Этапы разработки информационной системы

Классификация информационных систем

При создании любой классификации важным является то, какой классификационный признак положен в её основу. Классифицировать информационные системы можно по различным признакам: по структурированности задач, по функциональному признаку, по степени автоматизации, по характеру использования, по сфере применения и т.д.

1. Классификация по характеру (степени структурируемости) обрабатываемой информации.
Характер обрабатываемой информации на современном этапе оказывает существенное влияние на всю идеологию построения и функционирования ИС. Состав и характер перерабатываемой информации предъявляет жёсткие требования к аппарату её описания, организации и поиска. Существенные различия в аппарате описания, организации и поиска информации реальных ИС приводят к необходимости различать:

– документальные ИС (слабоструктурируемая информация);

– фактографические ИС (жёсткоструктурируемая информация);

– документально-фактографические ИС.

2.Классификация по масштабу ИС.
С точки зрения масштаба можно рассматривать ИС: одиночные, локальные, глобальные.

3.Классификация по степени автоматизации функций ИС.
В зависимости от степени автоматизации ИС определяются как неавтоматизированные (ручные), автоматические, автоматизированные.

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека. Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причём главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин «информационная система» вкладывается обязательно понятие автоматизированной системы.

4.Классификация ИС по функциональному признаку.
Функциональный признак определяет назначение системы, а также её основные цели, зада-чи и функции. В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовы-ми видами деятельности, определяющими функциональный признак классификации ИС, являя-ются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.

Указанные направления деятельности определили типовой набор информационных систем:

· производственные системы;

· системы маркетинга;

· финансовые и учётные системы;

· системы кадров (человеческих ресурсов);

· прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики
деятельности фирмы.

5. Классификация ИС по сфере применения.
ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций управленчес-кого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто любые информационные системы понимают именно в данном толковании.К этому классу относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непро-мышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др.

Основными функциями подобных систем являются: создание управленческих отчёты и обработка данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрация). оперативный контроль и регулирование, оперативный учёт и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учёт, управление сбытом и снабжением, обеспечение управление документооборотом предприятия, автоматизацию делопроизводства, разработка альтернатив решений и другие экономические и организационные задачи. Это

-Информационно-справочные системы;

-Офисные информационные системы;

-Системы поддержки принятия решений;

-Экспертные системы.

ИС автоматического управления технологическими процессами (АСУТП) служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации поточных линий, изготовлении микросхем, на сборке, для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.

ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчёты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Модельные ИС предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путём установления диалога с моделью в процессе её исследования.

Корпоративные ИС (КИС) используются как совокупность информационных ресурсов, процессов и технологий, собирающих, преобразующих и распространяющих корпоративную информацию. Обобщенной цельюКИС является накопление, хранение и преобразование информации для использования ее в процессе принятия управленческих решений. Современные КИС обладают сложной, зачастую гетерогенной структурой и предназначены для решения большого количества разнотипных задач автоматизации, возникающих на предприятии.

Структура и функциональность корпоративных ИС, как правило, определяется характером организации источников и потребителей информации ИС, среди которых могут быть как пользователи, так и другие ИС.

Основными задачами корпоративной ИС являютсяподдержка динамической информационной модели предметной области и обеспечение решения на основе информационной модели задач управленческого, исследовательского, конструкторского и иного характера.

Создание ИС многоэтапный процесс. Как правило, разработка ИС выполняется для вполне определенного предприятия. Особенности предметной области предприятия влияют на структуру ИС, в то же время структуры разных предприятий схожи между собой. Каждая организация, независимо от рода ее деятельности состоит из ряда подразделений, непосредственно осуществляющих тот или иной вид деятельности кампании.

ИС предрпиятия разрабатывается как некоторый проект. Многие особенности управления проектами и фазы (этапы) разработки являются общими, не зависящими не только от предметной области но и от характера проекта (не важно инженерный проект или экономический). Вкраце рассмотрим основные этапы такой работы.

Первый этап начинается с системного анализа предметной области, для которой создается ИС. Результатом этой работы является информационно-логическая (инфологическая) модель.

На втором этапе производится выбор системы управления базами данных, которая будет использована для создания БД и реализации приложений.

На третьем этапе производится разработка модели данных, отражающей инфологическую модель, построенную на первом этапе. Структура модели данных ориентирована на способ представления, который применяется в используемой СУБД. Полученная модель называется даталогической моделью данных.

Первые три этапа носят теоретический (проектный) характер, на которых производится формирование концепции, подготовка технического задания, проектирование.

На четвертом этапе начинается разработка - работа в среде СУБД, создается структура БД и осуществляется ввод данных.

Пятый этап –разработка приложений. Создаются программы на языке манипулирования данными, которые обеспечивают потребности пользователей.

Четвертый и пятый этапы работ являются собственно разработкой ИС и завершается проект вводом системы в эксплуатацию.