Концепции современного маркетинга – сер.80-гг. 20 века
Сбытовая концепция (Концепция интенсификации коммерческих усилий) – 50-е гг. 20 века
Тема 1. Маркетинг как концепция управления предприятием
МАРКЕТИНГ
Концепции маркетинга:
1. Производственно-товарная концепция – начало 20 века. – сер. 1930 гг.
Концепция совершенствования производства (производственная концепция)
- Значительное превышение спроса над предложением при низкой конкуренции
- Потребитель не стремится выделиться
- Совершенствование технологий с целью снижения издержек Þснижение цен Þ рост продаж и прибыли
Концепция совершенствования товара (товарная концепция)
- Конкуренция невысокая
- Сосредоточение усилий на качественных характеристиках товара
- Запросы потребителей не учитывались
- Активизация конкурентной борьбы
- Товар слабодифференцирован
- Давление на покупателей с целью продажи того, что произведено через стимуляторы продаж
3. Потребительская концепция (Концепция рыночной ориентации, концепция традиционного маркетинга) – начало 60-х гг. 20 века
- Изучение нужд и потребностей потребителей (в основном пока стохастическим, случайным путём) с целью производства необходимых им товаров
- Насыщение рынка товарами.
- Формирование рынка покупателя
Концепция стратегического маркетинга
- Системность и целенаправленность в исследовании и прогнозировании рынка
- Переход к долгосрочным маркетинговым планам
- Создание стратегических конкурентных преимуществ
Социально-этическая концепция (социально-этичный маркетинг)
- Появление глобальных проблем человечества, связанных с экологией, развитием технологий, информатизацией
- Ориентация не только на удовлетворение потребностей потребителя, но и сохранение интересов общества (отбеливающие зубные пасты с разрушением зубов, средства для похудания с последствиями)
Концепция партнерских отношений (маркетинг взаимодействия, индивидуальный маркетинг)
- Формирование долгосрочных надежных отношений с потребителями
- В основе – индивидуальный маркетинг (Ориентация конечного продукта на конкретного потребителя)
- Превращение потребителей (клиентов) в партнеров
- Взаимная выгода от партнерства
- Расширение сферы деятельности фирмы на рынке услуг и формирование послепродажного рынка
Маркетинг – это комплексная система управления всей деятельностью предприятия по разработке, производству и сбыту товаров (включая послепродажное обслуживание), ориентированная на удовлетворение потребностей потребителей и обеспечение достижения целей предприятия на основе исследования и прогнозирования рынка и его составных элементов.
Принципы маркетинга:
1) ориентация на потребителя;
2) комплексное применение инструментов маркетинга;
3) дифференцированный подход к рынку;
4) адаптация под изменения внешней среды;
5) постоянное воздействие на рынок.
Цели маркетинга:
1) экономические:
- обеспечение выхода на новые рынки;
- увеличение доли участия на освоенных рынках;
- получение максимальной прибыли;
- увеличение объёма продаж;
2) психографические:
- повышение степени осведомлённости потребителей о товаре;
- формирование у потребителей положительного образа и приверженности к товарам предприятия;
- стимулирование решений о покупке товара;
- повышение степени удовлетворённости при использовании товаров предприятия.
Функции маркетинга:
1) аналитическая:
- комплексное исследование рынка;
- анализ собственных возможностей предприятия;
2) функция планирования:
- разработка стратегии маркетинга;
- составление плана и бюджета маркетинга;
- разработка конкретной программы маркетинговых мероприятий;
3) производственная:
- организация производства новых товаров;
- внедрение новых технологий;
- организация материально-технического снабжения;
- управление качеством и конкурентоспособностью товаров;
4) сбытовая:
- организация системы товародвижения;
- организация сервиса;
- коммуникационная деятельность;
- проведение ценовой политики;
5) контроль;
- информационное обеспечение маркетинга;
- организация текущего контроля маркетинга;
- оценка эффективности маркетинговой деятельности.
Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) – совокупность практических инструментов адаптации предприятия к рыночной ситуации и мер воздействия на рынок. В мировой практике комплекс маркетинга известен как комплекс «4Р» по первым буквам его составляющих:
- product – товар;
- place – размещение;
- price – цена;
- promotion – продвижение.
В зависимости от состояния спроса различают следующие виды маркетинга:
- конверсионный маркетинг – применяется при отрицательном спросе, направлен на преодоление негативного отношения потребителей к тому или иному товару и создание спроса;
- стимулирующий маркетинг – используется при отсутствующем или низком спросе, возникающем при безразличии потребителей к данному товару, для стимулирования спроса;
- креативный маркетинг – направлен на выявление потенциального (скрытого) спроса и определение способов его удовлетворения;
- ремаркетинг – применяется при падающем, снижающемся спросе, направлен на оживление и восстановление спроса;
- синхромаркетинг – используется при колеблющемся, нерегулярном спросе (на сезонные товары) с целью его стабилизации;
- поддерживающий маркетинг – применяется при полноценном спросе для его сохранения;
- демаркетинг – препятствует формированию чрезмерного спроса (на новый и престижный товар);
- противодействующий маркетинг (антимаркетинг) – направлен на снижение и даже ликвидацию неразумного, иррационального спроса на товары, имеющие антигуманный характер.
Практический маркетинг широко применяет методы и приёмы научных дисциплин, которые можно объединить в три группы.
1. Общенаучные методы, включающие:
- системный анализ – предполагает изучение любой рыночной ситуации с позиции выделения в ней всех её составляющих и определения между ними причинно-следственных связей;
- комплексный подход – рассматривает элементы рыночной ситуации в совокупности с другими факторами;
- программно-целевые методы – используются при выработке и реализации стратегии и тактики маркетинга, заключаются в формировании «дерева целей и задач» маркетинга (выбор главной цели и её расчленение на отдельные задачи и мероприятия), определении приоритетности отдельных целей и реализации мероприятий по их достижению.
2. Аналитико-прогностические метод,объединяющие:.
- экономико-математическое моделирование – формализованное описание рыночных ситуаций в виде математических зависимостей и отношений, что даёт возможность просчитать поведение конкурентов и покупателей, оптимизировать затраты на сделку и др. Среди экономико-математических моделей следует особо выделить экономико-статистические модели, устанавливающие связи и зависимости между экономическими показателями;
- линейное программирование – выбор оптимального решения из ряда возможных, обеспечивающего эффективность по критерию «затраты / результаты» (выбор ассортимента, поставщиков, покупателей и др.);
- метод сетевого планирования – использование сетевого графика, дающего полную информацию о составе, последовательности и взаимосвязях работ в рамках конкретной программы, а также возможных отклонениях в процессе её реализации;
- теория массового обслуживания – позволяет определить закономерности, связанные с поступление заявок на обслуживание и определением очерёдности их удовлетворения;
- методы теории вероятности – применяются для установления вероятности наступления определённых рыночных ситуаций с целью планирования своих действий;
- методы экспертных оценок – предполагают получение рекомендаций по выработке эффективного решения от специалистов, однако в данном случае нельзя исключать субъективизм, присущий каждому эксперту;
- метод деловых игр – позволяет выработать оптимальные решения путём проигрывания отдельных рыночных моментов (поведение партнёров, конкурентов и др.);
- теория связи – дает возможность получения сигнальной информации из-за пределов управляемого объекта и быстрой адаптации в новых условиях.
3. Методические приёмы, заимствованные из различных областей знаний:
- социология;
- психология;
- экология;
- эстетика и дизайн;
- антропология;
- физиология.