Педагогики
Вопрос 2. Основные категории, функции и межпредметные связи
Как любая наука, педагогика имеет свой категориальный аппарат., которому посвящен этот вопрос. К категориям педагогической науки относятся: (Рис. 1.).
Воспитание – целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается адаптация личности к жизни в обществе на уровне человеческой цивилизации, формирование гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, уважение к закону, правам и свободам человека, гуманистичности, уважение общечеловеческих ценностей, удовлетворение потребностей личности обеспечение условий для самоопределения в свободном, интеллектуальном и культурном развитии, в самореализации. Результатом воспитания является воспитанность конкретного человека, общности граждан. Частью общего воспитания выступает профессиональное, нацеленное на формирование воспитанности и ее компонентов у юриста, коллектива правоохранительного органа.
Основные категории педагогики | |||
Воспитание | Самовоспитание | ||
Образование | Самообразование | ||
Обучение | Самообучение | ||
Развитие | |||
Педагогический процесс | |||
Рис. 1. Категории профессиональной педагогики.
Можно сказать, что воспитание – это:
1. В широком смысле – целенаправленное воздействие, охватывающее весь учебно-воспитательный процесс;
2. В узком смысле – это целенаправленный процесс формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы (иными словами, формирование мировоззрения человека);
3. Решение конкретной воспитательной задачи (обучение способам общения и манерам поведения). Выделяют виды воспитания: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и другие.
Самовоспитание– осмысленная целенаправленная работа человека по формированию у себя положительных черт характера, профессионально-деловых качеств и норм поведения, обусловленные личными интересами человека и потребностями общества.
Образование – в буквальном смысле «формирование образа», мыслей, действий человека в обществе. Это целенаправленный процесс обогащения личности и общности граждан системой фундаментальных (обширных, глубоких, научных взаимосвязанных, систематизированных) знаний, умений и навыков, качеств и способностей, отвечающих современному уровню человеческой цивилизации и достижений научно-технической революции. Основной путь получения образования – обучение в различных учебных заведениях. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования. Индивидуальный педагогический результат образования – образованность личности, общности, определяемой не по формальным показателям – дипломам, – а по реальному пониманию окружающего и себя, проявляющемуся в отношениях, поведении и действиях. Образование имеет воспитательное и развивающее значение и должно осуществляться с достижением соответствующих педагогических результатов. В связи с тем, что имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование», в законе «Об образовании» последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства».
Самообразование– это целенаправленная деятельность человека, обеспечивающая ему самостоятельное пополнение запаса знаний и достижение высокого конечного результата в интересующей его сфере. Обращает на себя внимание то, что в структуре жизненных интересов россиян очень важное место занимает самообразование. самообразование опередило целый ряд массовых развлечений, включая, между прочим, чтение детективов («нравится» – 46%, «не нравится» – 20%), зарубежное кино (привлекает примерно 48% россиян, не привлекает 15%), а также рок-музыку (любит чуть более 1/5, не любит почти половина населения). По данным Андреева А.Л., около 60% российских респондентов ответили, что им нравится заниматься самообразованием, отрицательное же отношение к данному виду деятельности выразили всего 8,4%. При этом интерес к самообразованию практически не зависит от возраста респондентов.
Обучение – это двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности. В учении личность познает окружающий мир, а преподавание – руководство педагогом процесса познавательной и учебной деятельностью обучаемого. Результат обучения – соответствующая обученность личности. В обучении всегда участвуют три поколения лиц: ушедшее поколение – через созданные им предметы-посредники, раскрывающие содержание научных знаний; подрастающее поколение, которое воспринимает накопленный в обществе социально-исторический опыт развития цивилизации; активно действующее поколение, передающее этот опыт юным современникам.
В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение. Обучение призвано вносить лепту в воспитание и развитие личности, быть воспитывающим и развивающим.
Под учением (самообучением)понимают целенаправленную познавательную деятельность обучаемых, которая обеспечивает им самостоятельное усвоение системы знаний, приобретение навыков и умений для применения их в дальнейшей практической работе.
Развитиемназывают процесс становления и формирования человека, происходящих в нем качественных изменений под влиянием педагогического процесса и окружающей среды. Выделяют развитие социальное, культурное, моральное, правовое, интеллектуальное и физическое развитие, развитие способностей (творческих, организаторских, педагогических, управленческих, технических, следственных и пр.). Результатом развития выступает развитость личности, группы, коллектива. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
Как показывает практика, в подготовке юристов и других профессионалов, плодотворны специальные педагогические меры, нацеленные на развитие (например, интеллекта, интересов, внимания, памяти, физической силы и ловкости, воли, самообладания, способностей и др.). Образованность, воспитанность, обученность и развитость человека являются его основными педагогическими свойствами, а их индивидуальное содержательно-качественное своеобразие у разных людей – их педагогическими особенностями.
Объединяющим началом воспитания, обучения и образования сталпедагогический процесс. Педагогический процесс – это синтезирующее понятие, в котором проявляют себя в органическом единстве все категории педагогики (воспитание, образование, обучение и развитие). Синонимом его является учебно-воспитательный процесс. Педагогический процесс рассматривают в двух сторон: 1) с научной – как интегральную категорию педагогической науки, связывающую воспитание и самовоспитание, образование и самообразование, обучение и учение, развитие и психологическую подготовку; 2) с практической стороны педагогический процесс имеет деятельностный характер, то есть является специально организованной, управляемой и развивающейся деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющую свою специфику и направленную на формирование профессионалов, отвечающих требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Знание и понимание основных категорий педагогики и соответствующих им компонентов педагогической реальности ведет к важному выводу, что там, где существуют и обнаруживаются явления, результаты и влияние результатов воспитания, образования, обучения и развития людей на их жизнь и деятельность, там есть и предмет педагогики, возможности и необходимость применения ее достижений. Это относится и к правовой системе, к деятельности правоохранительных органов и их сотрудников, юристов.
Выделяют следующие функции педагогики как науки:
- познавательная – изучение опыта, практики;
- научно-содержательная – овладение теорией, объяснение педагогических явлений;
- диагностическая – изучение причин явлений, процессов;
- прогностическая – экстраполяция идей на другие явления, перспективы их развития;
- проективно-конструктивная – разработка методик, определяющих будущую педагогическую деятельность;
- преобразовательная – внедрение достижений передового опыта в практику;
- интегрирующая – междисциплинарная и внутрипредметная;
- организационно-методическая – методика преподавания педагогики как ориентир в перестройке преподавания других дисциплин;
- культурологическая – формирование педагогической культуры преподавателя.
Реализуя эти функции, педагогическая наука решает и задачу изучения личностных качеств людей, их воспитанности, способности к самосовершенствованию
Педагогика учитывает не только специально организованные педагогические воздействия, но и то, что социальная среда постоянно влияет на человека, воспитывая, обучая и развивая его. Основными факторами социально-педагогического влияния являются:
- государственное, политическое, экономическое, правовое устройство общества;
- деятельность государственных и муниципальных органов управления, их сотрудников;
- состояние законности и правопорядка, уровень культуры и жизни населения, его социальной защиты;
- социально-демографические, национально-этнические и социально-психологические особенности различных групп населения, деятельность их общностей;
- деятельность средств массовой коммуникации, культуры и искусства;
- семья, быт, досуг, уроки жизни и деятельности.
В настоящее время педагогическая наука учитывает определяющие тенденции образования, воспитания, обучения и развития: непрерывность, интегративность, стандартизацию и демократизацию. Непрерывность означает создание условий для воспитания и развития человека, его творческих способностей на протяжении всей жизни и деятельности. Интегративность предполагает усиление связи между различными влияниями в целях повышения качества педагогического формирования личности человека. Стандартизация требует учета цели и задач определенного уровня образования. Государственный стандарт устанавливает базовый уровень, обеспечивающий необходимый минимальный уровень квалификации специалиста, упорядочивает нормативно-правовые аспекты подготовки кадров, расширяет их профессиональный профиль, повышает эффективность контроля за деятельностью учебных заведений. Демократизация утверждает равное право граждан на получение образования, участие в самоуправлении, а также гуманность отношений между людьми.
Основными задачами педагогики являются:
- разработка философско-методологических проблем, социальных и конкретно-педагогических целей, закономерностей и технологий образования, обучения, воспитания и развития;
- изучение и обобщение практики, опыта деятельности, прогнозирование социально-экономических и педагогических аспектов работы с людьми;
- определение перспектив разностороннего развития личности в педагогическом процессе;
- обоснование путей и средств дифференциации и индивидуализации педагогического труда на основе единства обучения, воспитания и развития человека, подготовка его к социально-полезной деятельности;
- разработка методологических проблем и методов педагогических исследований;
- поиск оптимальных путей развития научного мировоззрения, духовной культуры, гражданской зрелости человека;
- разработка фундаментальной основы общего и профессионального образования, его содержания, новых тематических планов и учебных программ, учебников, дидактических материалов, методов, форм и средств воспитания и обучения;
- исследование эффективности способов активизации и оптимизации педагогического процесса, сохранения и укрепления здоровья его участников;
- обоснование условий повышения эффективности самосовершенствования: разработка социально-педагогических проблем этого процесса;
- построение системы непрерывного образования человека на различных ступенях его жизни и деятельности;
- исследование перспективных направлений подготовки и повышения квалификации субъектов педагогического труда, различных должностных лиц, руководителей, родителей, чья деятельность связана с педагогическими воздействиями на людей: обобщение и распространение педагогического опыта и инновационных процессов в интересах удовлетворения потребностей педагогической теории и практики, подготовка кадров социальных педагогов для работы вне образовательных учреждений, в гуще общественной жизни;
- изучение исторического пути развития педагогики, выявление ценного и поучительного на сегодняшний день: анализ идей, содержания и лучшего опыта в системах образования за рубежом, особенно в развитых странах, участие в международных педагогических проектах, что может способствовать улучшению подготовки специалистов в России.
Решение всех этих задач подчинено общей цели: повысить качество подготовки студентов и профессионалов в различных ведомствах, стране в целом, людей педагогически компетентных, способных использовать данные педагогики в своей деятельности.