Вопрос 1. Понятие педагогики как науки: ее объект, предмет и задачи.
Введение
Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающего поколения. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.
В наше время, в начале 21 века мы можем видеть, что педагогика востребована везде, где осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие граждан (в специализированных педагогических учреждениях и в процессе труда, досуга, семейной жизни и др.) независимо от их возраста и социального положения.
Цель лекции: ознакомить курсантов с педагогикой как наукой, ее объектом, предметом и задачами; основными категориями и функциями педагогической науки, межпредметными связями педагогики, а также дать понятия о юридической педагогике как отрасли педагогического знания и междисциплинарной области научного знания и месте сотрудника ОВД в педагогической работе.
Актуальность темы заключается в том, что вся будущая профессиональная деятельность сотрудников ОВД должна строиться с учетом знаний по педагогике.
Теоретическая и практическая значимость лекции: современная действительность требует от будущих юристов понимания и знания педагогических законов и закономерностей взаимодействия людей, принципов и методов воспитания и образования. Педагогические знания в современном мире являются неотъемлемой частью профессионального образования будущих сотрудников ОВД.
Как наука педагогика возникла из практических потребностей общества в изучении, обобщении и передаче ранее накопленных исторических ценностей. С развитием и усложнением производства и науки, воспитание постепенно выделилось в особую общественную функцию: появились специальные воспитательные учреждения, появились лица, профессией которых стало обучение и воспитание подрастающих поколений к жизни. Педагогика развивалась в русле философских знаний о человеке и обществе, но в XVI – XVII вв. она отпочковывается от философии, став самостоятельной наукой. Впервые педагогика как наука была выделена из философии в начале XVII века английским философом Френсисом Бэконом (1561–1626), который в труде «О достоинстве и приумножении наук», перечисляя существующие науки, назвал педагогику как отдельную от философии науку.
Термин «педагогика» имеет два значения. Первое – это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод термина с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Педагогика изучает особый вид деятельности по выполнению извечно существующей функции человеческого общества: передавать новым поколениям ранее накопленный опыт человечества.
Понимание педагогики как науки, занимающейся исключительно вопросами обучения и воспитания детей, существовало много столетий. Оно было переосмыслено лишь в эпоху становления капитализма, когда в процессе развития промышленного производства потребовалось обучать различным профессиям и юношей, и взрослых людей. Возникла необходимость в создании специальных учебных заведений. А педагогика раздвинула свои границы на воспитание, образование и обучение не только подрастающей смены, но и взрослых. Педагогические исследования воинской и правоохранительной деятельности, проблем высшей школы, развернувшиеся с 50-х годов ХХ века в нашей стране, показали наличие педагогических проблем и продуктивность педагогических решений с юношами и взрослыми.