Вопрос 3 Юридическая педагогика как отрасль педагогики и междисциплинарная область научного знания

Рис. 1.3. Связь педагогики с другими науками

Взаимосвязи педагогики с другими науками

Каждая из отраслей педагогической науки в разработке своих проблем использует данные многих смежных наук, при определении целей воспитания – философии, социологии, психологии, физиологии, аксиологии, этики, эстетики, истории, медицины и др.; при изучении объема, структуры, логики изложения учебно-воспитательной информации – математики, статистики, логики, теории информации, теории коммуникации, кибернетики и др. (рис. 1.3).

Взаимосвязи с философией можно отнести к числу наиболее продуктивных факторов прогресса педагогической науки. В ней наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения. Общими для философии и педагогики явились система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе. Теория познания дает возможность, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного, законы взаимосвязи и взаимозависимости, развития и др. помогают развитию педагогики в деятельности сотрудников ОВД. В философии образования синтезируются взгляды разных наук – педагогики, истории педагогики, психологии, социологии, культурологии, этики, эстетики и др. Педагогика связана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру. Весьма близкими научной педагогике являются психология, физиология, педиатрия и ряд других. Их методология, принципиальные подходы к подрастающему поколению тесно связаны с педагогикой и между собой, они взаимодействуют, взаимопроникают и взаимообогащают друг друга.

Педагогика тесно связана с психологией. Последняя изучает законы функционирования психики человека. Предметом же педагогики являются закономерности целенаправленного изме­нения этой психики педагогическими средствами. Очевидно, что без учета психологии педагогическая деятельность не может быть результативной (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Основные взаимосвязи педагогики и психологии

Взаимосвязь педагогики с психологией является традиционной, она определена предметом: психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следовательно, оно не может осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями. Вторая важная причина – общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, психологические анкеты и др.). Связь педагогики и физиологии очень тесна. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития человека. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием личности сотрудника ОВД являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности.

Связь педагогики и социологии: социология в сферу своих исследований включает проблемы образования и воспитания, науку о них. Валеология тесно связана с педагогикой, а также психологией, медициной. Объединившись с валеологией (от валео - здравствовать и логос - учение), педагогика может находить решение множества педагогических проблем и методов их устранения. Связана она и с экономикой, решая проблемы в сфере экономики. Отношения между педагогикой и экономическими науками наиболее значительны, так как экономическая политика государства во все времена была необходимым условием образования общества.

Новые возможности для осмысления процессов воспитания и обучения раскрывает перед педагогикой кибернетика, которая помогает педагогике разрабатывать закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом. К числу партнеров педагогической науки в соответствующих условиях можно отнести и многие другие науки: юриспруденцию, информатику, демографию, статистику, экологию, этнографию, историю, технические науки. Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии и психологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки.

Выводы по второму вопросу.Итак, мы рассмотрели с вами категориальный аппарат педагогической науки, среди них педагогический процесс является объединяющим началом воспитания, обучения и образования это синтезирующее понятие, в котором проявляют себя в органическом единстве все категории педагогики (воспитание, образование, обучение и развитие). Кроме того рассмотрели функции педагогики. В настоящее время с педагогикой связаны более 12 наук, кроме того, мы с вами рассмотрели перечень педагогических наук, в который включают более 10 отраслей. К числу партнеров педагогической науки можно отнести и юриспруденцию, информатику, демографию, статистику, историю, технические, естественные и гуманитарные науки. Однако влияние философии и психологии остается доминирующим.

 

Юридическая педагогика – особая область научного педагогического знания – юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики. Истоки ее знания по отдельным юридическим проблемам можно найти в публикациях XVIII в. и ранее, но окончательно она сложилась и получила свое нынешнее название только в конце XX в. Ее основная цель – всемерное способствование созданию в России правового общества, укреплению законности и правопорядка, а специальная – познание юридико-педагогических явлений, существующих в правовой сфере, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффективных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике. Значение ее особенно велико при современных трудностях укрепления законности и правопорядка, правовоспитания населения, борьбы с преступностью, работы с кадрами правоохранительных органов.

Теоретической базой ЮП выступает общая педагогика, однако она не является общей педагогикой с примерами из юридической практики. Это особая область научного знания - юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики[1].Она опирается на разработки других отраслей педагогики: истории педагогики, теории воспитания, теории обучения (дидактики), методики, возрастной педагогики, школоведения, дефектологии, социальной педагогики, этнопедагогики, семейной педагогики, педагогики управления, производственной педагогики, военной педагогики, педагогики спорта, сравнительной педагогики и др.

Юридическая педагогика является междисциплинарнойобластью научного знания, а по преобладающим признакам - отраслью педагогической науки.Ее положение между юридической и педагогической науками определяет ее название.

Традиционный для педагогики комплексный подход обуславливает тесноту связей юридической педагогики со всеми другими отраслями педагогики и юридической науки, а так же с социологией права, юридической психологией, общей теорией и психологией управления, организацией работы с персоналом, профессио­нальной деонтологией и этикой юриста.

Объект познания юридической педагогики общий с юридической наукой: правовая сфера общества, законность и правопорядок, деятельность структур, органов и людей, целенаправленно занимающихся их укреплением. Общая у них и основная цель- всемерное способствование созданию в России правового общества, укреплению законности и правопорядка. Но существенно различие их по предмету познания. Юридическая наука имеет дело с правовой реальностью, как особой системой социальных норм, правовых форм деятельности государства и его подсистем, закономерностей их развития и т п.

Предмет юридической педагогики иной - педагогические факты, закономерности и механизмы образования, обучения, воспитания и развития, присущие правовой сфере, действующие в обществе и влияющие на нее, на состояние законности и правопорядка, на деятельность юридических органов и их персонала. Познание юридико-педагогических явлений, относящихся к предмету юридической педагогики, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффективных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике, составляет специальную цель юридической педагогики.

Педагогика – наука, постоянно обращенная к практике, а ее отрасль, погруженная в правовую сферу, - юридическая педагогика – просто не может не быть прикладной наукой. В этом ее главное предназначение, и от практических успехов зависит ее признание, поддержка и развитие.

Основные ЗАДАЧИ ЮП:

- изучение истории развития юридико-педагогического знания и его использования в обществе и органах правопорядка;

- разработка методологии, методики юридико-педагогического познания;

- создание научной картины педагогической реальности, которая присуща правовой сфере общества, системе органов правопорядка, ее парадигмы и понятийно-категориального аппарата;

- проведение педагогических исследований по актуальным проблемам законотворческой, правоохранительной, правоприменительной и правоисполнителъной деятельностей, создание адекватных юридико-педагогических теорий с их дифференциацией по основным направлениям юридико-педагогической работы;

- теоретическая и прикладная разработка многоступенчатой и развернутой системы правого воспитания населения и сотрудников правоохранительных органов, правового всеобуча, правовой пропаганды и агитации, правовоспитательных аспектов деятельности средств массовой информации, искусства, культуры, трудовых коллективов, семьи;

- участие в создании системы педагогического обеспечения правотворческой деятельности, деятельности сотрудников органов правопорядка, разработка форм, методов и технологий его осуществления (педагогическая диагностика, педагогическая экспертиза, педагогическое сопровождение, педагогическое консультирование, педагогическая помощь, педагогическая поддержка, педагогическая коррекция и др.);

- оказание помощи в повышении эффективности юридического образования, профессиональной подготовки, подготовки к действиям в экстремальных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах, педагогическом изучении и использовании опыта действий в них и педагогического обеспечения личной безопасности;

- разработка и совершенствование методик преподавания юридических дисциплин, юридической педагогики, методики педагогического тестирования, научных основ использования компьютерной техники и дистанционного образования при подготовке юристов;

- разработка педагогической системы профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов;

- разработка педагогической системы подготовки педагогов-практиков, специалистов по юридико-педагогическим проблемам, а также оказание научно-практической и методической помощи тем из них, кто непосредственно работает в практических структурах органов правопорядка;

- обеспечение послевузовского образования и подготовки научно-педагогических кадров, дипломированных специалистов по юридико-педагогическим проблемам и работников структур, занимающихся ими;

- изучение зарубежного опыта решения юридико-педагогических проблем, полицейской педагогики, а также возможностей и путей его использования в условиях современной России.

Периодизация развития юридической психологии

Предыстория (с временформирования Российской государственности в XVI веке и до начала XX века. Характерено появление первых педагогических идей и мер в сфере правоохранительной деятельности[2].

Первый период - период начала научного решения отдельных педагогических проблем юридической деятельности.Он характерен прежде всего активным развитием исправительно-трудовой (пенитенциарной) педагогики и отчасти педагогики под­готовки кадров, превентивной (профилактической) педагогики и методики преподавания права. Отличительной чертой его была повысившаяся научность исследований и публикаций, разработка научно обоснованных мер по совершенствованию правоохранительной практики.

С 70-х годов XX века расширяется круг научных разработок, включивших педагогические проблемы работы с кадрами, методики преподавания права в средней школе, превентивной педагогики и др. Начинается подготовка дипломированных специалистов по педагогике, защита кандидатских и докторских диссертаций по педагогике сотрудниками правоохранительных органов. Появляются в учебных заведениях учебные дисциплины, построенные на научной основе: «Исправительно-трудовая педагогика», «Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел», «Педагогика высшей и средней специальной школы в правоохранительных органах», «Педагогическая культура и техника труда преподавателя» и др.

Видную роль в этот период сыграли исследования и публикации, выполненные А.И. Алексеевым, М.А. Алемаскиным, А.С. Батышевым, И.П. Башкатовым, С.А. Беличевой, Л.И. Беляевой, А.В. Будановым, А.А. Волковым, В.Н. Герасимовым, И.В. Горлинским, В.П. Давыдовым, Г.П. Давыдовым, П.П. Давыдовым, С.И. Денисенко, Ф.М. Зезюлиным, А.И. Зубковым, II.И. Киряшовым, Е.А. Козловской, И.Ф. Колонтаевской, В.Г. Колюховым, Н.С. Кравчуком, Л.Д. Лазукиным, И.А. Латковой, В.М. Литвишковым, II.А. Минжановым, В.М. Обуховым, В.В. Первозванским, В.А. Пищелко, В.И. Постоевым, А.А. Рябовым, Л.М. Столяренко, М.П. Стуровой, Н.А. Тюгаевой, А.А. Федотовым, Б.И. Хозиевым, В.И. Хальзовым, И.В. Шмаровым и др.

Второй период – период становления юридической педагогики как отрасли педагогической науки. Его начало относится к 90-м годам XX века. Характерные черты периода: резкое расширение исследования круга проблем правоохранительной деятельности, построение целостной системы юридико-педагогических знаний, возникновение частной методологии юридической педагогики, появление первых систематических трудов по юридической педагогике, резкий рост изданий по юридической педагогике и защищаемых по ее проблемам диссертаций.

Структура юридической педагогики. Комплексность, многогранность и многообусловленность предмета юридической педагогики и ее задач определяют структуру ее научного знания, дифференцированность и взаимосвязанность ее разделов и направлений исследований (рис. 3.1).

 

I направление – основы ЮП
- Цель и задачи - Предмет - Структура - Методологические принципы - История ЮП - Сравнительная ЮП

 

II направление – П. правовой культуры
- П. х-ка правовой культуры - П. права - Социальная ЮП - П. правового воспитания населения - П. правового просвещения - П. правовой агитации и пропаганды - Криминологическая П. - ЮП в деятельности государственных органов и структур - ЮП в деятельности общественных организаций - ЮП в деятельности СМИ - ЮП в деятельности хозяйственных структур

 

IV направление– П. в деятельности разных ПО
- П. в деятельности судебных органов (судов общей юрисдикции, арбитражных) - П. в деятельности органов обеспечения охраны порядка и безопасности (внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и полиции, таможенных органов, юстиции) - П. в деятельности органов предварительного расследования - П. в деятельности органов прокуратуры - П. в деятельности органов исполняющих наказание - П. в деятельности нотариата, адвокатуры - П. в деятельности негосударственных организаций обеспечения правоохраны (частные детективные и охранные службы)

Рис. 3.1. Структура юридической педагогики.

Условные обозначения: П – педагогика, ЮП – юридическая педагогика,

ПО – правоохранительные органы.

 

Уровень развития разных направлений и разделов юридической педагогики не одинаков. Хорошо развита исправительная педагогика, П. юридического образования, П. профессионального воспитания сотрудников и военнослужащих внутренних войск. Находятся в процессе интенсивного развития П. управления в правоохранительных органах, дидактика профессиональной подготовки, экстремально-юридическая П., сравнительно-юридическая П. Слабо развиты П. правового воспитания населения, П. правовой пропаганды, превентивная П., социально-юридическая, юридическая П. как учебная дисциплина и др. Большинство направлений и разделов до последнего времени развивалось в системах МВД, ФСБ и Федеральной пограничной службы и слабо в других правоохранительных органах,