Механизм инноваций в рыночной экономике
Рис. 16.2
Рис. 16.1
Важнейшей функцией управления является разработка стратегии приоритетов развития и роста предприятий (фирм). В условиях непрерывного поиска возможностей обновления важную роль играет анализ факторов внешней и внутренней среды. Стратегический менеджмент направлен на анализ макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры, на реализацию потенциальных возможностей предприятия: обеспечение высокой производительности труда, обновление и повышение качества продукции.
Основные этапы и функции стратегического менеджмента представлены на
рис. 16.1.
Оперативный тактический менеджмент сосредоточивает свои функции на конкретных мероприятиях по управлению разработкой, внедрением, производством и коммерциализацией новшеств. В оперативном менеджменте внимание направлено на краткосрочные и среднесрочные проекты.
Таблица 16.1
Функции | Виды инновационного менеджмента | |
инновационного менеджмента | Стратегический | Функциональный, оперативный |
Прогнозирование | Стратегии приоритетов развития и роста | Новых товаров, технологий |
Планирование | Экспансии в новые отрасли, рынки | Повышения качества и конкурентоспособности товаров |
Анализ внешней среды | Анализ макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры | Анализ поведения конкурентов, емкости рынка, объема продаж и т. д. |
Анализ внутренней среды | Анализ конкурентных преимуществ фирмы | Анализ факторов эффективности производства продукции |
Виды решений | Стратегические решения по развитию фирмы | Оперативные решения по разработке, внедрению и производству новшеств |
Мотивация | Обеспечение фирме динамичного роста и конкурентоспособности | Обеспечение высокой производительности труда, высокого качества продукции, обновления производства |
Контроль | Выполнения планов по росту и развитию фирмы | Контроль за дисциплиной труда и качеством исполнения |
Оперативное управление инновационной деятельностью направлено на поиск и последующий анализ наиболее эффективных путей реализации принятой стратегии развития предприятия. Оно сосредоточивает свои функции на формировании производственных, научных, маркетинговых и прочих структур предприятия и осуществляет управление его подразделениями.
Управление инновационной деятельностью предприятия складывается из постановки стратегических и тактических целей, разработки системы стратегий, анализа возможностей предприятия и реально сложившейся ситуации на рынке, прогноза источников капитала, поиска патентов, лицензий, ноу-хау, оперативного управления и контроля за научными разработками, их внедрением и последующим производством. В сферу управления инновационной деятельностью предприятия входят: совершенствование организационных структур, управление технико-технологическим развитием производства, управление и контроль за финансами, анализ и оценка проектов нововведений, выбор инновационных проектов, оценка эффективности инновации, продвижение нововведений на рынке, формирование инновационной стратегии предприятия на рынке, устранение, диверсификация и управление рисками.
Необходимо, отметить, что технологический процесс сочетается с эволюционными социально-организационными и управленческими новшествами. Научный прогресс связан с эффектом обучения, повышения уровня квалификации, знаний и навыков работников. Научные и технологические новшества, которые определяют экономический рост производства, являются объектом стратегического менеджмента. Социально-организационные новшества и производственная среда, определяющие пути альтернативного развития в рамках уже сложившейся технологической и технико-экономической парадигмы, составляют объект функционального или тактического менеджмента.
Результативность инновационного менеджмента определяется инновационными процессами, протекающими в научно-технических, производственных, организационных и социальных сферах. В инновационном процессе, представляющем собой динамическую систему, следует выделить процессы создания, производства и потребления новшества. Этап создания новшества требует не только рождения новой идеи, новых знаний, но и применения нового оборудования, новой технологии, новых материалов для производственной реализации идеи. Нововведение проходит этап научно-технической реализации. Реальный эффект от нововведения проявляется лишь в результате его продажи на рынке.
|
На рис. 16.2 представлена обобщенная схема жизненного цикла инноваций.
Заключительной процедурой инновационного менеджмента является принятие решения, оно требует от менеджера полноты информации, максимальной компетенции и связано с принятием риска и ответственности.
Инновационная деятельность в значительной степени - это творческий процесс, для которого характерно принятие интуитивных решений.
В процессе научно-технической деятельности для инновационного менеджера существует проблема логического перехода от анализа новшества к процедурам принятия стандартного решения. Этим объясняется множество возможных решений, принимаемых в инновационном менеджменте: от интуитивно уникальных до жестко рациональных.
К управленческим решениям предъявляются требования целевой направленности, обоснованности, директивности, обеспеченности ресурсами и т. д. Принимаемые решения подразделяются на стратегические, концептуальные и исполнительские. Концептуальные решения касаются перспектив развития фирмы, поиска стратегических партнеров, инвесторов, проникновения фирмы в новые отрасли, на новые рынки. Исполнительские принимаются менеджером среднего уровня. Принятие решения основывается на последовательности взаимосвязанных шагов. Наиболее распространенным процессом принятия решения является пятистадийная схема, основанная на диагнозе проблемы, выработке критериев, выявлении альтернатив, сравнительной оценке и окончательном выборе.
Существует многообразие видов и моделей принимаемых решений: интуитивные, эвристические, конкурентные, качественные, количественные и т. д. Виды и модели принимаемых решений зависят от стадии жизненного цикла инноваций (см. рис. 16.2). На стадии поиска идеи принятие решения носит всецело творческий, интуитивный характер. Стадии реализации идеи характерен рациональный принцип принятия решения, а на более поздних стадиях внедрения, производства и коммерциализации новшества инновационный менеджмент использует общие методы менеджмента, прежде всего основанные на математическом моделировании. Наиболее сложными являются методы прогнозирования на стадии фундаментальных исследований и генерирования идей. Здесь уместно использовать методы активизации мышления, рассмотренные в главе 2 данного пособия.
В рыночной системе хозяйствования характерно изменение структуры прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
В управлении НИОКР наиболее важны две области принятия решений: отбор проектов и завершение разработки. При этом для прикладных исследований характерна достаточно высокая системность и целенаправленность. Отбор проектов осуществляется в соответствии со стратегическими целями предприятия с оптимальным использованием ресурсов в разные периоды.
Таблица 16.2
Этапы инновационного цикла | Затраты, % |
1. Исследование научного фонда по проблеме, анализ имеющихся данных фундаментальных исследований | 3,0 |
2. Проработка идеи инновации | 1Д |
3. Лабораторные экспериментальные исследования | 13,1 |
4. Проектно-конструкторская разработка новшества | 16,7 |
5. Документальное и организационно-технологическое обеспечение выпуска опытного образца нововведения | 66,1 |
Итого | 100,0 |
Инновационный менеджмент многих промышленных предприятий рассматривает НИОКР как долгосрочную перспективу. Большинство ведущих промышленных компаний мира расходует на НИОКР 5—7% от суммарного объема продаж.
Для разработчика инновационных проектов практический интерес представляет структура затрат на НИОКР по этапам инновационного цикла, данные по которой для среднестатистической фирмы инновационного бизнеса представлены в таблице 24.2.
Необходимость в знании инновационных процессов для современного инженера обусловлена новыми рыночными условиями. Рыночный тип экономики также называется инновационным. В отличие от интенсивного, инновационный тип развития характеризуется не только преимущественно используемыми инновациями, но и производимыми инновационными товарами и услугами, а также совокупностью условий, гарантирующих воспроизводство инновационной стратегической направленности развития хозяйственной системы на постоянной основе. Инновационный тип развития хозяйственной системы характеризуется взаимодействием различных стадий единого научно-производственного цикла «наука – производство – рынок – потребление».
Под инновацией (нововведением) понимается основанный на ориентированном вложении средств процесс создания, освоения и практической реализации научно-технических достижений.
Инновация включает следующие фазы:
· фундаментальные исследования, приводящие к научным открытиям;
· прикладные научные исследования и инженерное творчество, приводящее к созданию изобретений в виде устройств, способов или веществ; разработка или испытание экспериментальных образцов новых изделий, технологий материалов и т.п.;
· проектирование новой техники и ее промышленное освоение;
· реализация первых промышленных образцов и при достижении коммерческого успеха расширение производства;
· диффузии (проникновения) инноваций в другие области науки, техники, производства и т.д.
Процесс инноваций представляет собой органическое единство деятельности, направленной на развитие науки и техники, и экономических интересов предприятий и организаций. При этом имеется в виду, что в этом процессе осуществляется соединение трех разнородных компонентов: потенциальных возможностей науки и техники, реальных возможностей производства, реальных потребностей рынка в новых научно-технических достижениях.
Инновационная деятельность, включающая в свою сферу указанные компоненты, занимает определенное место в структуре экономики России
Здесь экономика представлена как сложная системная совокупность технологических процессов, целей и укладов, не совпадающих со структурой отраслей, корпораций, предприятий. Технологическое расслоение экономики проявляется в различном режиме планирования, управления, ресурсного обеспечения звеньев разных технологических совокупностей и укладов. Анализируя эту схему, можно сделать вывод, что изменение научно-технического уровня производственной составляющей требует изменения технологического уровня производства потребительских благ.
В настоящее время в экономике имеют место два типа расширенного воспроизводства — экстенсивный и интенсивный. Если первой базируется на простом количественном увеличении средств производства без их технического усовершенствования, то второй основывается на применении качественных факторов роста, которые включают использование более эффективны* средств и предметов труда. В условиях рынка экономическое проявление указанных типов развития хозяйственной системы связано как с эффективностью производства, так и с успехами в конкурентной рыночной среде. Преимущественное развитие хозяйственной системы сегодня имеет инновационный характер: системная техника нового типа, новые технологии, новая организация труда и производства, новая мотивационная система, предпринимательство. Инновационный тип развития хозяйственной системы характеризуется интенсивностью, комплексностью,
максимальной результативностью. Россия обречена на инновационный путь развития экономики; основные позиции этого положения следующие:
· инновационный тип экономики любого уровня в наибольшей степени соответствует закономерностям и логике единых научно-воспроизводственных процессов;
· данный тип развития наиболее полно использует преобразовательные возможности основных современных факторов прогресса, значение которых не просто возрастает,
а они становятся определяющими характер стратегии экономического роста;
· в стране нарастает технологическая отсталость от мирового уровня технологического прогресса, что чревато потерей экономической и технологической безопасности;
· в России происходит структурная деградация экономики, что может превратить ее в перспективе в основного поставщика для промышленно развитых стран, прежде всего топливно-сырьевых ресурсов.
Анализ инновационной активности в промышленности России показывает, что инновационной деятельностью в различных формах занимается примерно половина предприятий. Однако эта деятельность связана в основном с проектно-конструкторскими и технологическими работами. Осваивали новую продукцию, не производящуюся ранее в России, всего 6— 7% из обследованных предприятий.
Инновационный тип развития связан с преимущественным использованием факторов инноваций, поэтому перед предпринимателем стоит задача вовлечения в хозяйственную деятельность новой техники или технологии, а также современных организационных мероприятий.
Современный инновационный механизм в России включает следующие основные элементы: экспертизу и отбор объектов для инновационных проектов и программ, подготовку инвестиционных предложений, бизнес-планов и другой проектной документации; финансирование инновационных проектов за счет различных источников, оценку и страхование от инновационных рисков; стимулирование участников инновационной деятельности; управление реализацией инновационных проектов и программ, включая вопросы информационного и кадрового обеспечения; создание инновационных структур.
Задача первого этапа инновационного проектирования - провести отбор возможных вариантов инновационной деятельности, которые бы могли стать объектами инновационных проектов. Затем по каждому из отобранных объектов подготавливают инвестиционное предложение, которое должно содержать краткую характеристику продукта инноваций, уровня его новизны, использованных лицензий, конкурентоспособности, возможного спроса на разных сегментах рынка. В предложении указывают объем и структуру необходимых для осуществления проекта вложений, включая собственные, приводя предварительные данные об эффективности проекта, сроке окупаемости вложений, о всех субъектах инновационной деятельности.
На базе инвестиционных предложений осуществляется рейтинговая оценка проектов по критериям: уровень новизны и конкурентоспособности инновационного продукта, масштабы рынка сбыта, обеспеченность ресурсами, включая интеллектуальные; предполагаемый уровень эффективности (рентабельность, срок окупаемости и т. п.) проекта; благоприятная внешняя среда для его реализации.
По результатам рейтинговой оценки осуществляется второй тур отбора инновационных проектов: исключаются из них те, которые получили отрицательную или нулевую оценки по каждому из критериев; из оставшихся проектов формируют инновационные программы (федеральные, региональные или межгосударственные).
Далее, по прошедшим двойной отбор инновационным проектам разрабатываются бизнес-планы. Если инвестирование проекта осуществляется за счет собственных средств, то бизнес-план разрабатывается по упрощенной схеме.
Финансирование инновационных проектов требуется для следующих целей, не считая оплаты труда:
· приобретение лицензий на изобретение, ноу-хау, промышленные модели, на вложения в испытания и доработку технологии, подготовку необходимой проектной документации;
· приобретение необходимого комплекта оборудования для изготовления инновационного продукта (или модернизации существующего оборудования);
· проведение строительно-монтажных работ по сооружению новых объектов или реконструкции, модернизации имеющихся;
· создание необходимой инфраструктуры;
· проведение маркетинговых исследований, освоение рынка, создание в необходимых случаях сети пунктов продаж и технического обслуживания;
· подготовка кадров, обучение персонала.
Инновации, особенно базисные, относятся к числу наиболее рисковых видов инвестиционной деятельности, поэтому необходимы достаточно сильные стимулы и компенсации, чтобы заинтересовать предпринимателей заниматься инновациями. Это могут быть: повышенная по сравнению с обычной норма прибыли на вложенный капитал; дополнительные льготы и компенсации, которые представляют государственные и муниципальные органы; оценка инновационных рисков и меры, способствующие их минимизации, включая выдачу гарантий государственных органов, крупных банков, холдингов по инновационным проектам, развитие системы страхования и перестрахования проектов от инновационных рисков и т. п.; меры защиты интеллектуальной собственности, поощрение авторов изобретений и ноу-хау.
Риски повышаются в условиях кризиса и депрессии, поэтому на этой стадии необходимы дополнительные, более сильные меры.
Управление инновациями проводится как со стороны органов законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном, региональном, муниципальном и межгосударственном уровнях, так и непосредственно со стороны специализированных органов, ответственных за разработку инновационных проектов и программ.
Связанная с инновациями предпринимательская деятельность часто основывается на венчурном капитале, особенно в начальной стадии реализации проекта.
Венчурный капитал – это капитал, который вкладывается в проекты с повышенным уровнем риска (в основном в новые компании) в наукоемких отраслях или инвестиции в форме эмиссии новых акций (по ним нет фиксированного дохода).
Особенностями венчурного капитала является отсутствие условия обязательной возвратности, присущего обычным кредитам, и отсутствие материального обеспечения такого капитала.
Западные инвесторы, которые берутся за реализацию какой-либо идеи, подбирают группу исполнителей-специалистов и выделяют средства, необходимые для работы венчурного предприятия в течение первых двух-трех лет. В дальнейшем роль инвесторов ограничивается в основном оценкой выполненных работ и субсидированием следующих этапов реализации проекта. Работа выполняется в соответствии с заранее согласованным бизнес-планом. Успешное выполнение запланированных этапов является условием получения дополнительных средств.
Например, венчурные компании в США, не имея доступа к традиционным источникам финансирования, получают средства из фондов рискового капитала, вкладов частных компании, а также капиталовложении пенсионных касс, вклад которых в общем объеме рисковых инвестиций составляет до 40%.
Инвесторы планируют получение прибыли за счет продажи приобретенных акций после достижения компанией успеха, когда ее акции станут котироваться на фондовой бирже. Если рисковой компании удалось первой создать новую продукцию, выйти с ней на рынок и, увеличив капитал, стать публичной компанией, бывшие инвесторы немедленно распродают акции и выходят из дела, чтобы включиться в новый рисковый бизнес.