасности. Планирование должно учитывать фактор риска, чтобы избежать или уменьшить его.

Оптимизация. В соответствии с данной функцией планирова­ние должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ограничений альтернатив использования ресурсов.

Функция упорядочения. С помощью планирования создается единый порядок действий всех работников предприятия.

Функция контроля. Планирование позволяет наладить эффек­тивную систему контроля за производственно-хозяйственной дея­тельностью, анализ работы всех подразделений предприятия.

Функция документирования. Планирование обеспечивает до­кументированное представление хода производственно-хозяй­ственной деятельности.

в) Методы планирования. Под ними понимается способ осуще­ствления планирования, то есть способ реализации плановой идеи.

Метод планирования зависит от конкретной формы планиро­вания и включает два аспекта:

• направление планирования;

• средства обоснования плановых параметров.

В практике планирования можно выделить три направления планирования: прогрессивное, ретроградное и круговое.

Прогрессивное планирование (способ «снизу вверх»). Здесь низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые впоследст­вии интегрируются на верхней ступени, образуя план предприятия.

Ретроградный метод («сверху вниз»). В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия пу­тем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать посту­пающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих под­разделений.

Круговой метод (встречное планирование). Он представляет
собой синтез рассмотренных выше методов. Круговой метод пред­усматривает разработку плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный план по системе детализированных показателей. При этом в планы вклю­чаются наиболее удачные решения.