Методы обучения

Классификация методов обучения БЖимеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как служит основой для выбора методов и оценки их эффективности в процессе обучения.

В педагогике, дидактике и предметных методиках существуют различные подходы к классификации методов обучения, например:

1. По дидактическим целям - методы, способствующие усвоению учебного материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

2. По характеру деятельности учителя и деятельности учащихся - методы изложения нового материала учителем; методы самостоятельной работы учащихся.

3. По дидактическим задачам - методы приобретения знаний; формирования знаний и умений, методы творческой деятельности; методы закрепления и проверки знаний.

4. По уровням познавательной активности учащихся - объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; метод проблемного изложения; эвристический или частично-поисковый; исследовательский методы.

5. По способам осуществляемой деятельности - методы, стимулирующие мотивацию учения; методы организации и осуществления учебных действий и операций; методы контроля и самоконтроля.

6. По источнику знаний - словесные, практические, наглядные методы.

Классификация методов обучения, принятая в методике обучения БЖ, основана на учете трех критериев:

· источник знаний;

· характер деятельности учителя;

· характер деятельности учащихся.

  Методы
  Словесные Наглядные Практические
Источник знания слово наглядный объект или его изображение выполнение действий
Учитель передает знания словом показом инструктажем
Ученик усваивает знания слушая наблюдая работая

Однако классификация по источнику знаний имеет и серьезный недостаток: методы в ней выделены только по внешнему признаку без учета характера познавательной деятельности учащихся. Данная классификация не ориентирована в должной мере на осуществление развивающего обучения.

В реальной практике обучения работу с каждым источником знаний можно организовать по-разному. Например, экологический атлас может быть использован по ходу объяснения учебного материала для показа места нахождения экологических объектов или явлений. Деятельность учащихся в этом случае сводится к восприятию учебной информации и запоминанию пространственного размещения экологических объектов. По существу несколько иной будет познавательная деятельность учащихся, если учитель предложит им самим отыскать в атласе те или иные объекты, связанные с новой экологической информацией. Кроме того, работу с экологическим атласом можно организовать и иначе, предложив учащимся составить экологическую характеристику отдельного района, города или области по типовому плану. На основе работы с экологическим атласом можно провести творческую работу школьников.

С учетом внешней стороны метода и их внутренней (психологической) сущности методы обучения классифицируют на: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские.

 

Данная классификация также не может полностью охватить все аспекты методов, но она проста и отражает взаимосвязь внешней и внутренней сторон метода.

К группе словесных методов относят рассказ, объяснение, беседу, лекцию. Группу наглядных методов обучения представляют демонстрации опытов и наглядных пособий, показ экологических объектов и явлений, презентации мультимедийных средств и просмотр кинофильмов и видеофильмов. Группа практических методов включает работу учащихся по изучению объекта во время практических работ на уроке, при проведении учебных тренировок.

В ходе применения объяснительно-иллюстративного метода учитель сообщает готовую информацию с помощью разных средств, а учащиеся воспринимают эту информацию, осознают и фиксируют в своей памяти. Учащиеся выполняют при этом ту деятельность, которая необходима для восприятия – слушают, смотрят, читают, наблюдают. Воспроизведение и повторение способа деятельности или информации по заданию учителя являются главным признаком этого метода.

При частично-поисковом методе учащиеся проявляют активность разной степени в ходе поиска и отбора учебной информации, при применении знаний и умений для решении новых задач и презентации полученных результатов. Исследовательские методы выполняют важные образовательные функции: они содействуют осознанию знаний, оперативному и гибкому их применению учащимися, позволяют сформировать опыт творческой деятельности.

Методические приемы.Любой из методов в практике обучения реализуется с помощью методических приемов.

Методические приемы – элементы метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения.

Методические приемы могут носить логический, организационный и технический характер (это классификация по характеру деятельности). Часто одни и те же приемы входят в состав разных методов. Разнообразие методических приемов проявляется в процессе применения системы методов обучения. Одни и те же методические приемы могут быть элементами разных методов. В этом проявляется компенсаторный характер методических приемов. Разновидностей методических приемов в действительности очень много. В умении их применения на практике проявляется мастерство учителя. Все многообразие методических приемов можно сгруппировать по их ведущей функции – логические, организационные, технические.

Логические приемы применяются при реализации всех методов обучения. Роль логических приемов особенно велика для развития у учащихся мыслительной деятельности и познавательной активности. Логические приемы воплощаются в формулировании вопросов, выявлении существенных признаков изучаемого объекта (анализ и синтез, сравнение и сопоставление, абстрагирование, обобщение и конкретизация), в логике изложения учебного материала (индукция и дедукция, выделение главного и второстепенного, констатация фактов, приведение примеров, формулировании выводов).

Организационные приемыспособствуют ориентированию внимания учащихся на восприятие и познавательную деятельность. К ним относятся запись плана, демонстрация объекта со стола или с обходом по классу, организация учащихся на работу в группах, индивидуально или фронтально и т.д.

Владение организационными методами – один из ярких показателей мастерства учителя, его профессионального опыта и творчества. С их помощью учитель координирует работу учащихся всего класса, поддерживает дисциплину и внимание, заинтересованность и работоспособность учащихся.

Технические приемы – это приемы использования различного оборудования.Например, для словесных методов техническими приемами могут быть записи на доске, на карточках, воспроизведение на экранных носителях. Для наглядных методов технические приемы проявляются в демонстрации результатов опытов или объектов на экранах разного фона (на белом или черном), в прикреплении рисунков, схем, таблиц на классной доске или креплении на магнитной доске.

Многообразие методических приемов, их сочетание на уроке и в других формах обучения экологии показывает творческую инициативу и педагогическое мастерство учителя. Творчески работающий учитель изобретает новые методические приемы, трансформирует общеизвестные, добиваясь наилучших результатов обучения.

Особенности словесных методов обучения БЖ

Виды словесных методов. Словесные методы широко применяются в практике обучения БЖ. По числу задействованных людей в процессе реализации словесных методов можно выделить такие формы, как монологическая, диалогическая формы.

Главным достоинством монологической формы словесных методов является возможность точного, понятного и доступного изложения учебного материала. Однако если на уроке монолог учителя затягивается во времени, то учащиеся, утомляясь от однообразия своей деятельности, начинают отвлекаться и их внимание рассеивается.

Диалогическая форма содействуют разнообразию методов обучения. Но зачастую диалог способствует возникновению у учащихся привычки отвечать на заданные вопросы очень кратко и неполно. Диалоговая форма бывает эффективной в том случае, когда у учащихся уже есть запас знаний по изучаемой теме.

Основными видами словесных методов обучения выступают рассказ, объяснение, беседа, лекция.

Рассказ как метод обучения БЖ.Рассказ – монологический метод трансляции учителем новых знаний, предполагающий их восприятие, умственную переработку и усвоение учащимися. Рассказ применяется на уроках, экскурсиях, на внеклассных занятиях по экологии, когда следует познакомить учащихся с историй научных открытий, с достижениями современной науки и биографическими фактами ученых, и при этом усилить интерес к изучению экологии.

Рассказ должен отвечать требованиям логики. При этом учебный материал должен излагаться не только логично, но и ярко, образно. Рассказ должен содержать интересные факты и примеры.

В рамках рассказа как метода обучения экологии принято выделять следующие разновидности: сюжетный, иллюстративный, информационный.

Следует помнить, что рассказ предполагает сообщение учителем научных фактов или раскрытия содержания экологических понятий «в готовом виде», не требуя анализа и доказательств. Этот метод, как правило, соответствует репродуктивному уровню познавательной деятельности учащихся. Поскольку учащиеся полученную во время рассказа информацию воспринимают относительно пассивно, то не следует чрезмерно увеличивать долю его применения на уроке.

Объяснение как метод обучения БЖ. Объяснение – это четкое изложение учебного материала на основе анализа фактов и доказательств с формулировкой выводов. Здесь очень важна логика изложения, умение (интонацией, с помощью записей на доске, в тетрадях учащихся) вычленить главное. Объяснение может носить индуктивный и дедуктивный характер.

Объяснение применяется при изучении материала, сложного для восприятия и понимания учащимися. Например, изучение механизма круговорота веществ, типов питания организмов, трофических связей и экологических пирамид и т.д. целесообразно проводить с применением объяснения. При этом важно, чтобы знания излагались в определенной последовательности, согласно которой вычленялись главные и второстепенные понятия, устанавливались связи между понятиями.

Объяснение можно сочетать с элементами беседы, в этом случае можно получить своевременную информацию о характере усвоения материала, выявить трудности и недостатки усвоения знаний учащимися. Следует иметь в виду, что объяснение зачастую достигает цели только тогда, когда оно сопровождается записями определений понятий, составлением схем, заполнением таблиц и оформлением выводов в тетрадях учащихся, демонстрацией средств обучения.

Школьная лекцияпредполагает изложение материала, обладающего большой содержательной емкостью и сложностью логических построений, требующих доказательств, установления причинно-следственных связей и обобщений. Целью лекции как метода обучения экологии может быть изложение таких сведений и данных, которые не могут быть получены учащимися в необработанном виде из различных источников информации.

В лекции, в отличие от рассказа, излагается в значительной мере теоретический материал. Основное требование к лекции – соблюдение единства фактического материала и обобщений. Без фактического материала лекция имеет абстрактный характер, а без обобщений снижается ее теоретический уровень.

Лекция может носить характер проблемного изложения. При этом учитель констатирует факты, сопоставление которых означает то, что в науке существуют нерешенные проблемы. При применении данного метода предусматривается разная степень самостоятельного поиска учащихся в решении проблемы; их мыслительная самостоятельность стимулируется тем, что учитель привлекает учащихся к предположительным ответам, задает вопросы, заставляющие осмысливать новую учебную информацию.

Школьная лекция как метод обучения экологии в основном применяется в старших классах, ее продолжительность не превышает 30 минут.Она перемежается вопросами к учащимся, темп изложения учебного материала – медленный, следует чаще делать повторы и обобщения, содержание подразделяется на логические части. Целесообразно четко выделять и повторять то, что следует записать учащимся в тетради.

Эффективность лекции во многом определяется организацией деятельности учащихся. Следует специально продумать и организовать работу учащихся по записи плана лекции, основных положений и выводов, что позволяет акцентировать внимание на главном и содействует осознанному восприятию нового материала. Особо важное значение имеет применение на лекции наглядных пособий, компьютерных презентаций, записей на классной доске новых терминов, цифровых данных, имен ученых.

Беседа как метод обучения БЖ.Беседа – диалогическая форма трансляции знаний. При этом деятельность учителя по изложению содержания связана с деятельностью отдельных учащихся или с целым коллективом.

Беседа как метод обучения экологии позволяет учителю очень быстро установить с учащимися обратную связь – выявить круг представлений и знаний учащихся, определить качество и недостатки усвоения знаний, в случае необходимости откорректировать учебный процесс. Беседа в значительной степени содействует систематизации и обобщению знаний.

По характеру познавательной деятельности различают объяснительно-иллюстративную и поисковую беседы.

Объяснительно-иллюстративная лекция предполагает точное воспроизведение знаний учащимися при ответах на вопросы или констатацию фактов при описании результатов опыта или наблюдения, организуемого учителем. Данный вид беседы используется чаще всего при повторении учебного материала, при уточнении заданий.При планировании хода беседы важно учитывать содержание учебного материала (для беседы целесообразно отбирать материал, уже частично знакомый учащимся).

Вопросы для беседы нужно формулировать четко, они должны быть логически связаны между собой. Вопросы и задания в ходе беседы адресуются всем учащимся, а отвечают отдельные ученики по их желанию или усмотрению учителя.

В старших классах чаще применяют поисковую беседу. Сущность поисковой беседы сводится к частично самостоятельному решению учащимися ряда учебно-воспитательных вопросов на уроках, занятиях кружка и экскурсиях. Как правило, поисковая беседа состоит из чередования коротких информационных сообщений учителя с вопросами и ответами на них учащихся.

Для поисковой беседы при обучении экологии характерно применение индуктивного способа рассуждений, при котором учитель ведет учащихся от наблюдений конкретных объектов или восприятия определенных фактов к раскрытию причинно-следственных связей и обобщениям. В поисковой беседе необходима организация наблюдений или мобилизация в памяти представлений о природных объектах, затем следует выделение существенных признаков наблюдаемых объектов и установление их взаимосвязей.

В поисковой беседе возможен и дедуктивный подход. Например, если учащиеся имеют общее представление о взаимосвязи организма с условиями окружающей среды, то можно проводить беседу с помощью конкретных примеров, демонстрирующих взаимосвязи в природе. При ведении поисковой беседы от учителя требуется умение выстраивать правильную последовательность постановки вопросов, точно их формулировать, направляя в нужное русло мыслительную деятельность учащихся. В пределах метода различают беседу вводную, объясняющую, обобщающую.

При проведении эвристической беседы иногда возникают дискуссии, которые в значительной степени способствуют развитию самостоятельности мышления учащихся, учат их аргументировать и отстаивать свою точку зрения, терпимо относится к мнению других людей, содействуют развитию коммуникативных умений учащихся.

Дискуссия представляет собой целенаправленный обмен мнениями. Успех дискуссии заложен в актуальности изучаемой проблемы. Проблема вызывает живой интерес у учащихся, если обсуждается личностно значимый для учащихся вопрос. Например, проблема уплотнительной застройки в микрорайоне или целесообразность строительства автомагистрали и т.д. В ходе дискуссии важно предлагать учащимся такие вопросы, которые требовали бы от них оценочных суждений и подводили к выводам, имеющим мировоззренческое значение. Ценность дискуссии состоит в том, что в ее ходе у учащихся формируются определенные убеждения в правильности тех или иных положений. Подобный подход позволяет существенно влиять на формирование у учащихся научного мировоззрения, а значит, развивать и воспитывать их.