Введение

Современный этап развития человечества характеризуется широким внедрением техники информационных технологий, как на производстве, так и в быту. С одной стороны, она помогает решать многообразный спектр задач, а с другой – становится источником опасных и вредных факторов, негативно влияющих на организм, приводящих к различным заболеваниям и самым непредсказуемым последствиям для населения любой страны.

В 1992 году, доля так называемых «эргономических» заболеваний в США, составила более 50% всех профессиональных болезней и динамика их роста точно соответствовала развитию компьютеризации в стране. Это привело к значительному экономическому ущербу для американских страховых компаний, которые сильно пострадали от эпидемии «эргономических» заболеваний и явилось толчком к активному финансированию исследований в этом направлении.

Более того, необходимо отметить, что организм человека эволюционно не подготовлен к лавинообразному ускорению новых условий, в которых ему приходиться иметь дело с многофакторным специфическим воздействием и усиленным режимом умственно-зрительных нагрузок, возникающих от работы с компьютером.

В то же время, как показывают исследования, особенно в России, большая часть персонала и пользователей компьютерной техники совершенно не информированы о возможном вреде здоровью, последствиях и мерах безопасности. В научно-технической и учебной литературе, где в изобилии рассматриваются различные компьютерные темы, наблюдается явный дефицит практических пособий, которые бы полноценно освещали вопросы охраны труда в этой области. В настоящий момент, существующие немногочисленные источники, в большей части своей, описывают отдельные частные задачи по обеспечению комфортных и безопасных условий труда без учета системно-комплексного подхода к данной проблеме.

Таким образом, сама жизнь потребовала разработки нового образовательного направления, которое на современном этапе является крайне актуальным для сохранения здорового общества и поэтому, должно быть одним из основных элементов профессиональной подготовки специалистов различного уровня.

Модульная программа «Безопасность труда при работе с ПЭВМ» входит в раздел дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и изучается в виде отдельной дисциплины.

Цели дисциплины «Безопасность труда при работе с ПЭВМ»:

- обеспечить студентов системой соответствующих знаний в безопасной организации труда в свете требований современных международной и национальной нормативно-правовой базы;

- сформировать умения грамотной и осознанной стратегии построения многоступенчатой комплексной защиты;

- быть компетентными в вопросах улучшения и сбережения личного здоровья.

Реализация поставленных целей в процессе обучения, достигается решением технических и практических задач, приведенных в настоящем пособии.