Вопрос 3. Характеристика основных форм и методов воспитания личного состава.

Теория и практика воспитательной работы знают большое количество методов воспитания. Разные авторы предлагают различные классификации. Не вдаваясь в дискуссии, рассмотрим, что такое метод воспитания.

Методы воспитания - это совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на сознание, чувства, волю и поведение воспитуемых с целью формирования у них необходимых ка­честв в соответствии с целями и задачами воспитания.

В педагогическом смысле под методами воспитания понимают совокупность способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В работе с сотрудниками ОВД используются следующие методы: метод убеждения, метод упражнения, метод воспитания на примере, метод поощрения, метод принуждения некоторые другие.

Все методы воспитания взаимно дополняют друг друга, и никогда какой-то метод не действует изолированно.

Средствами воспитания называют совокупность того, что используется руководителем для воспитательного воздействия на подчиненных (слово, факты, примеры, документы, плакаты, фотографии, видеоматериалы и т.д.).

Приемы воспитания – это соответствующие конкретной ситуации способы использования воспитателем средств (показ положительных примеров, иллюстрация фактов, демонстрация перспектив,сравнение и сопоставление результатов идр.).

Каждому методу присуща система приемов, при этом отдельные приемы могут входить составной частью в разные методы, а в определенных ситуациях приобретать самостоятельное значение. Так, взыскание относится к методу принуждения, однако в определенных условиях оно может выступать и как убеждение на собственном опыте. В то же время в любом наказании (разумеется, при его правильном, грамотном применении) присутствуют элементы убеждения.

Каждый метод может включать в себя целую группу приемов. Метод убеждения – объяснение, изложение, разъяснение, поучение, наставление, пример, иронию, шутку; метод упражнения – показ, инструктаж, требование, объяснение, личный пример; метод поощрения – одобрение, похвалу, доверие, показ перспектив; метод принуждения – осуждение, порицание, предупреждение, наказание и т.д. В системе методов воспитания не следует рассматривать каждый конкретный метод как универсальный отдельно от других. Ни один метод воспитания, взятый изолированно, не может решить всех задач воспитания. Всякая универсализация этих методов неизбежно ведет к шаблону в воспитательной работе. А. С. Макаренко писал: «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас является и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим. Никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности или вредности, взятое уединенно от всей системы средств. И, наконец, никакая система средств не может быть рекомендована как система постоянная».

Методы воспитания применяются в постоянно изменяющихся условиях конкретной педагогической ситуации, которая определяется общественными потребностями и объективными требованиями воспитательного процесса. Всесторонняя подготовка сотрудников, выработка у них высоких профессиональных, нравственных, психологических и других качеств требуют использования методов воздействия, отвечающих характеру общественных отношений, отражали специфику всех факторов жизнедеятельности, влияющих на воспитание. Большое значение в выборе необходимых методов воспитания имеет правильная оценка сложившейся педагогической ситуации, учет целей и задач всей воспитательной работы, позиция воспитателя по отношению к воспитаннику и ряд других обстоятельств (см. рис. 3).

 

Рис. 3. Обстоятельства, влияющие на выбор метода воспитания.

 

На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший, оптимальный. Выбор метода это всегда поиск оптимального пути воспитания.

Все методы воспитания отличаются друг от друга тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Так, метод убеждения оказывает влияние на формирование всей личности воспитуемого, но его главное назначение состоит в развитии твердых убеждений и взглядов, лежащих в основе сознательного выполнения тех или иных действий.

Метод упражнения преимущественно способствует выработке разнообразных полезных привычек поведения, развитию и совершенствованию волевых качеств, психологической устойчивости и т.д.

Метод примера оказывает воздействие на поведение сотрудников, на формирование их морального облика.

Метод поощрения, объединяя приемы и средства морального и материального стимулирования, воспитывает у сотрудников положительное отношение к профессиональной деятельности, развивает у них усердие при выполнении оперативно-служебных задач.

Метод принуждения отражает оценку отрицательных действий и поступков.

Одним из основных методов воспитания является метод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств личности – мировоззрения, сознательности и убежденности. Этот метод наиболее предпочтителен в психолого-педагогическом плане. Успех его применения зависит от определенных условий, которые облегчают процесс превращения знаний в личные убеждения сотрудников. К основным условиям относятся такие, как:

– глубокая личная убежденность самого руководителя в справедливости, истинности того, в чем он убеждает подчиненных;

– безупречная логика обоснования высказываемых положений и принципов, соответствующая аргументация;

– правдивость, честность и искренность руководителя, его готовность и умение отвечать на острые и злободневные вопросы. Искренний, откровенный разговор позволяет завоевать доверие подчиненных и обеспечить этим благожелательное отношение к словам, идеям. Если сотрудники видят, что их руководитель хитрит, иногда искажает факты, уклоняется от ответов на острые, волнующие вопросы, они перестают верить ему даже в тех случаях, когда слышат правду;

– широкий кругозор, образованность и эрудиция руководителя, его жизненный и служебный опыт;

– тактичность;

– умение выслушать подчиненного, исключение высокомерия, назидательного тона, грубости, матерщины, насмешек, подначиваний и неуместных упреков;

– единство слова и дела, четкая организация повседневной жизни и деятельности личного состава, авторитет руководителя среди подчиненных и др.

Таким образом, убеждение является ведущим методом воспитания.

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение сотрудников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, средством самовоспитания.

По типу воздействия на сознание сотрудников примеры можно разделить на две большие группы: примеры непосредственного и опосредованного влияния. К примерам непосредственного влияния относятся: личный пример начальников, руководителей; пример товарищей, сослуживцев; положительный пример людей, с которыми сотрудники находятся в постоянном контакте. Особое место принадлежит личному примеру руководителя. Его пример – решающее условие воспитания, образец для подражания и средство вдохновения. Личный пример в значительной степени усиливает или ослабляет действие всех других методов воспитания.

Важны и примеры опосредованного воздействия – через устное слово, литературу, кинофильмы, театр, примеры жизни и деятельности исторических личностей, примеры индивидуального и массового героизма, подвигов при несении службы и т. п.

Вся система воспитания на положительном примере должна содействовать тому, чтобы в сознании сотрудников сложился четкий образ идеального специалиста МВД России, появилось стремление постоянно совершенствовать себя. В ходе применения метода примера в воспитании важно учитывать основные условия его действенности:

– обеспечение высокой личной примерности руководителя в выполнении оперативно-служебных задач, своих функциональных обязанностей, соблюдение нравственных норм;

– знание особенностей воспитуемых;

– общественная ценность примера;

– реальность достижения образца;

– создание обстановки, способствующей достижению образца;

– широкая пропаганда опыта деятельности сотрудников органов внутренних дел;

– яркость, эмоциональность, заразительность примера и др.

Поведение сотрудника определяется не только сознанием, но и жизненным опытом, укоренившимися привычками. Ему необходимо не только разъяснить, показать на примере, как надо действовать, его надо еще и научить поступать правильно. Это достигается с помощью метода упражнения.

Под методом упражнения в воспитании понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, профессиональной деятельности, которая позволяет сотрудникам накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их нравственные чувства, волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждением и поведением, словом и делом.

Использование метода упражнения в воспитании обеспечивает:

– воспитание целеустремленности;

– выработку привычек инициативного выполнения своих обязанностей и высоконравственного поведения;

– совершенствование и развитие волевых качеств;

– развитие творческих способностей, внимания, памяти, мышления, речи и др.;

– развитие интеллектуальных и физических качеств.

Качества личности сотрудника формируются и совершенствуются в процессе многократного участия в тех видах деятельности, которые составляют содержание их профессиональных обязанностей. Чтобы выработать у сотрудников самообладание, сильную волю, решительность, смелость, инициативу, в процессе обучения необходимо ставить их в такие условия, создавать такие ситуации, действуя в которых они были бы вынуждены проявлять эти качества. А. С. Макаренко подчеркивал, что нужно создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек[1].

Метод упражнения эффективен при соблюдении ряда условий:

– понимание сотрудниками социальной сути, практической значимости своего поведения в целом и его конкретных форм, которые затем превратятся в привычки;

– наличие системы в упражнениях (необходимо планировать первоочередность, последовательность и регулярность упражнений, объем нагрузок и т. д.);

– всесторонний учет возрастных и индивидуальных особенностей подчиненных и требования от них выполнения напряженных, но посильных действий и др.

В методике формирования и развития личности сотрудника органов внутренних дел важнейшее место отводится методу поощрения. Оно всегда несет в себе оценочную и стимулирующую функции. Оценочная сторона поощрения определяется общественным признанием поведения сотрудников, их деятельности в выполнении служебных обязанностей. Моральное и материальное поощрение активно помогает подчиненным осознать долю своего труда в достижении общей задачи. Поощрение окрыляет человека, помогает ему правильно оценивать свои силы и способности, вырабатывает чувство личного достоинства, повышает авторитет отличившегося в глазах сослуживцев. Поощрение – очень сильное средство воспитания подчиненных, и его применение требует от руководителя серьезного и вдумчивогоотношения. Располагая целым арсеналом видов поощрений, руководитель всякий раз решает ряд педагогических проблем: 1) поощрять или воздержаться; 2) за что поощрять; 3) кто является объектом поощрения: отдельная личность или коллектив; 4) каков ритуал поощрения; 5) в каких видах выразить поощрение; 6) какие правила следует соблюдать при поощрении.

Неумелое использование поощрений руководителями может нанести вред воспитанию. Поэтому выдающиеся педагоги требовали осторожности в применении поощрений, видя в них и «лекарство», и «яд». Воспитательная ценность поощрения значительно снижается, если оно недостаточно заслуженно, выносится за исполнение элементарных и второстепенных обязанностей. Важно поощрять подчиненных за разумную инициативу, усердие, подвиги и отличия по службе. Анализ практики показывает, что для вынесения решения о поощрении необходимо учитывать: мотивы; усилия, затраченные для достижения успеха; результаты поступка, действия; самооценку сотрудником своего поступка.

Для того чтобы поощрение оказывало необходимое воздействие на сотрудника, при его применении следует соблюдать следующие педагогические условия:

– любое поощрение должно быть педагогически обосновано и целесообразно, направлено на стимулирование успехов сотрудников в решении главных, стержневых задач;

– быть заслуженным, так как незаслуженное или легко доставшееся поощрение порождает самоуспокоенность, снижает активность, отрицательно сказывается на воспитательном процессе;

– сочетать виды поощрений (моральные и материальные) и разнообразить их формы;

– своевременность и гласность поощрений. Гласность поощрения дает возможность привлечь внимание всех сотрудников к поступкам коллег, побудить их более требовательно относиться к собственному поведению и вызвать желание подражать хорошему примеру. Психологический смысл гласности в том, что она способствует формированию здорового общественного мнения, положительного эмоционального состояния как у поощренного, так и во всем коллективе.

В воспитании личного состава используется и метод принуждения, под которым понимается система средств и приемов воздействия на сотрудников, нарушающих законы и нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять служебный долг. Принудить человека – значит заставить его выполнить волю руководителя, коллектива в интересах решения задач, стоящих перед подразделением.

Принуждение – довольно сильное средство воздействия, требующее от воспитателя не только твердой принципиальности, бескомпромиссности, но и известного такта, педагогической мудрости. Пользоваться им следует разумно, не увлекаясь и не злоупотребляя.

Принуждение осуществляется применением таких мер, как категорическое требование, запрет, создание осуждающего общественного мнения, предупреждение о привлечении к ответственности, взыскание и др. Метод принуждения эффективен при соблюдении следующих условий:

– применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства воздействия не дали положительного результата;

– применение метода принуждения на основе убеждения и в соответствии с требованиями принципов воспитания;

– индивидуальный подход вприменении мер принуждения к сотрудникам с учетом уровня их подготовки, жизненного опыта, способностей, характера поступка и условий;

– справедливость наказания, обстоятельное выяснение причин проступка;

– своевременность применения мер принуждения;

– исключение со стороны воспитателей элементов предвзятости, грубости.

Умелое использование метода принуждения в сочетании с другими методами способствует успеху воспитательной деятельности руководителя.

Таким образом, методы воспитания, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются руководителем в зависимости от целей, содержания и реализуемых функций. Высокого уровня педагогического мастерства в результатах воспитания добивается только тот руководитель, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям обучения и воспитания.

Выводы по вопросу. Таким образом, формы и методы воспитания личного состава весьма многообразны. Все методы отличаются друг от друга тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие. Знание и грамотное применение различных методов воспитания являются важнейшим условием эффективности всей профессиональной деятельности органов внутренних дел. Таким образом, методы воспитания, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются руководителем в зависимости от целей, содержания и реализуемых функций.