Коммерческая реализация новшеств

 

В условиях рынка новые технические решения и выпол­ненные по ним объекты техники и новые технологии должны быть реализованы. Это условие является основой расширенно­го воспроизводства: полученные средства от их реализации позволяют и дальше заниматься инновационной деятельно­стью, т. е. создавать новые объекты техники и технологии, проводить маркетинговые исследования сбыта товаров и их потребительских свойств, новые подходы в информационных, правовых и других услугах, содействующих этому процессу.

Под реализацией новшеств необходимо понимать ряд орга­низационно-юридических процедур: продажу, лицензирова­ние, соглашение о ноу-хау, создание совместных предприя­тий.

Продажа — это передача владельцем всех исключитель­ных прав на охраняемый объект промышленной собствен­ности и приобретение их другим лицом (физическим или юри­дическим). Продажа юридически оформляется письменным документом — договором, в котором владелец патента имену­ется передающим лицом, а приобретающее – получателем. После передачи передающее лицо теряет все права на запатен­тованное изобретение. Новым владельцем запатентованного изобретения и обладателем исключительных прав, предостав­ляемых патентом, становится получатель.

Лицензирование — предоставление владельцем охра­няемого объекта промышленной собственности другому лицу разрешения на совершение в определенной стране и в ограниченный период времени одного или нескольких действий, на которые имеет исключительные права владелец объекта промышленной собственности в данной стране. Юридическим документом при этом является лицензия (лицензионный контракт), в которой указывается, что владелец объекта (ли­цензиар) предоставляет определенные права на изобретение другому лицу (лицензиату).

По объему передаваемых прав лицензионные контракты (договоры) делятся на соглашения, предусматривающие пере­дачу неисключительной (простой), исключительной и полной лицензии. В каждом из этих договоров может предусматри­ваться различный объем прав на использование предмета ли­цензии, что позволяет лицензиару более эффективно учиты­вать собственные интересы при продаже лицензии. По догово­ру лицензиату могут быть переданы права на производство, использование и продажу предмета лицензии на территории одной или нескольких стран, а может быть предусмотрено лишь право на его продажу или использование. Для выработ­ки оптимального решения по объему предоставляемых по ли­цензионному договору прав лицензиар и лицензиат проводят серьезные исследования рынка, возможностей и интересов партнеров.

По способу охраны предметов лицензий лицензионные до­говоры делятся на патентные и беспатентные. К патентным относятся договоры, предусматривающие передачу прав на использование защищенных патентами изобретений, полез­ных моделей, промышленных образцов и товарных знаков. В рамках беспатентных лицензионных договоров осуществ­ляется передача прав на ноу-хау. Объектами беспатентных лицензий могут быть научно-технические достижения, на ко­торые могли быть выданы патенты, но владельцы по тем или иным причинам не пожелали их получить, а также неохра­носпособные технические решения.

Срок действия лицензионного договора (соглашения) уста­навливается в среднем на пять — семь лет. Когда заключается договор, в состав которого входят права на патент, срок его действия теоретически может быть равен сроку действия па­тента.

Одним из важных моментов, предшествующих заключе­нию договора, является ознакомление партнера (будущего ли­цензиата) с объектом возможной лицензии. Потенциальному лицензиату не следует давать исчерпывающие ответы, но они должны удовлетворить интерес покупателя, не раскрывая секреты производства.

Перед тем как заключить лицензионный договор (соглаше­ние) представители потенциального лицензиата обычно стре­мятся получить опытный образец, содержащий изобретение, для анализа свойств и качеств образца, а также провести ис­следование рынков сбыта продукции. Образец следует переда­вать на основе специального соглашения, регулирующего пра­воотношения сторон в каждом конкретном случае.

Практика подготовки лицензионного договора рекоменду­ет перед тем, как вести переговоры коммерческого характера, заключать с потенциальным лицензиатом соглашение о кон­фиденциальности информации, относящейся к деловым сек­ретам. Эта информация обычно содержит данные о финанси­ровании НИОКР, территории и объемах капиталовложений предприятия в недвижимость и банки, распределении доходов между сотрудниками предприятия (организации), себесто­имости продукции, поставщиках, сведения технологического характера, направления, планы и результаты научных иссле­дований, в том числе отчеты по экспериментальным работам, сведения об изобретениях, ноу-хау. Заключение такого дого­вора поможет избежать несанкционированного использова­ния переданной продукции третьими лицами. К моменту заключения лицензионного договора следует иметь конъ­юнктурную информацию о состоянии рынка страны, куда предполагается продать лицензию, о таможенном режиме, на­логовой политике. Необходимо располагать сведениями о по­тенциальном лицензиате — это кредитоспособность, юридиче­ский статус фирмы, положение на рынке.

Прежде чем приступить к заключительной фазе подготов­ки лицензионного соглашения, например назначению цены закупаемой лицензии, необходимо по полученным материа­лам убедиться в надежности покупателя, а также проанализи­ровать коммерческие и технические предложения конкурен­тов, чтобы аргументировать подтверждение своего варианта цены.

Лицензионное соглашение (договор) по ноу-хау — это предоставление права использования всех видов ноу-хау: тех­нические знания, опыт, документация, демонстрация способа производства, консультирование, технические услуги, руко­водство отдельными стадиями в организации производства.

Так как у обладателя ноу-хау отсутствует на него исключи­тельное право, то предметом договора является предоставле­ние самого ноу-хау, а не исключительного права на его ис­пользование.

Соглашения о передаче ноу-хау могут представлять собой самостоятельный вид договоров или могут быть включены от­дельными разделами в лицензионные соглашения (договоры) об использовании патента. Ноу-хау могут быть переданы как в материальной форме (в виде различного рода документации, образцов и др.), так и в нематериальной форме (в виде оказа­ния технической помощи, обучения, управленческих услуг).

Научно-технические новшества (нововведения) могут быть, реализованы путем передачи совместному предприятию. Все научно-технические объекты, передаваемые в ведение сов­местного предприятия, с юридической точки зрения можно разделить на две группы. К первой группе относятся разработ­ки, правовая охрана которых обеспечивается на основе норм национального законодательства и международных соглаше­ний по охране интеллектуальной (промышленной) собствен­ности — изобретения, промышленные образцы, полезные мо­дели, товарные знаки. Ко второй группе относятся разработ­ки, не имеющие правовой охраны, например ноу-хау.

Передача новшеств совместным предприятиям может осу­ществляться разными путями. Учредители совместного пред­приятия могут внести права на промышленную собственность и ноу-хау в качестве вклада в его уставной фонд, что отража­ется в учредительных документах.

Вносимые в качестве вклада в уставной фонд права на изо­бретения и ноу-хау можно оценить как лицензии, приобретае­мые на условиях единовременного платежа.

Международная практика показывает, что на стоимость новшеств, в частности передаваемых совместному предприя­тию, влияют следующие факторы:

· ценность объекта соглашения, в том числе возможность по­ лучения дополнительной выгоды от использования передаваемых новшеств;

· затраты на производство продукции с использованием этой технологии;

· объем и характер передаваемых прав;

· затраты, которые понесло бы совместное предприятие при разработке технических объектов собственными силами;

· условия обмена усовершенствования;

· объем помощи лицензиара в освоении новшеств;

· распределение судебных расходов, связанных с возможны­ми исками третьих лиц.

Размер платежа за внесенную новую технологию зависит от цены единицы продукции, изготовленной с использовани­ем новых технических решений, процента роялти, ожидаемо­го объема выпуска продукции и срока действия соглашения. Этот срок обычно не превышает десяти лет. Ставка роялти за­висит от области техники, где применяется новая технология, а также от наличия аналогов и альтернативных решений.

При умелой организации совместное предпринимательство обеспечивает наилучшие условия для импорта современных технологий. Наибольший эффект от совместного предприни­мательства получают те страны, законодательства которых предусматривают налоговые и иные льготы для совместных предприятий, действующих на основе перспективных разра­боток и в приоритетных отраслях.

Существуют другие способы передачи новых технических решений: приобретение технологии вместе с покупкой обору­дования; предоставление своей репутации, обеспечение техни­ческой информации и проведение экспертизы одной стороной в обмен на предоставление материальных средств или услуг другой стороны; соглашение о консультациях; сдача проекта « под ключ ».

При любом способе передачи новшеств в юридических до­кументах, фиксирующих эту передачу, должны быть следую­щие составляющие: идентификация сторон; установление диапазона действия соглашения; конкретизация предмета до­говора; идентификация продукта или способа; описание тех­нического новшества (изобретения, ноу-хау и др.); конфиден­циальность, обязанность лицензиара не раскрывать ноу-хау третьему лицу; доступ к технологическим достижениям дого­варивающихся сторон; территориальная исключительность; разрешительная область применения, вопросы объемов и ка­чества выпуска продукции; механизм разрешения споров без доведения дела до суда; использование объектов промышлен­ной (интеллектуальной) собственности и их правовая охрана; исследование патентной чистоты объекта техники; анализ де­ятельности хозяйствующего субъекта и перспектив его разви­тия.

Понятие технического уровня объекта техники включает сопоставление его показателей с показателями соответствующей базы сравнения (базового образца, лучшего аналога или другого объекта, взятого за базу сравнения). Из всей совокуп­ности показателей качества выделяются только те, которые зависят непосредственно от технических решений, т. е. «ха­рактеризуют техническое совершенство продукции» (незави­симо от качества ее изготовления).

Объекты-аналоги выбираются из числа однородной группы продукции аналогичного назначения. При этом под однород­ными объектами понимают объекты одинакового функцио­нального назначения (однотипные изделия). Кроме того, при выборе лучших объектов-аналогов исходят из полноты вопло­щенных в объекте свойств и величины показателей этих свойств, позволяющей выделить те или иные объекты в каче­стве представителей уровня высших мировых достижений в развитии техники данного вида. Лучший объект из группы аналогов должен предвосхитить остальных хотя бы по одному из основных показателей либо (при одинаковых показателях) иметь дополнительные полезные свойства, либо то и другое вместе взятое.

Тенденцией развития техники называют выявленную ее закономерность. Тенденции характеризуются направлениями и темпами развития. При определении тенденций принима­ются во внимание направленные изменения потребительских свойств продукции, наличие научно-технического задела, в частности патентов, развивающих первоначальное техниче­ское решение, изменения в технической политике и ряд дру­гих факторов. При разработке нового объекта нередко исполь­зуют уже известные прогрессивные решения и создают новые. Целесообразность использования в объекте российских (совет­ских) изобретений определяется исходя из технической и эко­номической эффективности их для рассматриваемой разра­ботки. Оценивая целесообразность зарубежных изобретений, необходимо учитывать также и правовой эффект.

Экспертиза на патентную чистоту разработанных объектов техники проводится в соответствии с нормативным доку­ментом – «Инструкцией по экспертизе объектов техники на патентную чистоту». Результаты экспертизы объекта техни­ки на патентную чистоту оформляются с требованиями ГОСТом Р 15.011 – 96 (раздел 4 «Патентная чистота объек­та»). При этом проверке на патентную чистоту подвергаются все составные части объекта, начиная от объекта в целом и пе­реходя далее к частным составным элементам объекта. По результатам экспертизы объекта в целом на патентную чисто­ту в соответствии с «Инструкцией по экспертизе объектов на патентную чистоту» даются рекомендации о возможности ре­ализации объекта.

Содержание рекомендации зависит от целей экспертизы. Например, если экспертиза проводится с целью экспорта объ­екта или экспонирования на выставке в другой стране, то сле­дует указать страну, куда данный объект отправляется и, со­ответственно, патентную чистоту объекта в отношении этой страны.

На конечном этапе патентных исследований дается оценка соответствия завершенных исследований заданию на их про­ведение, достоверности их результатов, степени решения по­ставленных перед патентными исследованиями задач, обосно­вания необходимости проведения дополнительных патентных исследований, возможности получения прибыли от использо­вания объектов промышленной собственности или ноу-хау и (или) от продажи на них лицензий.