Механизм инноваций в рыночной экономике

Рис. 16.2

Рис. 16.1

Важнейшей функцией управления является разработка стратегии приоритетов развития и роста предприятий (фирм). В условиях непрерывного поиска возможностей обновления важную роль играет анализ факторов внешней и внутренней среды. Стратегический менеджмент направлен на анализ мак­роэкономической, политической и рыночной конъюнктуры, на реализацию потенциальных возможностей предприятия: обеспечение высокой производительности труда, обновление и повышение качества продукции.

Основные этапы и функции стратегического менеджмента представлены на

рис. 16.1.

Оперативный тактический менеджмент сосредоточивает свои функции на конкретных мероприятиях по управлению разработкой, внедрением, производством и коммерциализа­цией новшеств. В оперативном менеджменте внимание на­правлено на краткосрочные и среднесрочные проекты.

 

Таблица 16.1

 

Функции Виды инновационного менеджмента
инновационного менеджмента Стратегический Функциональный, оперативный
Прогнозирование Стратегии приорите­тов развития и роста Новых товаров, тех­нологий
Планирование Экспансии в новые отрасли, рынки Повышения качест­ва и конкурентоспо­собности товаров
Анализ внешней среды Анализ макроэконо­мической, полити­ческой и рыночной конъюнктуры Анализ поведения конкурентов, емкос­ти рынка, объема продаж и т. д.
Анализ внутренней среды Анализ конкурент­ных преимуществ фирмы Анализ факторов эф­фективности произ­водства продукции
Виды решений Стратегические ре­шения по развитию фирмы Оперативные реше­ния по разработке, внедрению и произ­водству новшеств
Мотивация Обеспечение фирме динамичного роста и конкурентоспособ­ности Обеспечение высо­кой производитель­ности труда, высоко­го качества продук­ции, обновления производства
Контроль Выполнения планов по росту и развитию фирмы Контроль за дисцип­линой труда и каче­ством исполнения

 

 

Оперативное управление инновационной деятельностью направлено на поиск и последующий анализ наиболее эффек­тивных путей реализации принятой стратегии развития пред­приятия. Оно сосредоточивает свои функции на формирова­нии производственных, научных, маркетинговых и прочих структур предприятия и осуществляет управление его подраз­делениями.

Управление инновационной деятельностью предприятия складывается из постановки стратегических и тактических целей, разработки системы стратегий, анализа возможностей предприятия и реально сложившейся ситуации на рынке, прогноза источников капитала, поиска патентов, лицензий, ноу-хау, оперативного управления и контроля за научными разработками, их внедрением и последующим производством. В сферу управления инновационной деятельностью предприя­тия входят: совершенствование организационных структур, управление технико-технологическим развитием производст­ва, управление и контроль за финансами, анализ и оценка проектов нововведений, выбор инновационных проектов, оценка эффективности инновации, продвижение нововведе­ний на рынке, формирование инновационной стратегии пред­приятия на рынке, устранение, диверсификация и управле­ние рисками.

Необходимо, отметить, что технологический процесс соче­тается с эволюционными социально-организационными и уп­равленческими новшествами. Научный прогресс связан с эф­фектом обучения, повышения уровня квалификации, знаний и навыков работников. Научные и технологические новшест­ва, которые определяют экономический рост производства, являются объектом стратегического менеджмента. Социаль­но-организационные новшества и производственная среда, определяющие пути альтернативного развития в рамках уже сложившейся технологической и технико-экономической па­радигмы, составляют объект функционального или тактиче­ского менеджмента.

Результативность инновационного менеджмента определя­ется инновационными процессами, протекающими в научно-технических, производственных, организационных и со­циальных сферах. В инновационном процессе, представляю­щем собой динамическую систему, следует выделить процес­сы создания, производства и потребления новшества. Этап соз­дания новшества требует не только рождения новой идеи, новых знаний, но и применения нового оборудования, новой технологии, новых материалов для производственной реали­зации идеи. Нововведение проходит этап научно-технической реализации. Реальный эффект от нововведения проявляется лишь в результате его продажи на рынке.

 

 
 

 

       
 
 
   
Рынок и потребитель

 

 


На рис. 16.2 представлена обобщенная схема жизненного цикла инноваций.

Заключительной процедурой инновационного менеджмен­та является принятие решения, оно требует от менеджера пол­ноты информации, максимальной компетенции и связано с принятием риска и ответственности.

Инновационная деятельность в значительной степени - это творческий процесс, для которого характерно принятие интуитивных решений.

В процессе научно-технической деятельности для иннова­ционного менеджера существует проблема логического перехода от анализа новшества к процедурам принятия стандартного решения. Этим объясняется множество возможных решений, принимаемых в инновационном менеджменте: от интуитивно уникальных до жестко рациональных.

К управленческим решениям предъявляются требования целевой направленности, обоснованности, директивности, обеспеченности ресурсами и т. д. Принимаемые решения под­разделяются на стратегические, концептуальные и исполни­тельские. Концептуальные решения касаются перспектив развития фирмы, поиска стратегических партнеров, инвесто­ров, проникновения фирмы в новые отрасли, на новые рын­ки. Исполнительские принимаются менеджером среднего уровня. Принятие решения основывается на последователь­ности взаимосвязанных шагов. Наиболее распространенным процессом принятия решения является пятистадийная схе­ма, основанная на диагнозе проблемы, выработке критериев, выявлении альтернатив, сравнительной оценке и окончатель­ном выборе.

Существует многообразие видов и моделей принимаемых решений: интуитивные, эвристические, конкурентные, каче­ственные, количественные и т. д. Виды и модели принимае­мых решений зависят от стадии жизненного цикла инноваций (см. рис. 16.2). На стадии поиска идеи принятие решения но­сит всецело творческий, интуитивный характер. Стадии ре­ализации идеи характерен рациональный принцип принятия решения, а на более поздних стадиях внедрения, производст­ва и коммерциализации новшества инновационный менедж­мент использует общие методы менеджмента, прежде всего основанные на математическом моделировании. Наиболее сложными являются методы прогнозирования на стадии фун­даментальных исследований и генерирования идей. Здесь уместно использовать методы активизации мышления, рас­смотренные в главе 2 данного пособия.

В рыночной системе хозяйствования характерно изменение структуры прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

В управлении НИОКР наиболее важны две области приня­тия решений: отбор проектов и завершение разработки. При этом для прикладных исследований характерна достаточно высокая системность и целенаправленность. Отбор проектов осуществляется в соответствии со стратегическими целями предприятия с оптимальным использованием ресурсов в раз­ные периоды.

 

Таблица 16.2

 

Этапы инновационного цикла Затраты, %
1. Исследование научного фонда по проблеме, анализ имеющихся данных фундаментальных исследований 3,0
2. Проработка идеи инновации
3. Лабораторные экспериментальные исследования 13,1
4. Проектно-конструкторская разработка новшества 16,7
5. Документальное и организационно-технологиче­ское обеспечение выпуска опытного образца нововве­дения 66,1
Итого 100,0

 

Инновационный менеджмент многих промышленных пред­приятий рассматривает НИОКР как долгосрочную перспекти­ву. Большинство ведущих промышленных компаний мира рас­ходует на НИОКР 5—7% от суммарного объема продаж.

Для разработчика инновационных проектов практический интерес представляет структура затрат на НИОКР по этапам инновационного цикла, данные по которой для среднестатис­тической фирмы инновационного бизнеса представлены в таб­лице 24.2.

 

Необходимость в знании инновационных процессов для современного инженера обусловлена новыми рыночными ус­ловиями. Рыночный тип экономики также называется инно­вационным. В отличие от интенсивного, инновационный тип развития характеризуется не только преимущественно ис­пользуемыми инновациями, но и производимыми инноваци­онными товарами и услугами, а также совокупностью усло­вий, гарантирующих воспроизводство инновационной страте­гической направленности развития хозяйственной системы на постоянной основе. Инновационный тип развития хозяйственной системы характеризуется взаимодействием различных стадий единого научно-производственного цикла «наука – производство – рынок – потребление».

 

 

 

Под инновацией (нововведением) понимается основанный на ориентированном вложении средств процесс создания, освоения и практической реализации научно-технических достижений.

Инновация включает следующие фазы:

· фундаментальные исследования, приводящие к научным открытиям;

· прикладные научные исследования и инженерное творчество, приводящее к созданию изобретений в виде устройств, способов или веществ; разработка или испытание экспериментальных образцов новых изделий, технологий материалов и т.п.;

· проектирование новой техники и ее промышленное освоение;

· реализация первых промышленных образцов и при достижении коммерческого успеха расширение производства;

· диффузии (проникновения) инноваций в другие области науки, техники, производства и т.д.

Процесс инноваций представляет собой органическое единство деятельности, направленной на развитие науки и техники, и экономических интересов предприятий и организаций. При этом имеется в виду, что в этом процессе осуществляется соединение трех разнородных компонентов: потенциальных возможностей науки и техники, реальных возможностей производства, реальных потребностей рынка в новых научно-технических достижениях.

Инновационная деятельность, включающая в свою сферу указанные компоненты, занимает определенное место в структуре экономики России

Здесь экономика представлена как сложная системная совокупность технологических процессов, целей и укладов, не совпадающих со структурой отраслей, корпораций, предприя­тий. Технологическое расслоение экономики проявляется в различном режиме планирования, управления, ресурсного обеспечения звеньев разных технологических совокупностей и укладов. Анализируя эту схему, можно сделать вывод, что изменение научно-технического уровня производственной составляющей требует изменения технологического уровня про­изводства потребительских благ.

В настоящее время в экономике имеют место два типа рас­ширенного воспроизводства — экстенсивный и интенсивный. Если первой базируется на простом количественном увеличе­нии средств производства без их технического усовершенство­вания, то второй основывается на применении качественных факторов роста, которые включают использование более эф­фективны* средств и предметов труда. В условиях рынка эко­номическое проявление указанных типов развития хозяйст­венной системы связано как с эффективностью производства, так и с успехами в конкурентной рыночной среде. Преимуще­ственное развитие хозяйственной системы сегодня имеет инновационный характер: системная техника нового типа, новые технологии, новая организация труда и производства, новая мотивационная система, предпринимательство. Инно­вационный тип развития хозяйственной системы характери­зуется интенсивностью, комплексностью,

 

максимальной результативностью. Россия обречена на инновационный путь развития экономики; основные позиции этого положения сле­дующие:

· инновационный тип экономики любого уровня в наибольшей степени соответствует закономерностям и логике единых научно-воспроизводственных процессов;

· данный тип развития наиболее полно использует преобра­зовательные возможности основных современных факторов прогресса, значение которых не просто возрастает,

а они становятся определяющими характер стратегии экономического роста;

· в стране нарастает технологическая отсталость от мирового уровня технологического прогресса, что чревато потерей экономической и технологической безопасности;

· в России происходит структурная деградация экономики, что может превратить ее в перспективе в основного поставщика для промышленно развитых стран, прежде всего топливно-сырьевых ресурсов.

Анализ инновационной активности в промышленности России показывает, что инновационной деятельностью в раз­личных формах занимается примерно половина предприятий. Однако эта деятельность связана в основном с проектно-конструкторскими и технологическими работами. Осваивали но­вую продукцию, не производящуюся ранее в России, всего 6— 7% из обследованных предприятий.

Инновационный тип развития связан с преимущественным использованием факторов инноваций, поэтому перед предпри­нимателем стоит задача вовлечения в хозяйственную деятель­ность новой техники или технологии, а также современных организационных мероприятий.

Современный инновационный механизм в России включа­ет следующие основные элементы: экспертизу и отбор объек­тов для инновационных проектов и программ, подготовку инвестиционных предложений, бизнес-планов и другой про­ектной документации; финансирование инновационных про­ектов за счет различных источников, оценку и страхование от инновационных рисков; стимулирование участников инно­вационной деятельности; управление реализацией инноваци­онных проектов и программ, включая вопросы информацион­ного и кадрового обеспечения; создание инновационных структур.

Задача первого этапа инновационного проектирования - провести отбор возможных вариантов инновационной де­ятельности, которые бы могли стать объектами инновацион­ных проектов. Затем по каждому из отобранных объектов под­готавливают инвестиционное предложение, которое должно содержать краткую характеристику продукта инноваций, уровня его новизны, использованных лицензий, конкуренто­способности, возможного спроса на разных сегментах рынка. В предложении указывают объем и структуру необходимых для осуществления проекта вложений, включая собственные, приводя предварительные данные об эффективности проекта, сроке окупаемости вложений, о всех субъектах инновацион­ной деятельности.

На базе инвестиционных предложений осуществляется рейтинговая оценка проектов по критериям: уровень новизны и конкурентоспособности инновационного продукта, масшта­бы рынка сбыта, обеспеченность ресурсами, включая интел­лектуальные; предполагаемый уровень эффективности (рен­табельность, срок окупаемости и т. п.) проекта; благоприят­ная внешняя среда для его реализации.

По результатам рейтинговой оценки осуществляется вто­рой тур отбора инновационных проектов: исключаются из них те, которые получили отрицательную или нулевую оценки по каждому из критериев; из оставшихся проектов формируют инновационные программы (федеральные, региональные или межгосударственные).

Далее, по прошедшим двойной отбор инновационным про­ектам разрабатываются бизнес-планы. Если инвестирование проекта осуществляется за счет собственных средств, то биз­нес-план разрабатывается по упрощенной схеме.

Финансирование инновационных проектов требуется для следующих целей, не считая оплаты труда:

· приобретение лицензий на изобретение, ноу-хау, промышленные модели, на вложения в испытания и доработку технологии, подготовку необходимой проектной документа­ции;

· приобретение необходимого комплекта оборудования для изготовления инновационного продукта (или модернизации существующего оборудования);

· проведение строительно-монтажных работ по сооружению новых объектов или реконструкции, модернизации имеющихся;

· создание необходимой инфраструктуры;

· проведение маркетинговых исследований, освоение рынка, создание в необходимых случаях сети пунктов продаж и технического обслуживания;

· подготовка кадров, обучение персонала.

Инновации, особенно базисные, относятся к числу наибо­лее рисковых видов инвестиционной деятельности, поэтому необходимы достаточно сильные стимулы и компенсации, чтобы заинтересовать предпринимателей заниматься инно­вациями. Это могут быть: повышенная по сравнению с обыч­ной норма прибыли на вложенный капитал; дополнительные льготы и компенсации, которые представляют государствен­ные и муниципальные органы; оценка инновационных рисков и меры, способствующие их минимизации, включая выдачу гарантий государственных органов, крупных банков, холдин­гов по инновационным проектам, развитие системы страхова­ния и перестрахования проектов от инновационных рисков и т. п.; меры защиты интеллектуальной собственности, поощ­рение авторов изобретений и ноу-хау.

Риски повышаются в условиях кризиса и депрессии, поэто­му на этой стадии необходимы дополнительные, более силь­ные меры.

Управление инновациями проводится как со стороны орга­нов законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном, региональном, муниципальном и межгосудар­ственном уровнях, так и непосредственно со стороны специа­лизированных органов, ответственных за разработку иннова­ционных проектов и программ.

Связанная с инновациями предпринимательская деятель­ность часто основывается на венчурном капитале, особенно в начальной стадии реализации проекта.

Венчурный капитал это капитал, который вклады­вается в проекты с повышенным уровнем риска (в основном в новые компании) в наукоемких отраслях или инвестиции в форме эмиссии новых акций (по ним нет фиксированного дохода).

Особенностями венчурного капитала является отсутствие условия обязательной возвратности, присущего обычным кре­дитам, и отсутствие материального обеспечения такого капи­тала.

Западные инвесторы, которые берутся за реализацию ка­кой-либо идеи, подбирают группу исполнителей-специалис­тов и выделяют средства, необходимые для работы венчурного предприятия в течение первых двух-трех лет. В дальнейшем роль инвесторов ограничивается в основном оценкой выпол­ненных работ и субсидированием следующих этапов реализа­ции проекта. Работа выполняется в соответствии с заранее согласованным бизнес-планом. Успешное выполнение запла­нированных этапов является условием получения дополни­тельных средств.

Например, венчурные компании в США, не имея доступа к традиционным источникам финансирования, получают сред­ства из фондов рискового капитала, вкладов частных компании, а также капиталовложении пенсионных касс, вклад ко­торых в общем объеме рисковых инвестиций составляет до 40%.

Инвесторы планируют получение прибыли за счет продажи приобретенных акций после достижения компанией успеха, когда ее акции станут котироваться на фондовой бирже. Если рисковой компании удалось первой создать новую продук­цию, выйти с ней на рынок и, увеличив капитал, стать пуб­личной компанией, бывшие инвесторы немедленно распрода­ют акции и выходят из дела, чтобы включиться в новый рис­ковый бизнес.