Лекция 3.2.
Контрольные вопросы и задания
Заключение
Завершая обзор средств визуального моделирования, поддерживающих методологию структурного системного анализа, можно сделать следующие выводы:
- Исследования и программные разработки в области структурного анализа сложных систем позволили выработать базовые концепции визуального моделирования, создать графическую нотацию для отображения моделей и апробировать ее в CASE-системах.
- В настоящее время нотации рассмотренных выше диаграмм структурного анализа используются в ряде CASE-средств для построения информационных моделей систем обработки данных.
- Возможности средств визуального моделирования, разработанных в поддержку методологии структурного системного анализа, оказались сильно ограниченными при переходе к объектно-ориентированным технологиям разработки сложных систем.
- Основные недостатки этой методологии и поддерживающих ее графических нотаций:
· отсутствие средств представления сложных алгоритмов обработки данных;
· недостаточная развитость средств отображения временных характеристик процессов и потоков данных;
· отсутствие явных средств объектно-ориентированного представления моделей сложных систем.
- Многие идеи визуального моделирования и элементы графических нотаций моделей структурного системного анализа были эффективно использованы при разработке UML - унифицированного языка моделирования, поддерживающего методологию объектно-ориентированного анализа и проектирования сложных систем. К изучению этого языка мы приступаем на следующей лекции.
1. Для чего используют модели сложных систем при их проектировании? Перечислите основные задачи, решаемые проектировщиками систем с помощью моделирования.
2. Какие цели преследует визуальное моделирование систем ?
3. В какой области знаний используются диаграммы Венна ? Приведите примеры.
4. Приведите пример использования графовых моделей для описания системы.
5. Расшифруйте сокращенные названия диаграмм SADT, ERD, DFD и переведите на русский язык. Для чего используются диаграммы перечисленных типов ?
6. Какие задачи позволяет решать методология SADT? Для чего используются элементы модели activity и arrow? Что такое ICOM? Опишите SADT-диаграммами процесс выдачи книг читателю абонемента публичной библиотеки (на двух уровнях декомпозиции).
7. Перечислите компоненты ER-модели, дайте определения всем компонентам. Разработайте ER-модель данных для учета книжного фонда публичной библиотеки (студенческого абонемента университетской библиотеки, читального зала научных работников).
8. Перечислите компоненты DF-диаграмм, приведите примеры их графического обозначения. Разработайте DF-диаграмму процесса выдачи книг читателю абонемента публичной библиотеки.