Обозначения

Порядок отсчета цифр в условном обозначении подшипника ведется справо налево. Первые две цифры справа обозначают внутренний диаметр подшипников диаметром от 20 до 495 мм, причем обозначение получается путем деления значения диаметра на 5. Подшипники с внутренним диаметром 10 мм обозначается 00; 12мм – 01, 15мм – 02; 17мм – 03.

Третья цифра справа указывает серию подшипника по диаметру, например:

или 9 – сверх легкая

1 или 7 – особо легкая

2 или 5 – легкая

или 6 – средняя

4 – тяжелая

Четвертая цифра справа определяет тип подшипника, например:

0 – шариковый радиальный;

1 – шариковый радиальный двухрядный сферический самоустанавливающий;

2 – цилиндрический роликовый радиальный с короткими роликами ;

3 – радиальный роликовый двухрядный сферический самоустанавливающий;

4 – радиальный роликовый с длинным цилиндрическим роликом;

5 – радиальный роликовый (витой ролик);

6 – шариковый радиально-упорный;

7 – конический роликовый радиально-упорный;

8 – упорный шариковый;

9 – упорный роликовый.

5 и 6 цифра справа обозначают конструктивную разновидность подшипника.

цифра слева указывает серию подшипника по ширине, например:

1 – нормальная;

2 – широкая;

3,4 – особо широкая;

7 – узкая.

 

Примеры условных обозначений:

Подшипник шариковый радиальный однорядный средней серии диаметров 3, узкой серии ширин, с d=30 мм, D=72 мм. Подшипник 306 ГОСТ 8338-75.

315 – радиальный однорядный шарикоподшипник ( «0», который стоит на четвертый справа позиции и левее которой нет значащих цифр, опущен), средней серии по диаметру («3») и узкой серии по ширине («0» на седьмой справа позиции также опущен), с диаметром отверстия 75 мм («15»=75:5);

1050212 – тот же тип («0» на четвертой справа позиции), легкой серии по диаметру («2») и нормальной серии по ширине («1» на седьмой справа позиции), с конструктивной особенностью – канавкой для установочнорго кольца на наружном кольце подшипника («05» на пятой и шестой справа позициях), с диаметром отверстия 60 мм («12»=60:5);

46313 – радиально-упорный однорядный шарикоподшипник («6»), средней серии по диаметру («3» на третьей позиции) и узкой серии по ширине (отсутствующий «0» на седьмой справа позиции), с конструктивной особенностью – номинальным углом контакта «26» («4»), с диаметром 85 мм («13»=65:5);

7509 – роликовый конический однорядный шарикоподшипник («7»), легкой широкой серии по диаметру («5») и узкой серии по ширине (отсутствующий «0» на седьмой справа позиции), с диаметром отверстия 45 мм («09»=45:5).

д) Распределение нагрузки на теле качения подшипника.

Рис. 18.5.

Задача распределения нагрузки на тела качения статически неопределимая и решается на основе совместности деформации системы:

Для шарикоподшипника:

. . . . . . . . . . . .

Для роликоподшипника:

. . . . . . . . . . .

 

Из вышеприведенных соображений можно сделать выводы:

1. Нагрузку воспринимают только нижние тела качения, a верхние и боковые - не воспринимают.

2. Наибольшая нагрузка приходится на центральный шарик или ролик; решение задачи показывает, что он несет нагрузку в 4 - б раз большую средней, которая имела бы место, если бы все тела качения воспринимали нагрузку поровну.