Мораль, справедливость, право в духовной жизни

Мораль — форма общественного сознания, представляющая совокупность принципов, норм, правил поведения, призванных регулировать отношения между людьми, опираясь на общественное мнение и на сложившиеся в данном обществе представления о добре и зле. Мораль или нравственное сознание – это видение мира сквозь призму добра и зла, это отражение мира, связанное с оценкой человеком отражаемых явлений как хороших или плохих, добрых или злых. Мораль на уровне социальной психологии проявляется в виде нравственных чувств и проявляется в виде нравов, особых норм нравственного поведения. На уровне обыденного сознания мораль представляет собой этнические знания о правилах общежития, обычаях и нравов, которые проявляются во всех сферах жизнедеятельности общества. На уровне теоретическом формируется теоретическая форма знаний о нравственных отношениях, обычаях (формы действий) и нравов (норма поведения), а также создаётся наука об этике.

Важными философскими вопросами морали являются вопросы происхождения и сущности морали. Две вещи наполняют всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, — говорил И. Кант, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.

Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов:

I. Мораль — такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступени развития общества. Право же является атрибутом только «государственных» формаций, в которых мораль сама по себе не может обеспечить соответствующее данному общественному порядку поведение людей.

2. Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы — всей силой государственной власти. Соответственно, и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознать оценку его поведения общественным мнением, принять ее внутренне и скорректировать свое поведение на будущее. Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия.

3.Принципиально отличаются друг от друга и категории правовых и моральных систем. Если основными категориями права выступают законное и незаконное, правомерное и неправомерное, справедливое и несправедливое, то основными оценочными категориями морали и этики являются: добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни.

4. Моральные нормы распространяются и на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь и др.).

Из данного сравнительного анализа нетрудно вывести следующие особенности морали:

I. Всеобъемлющий характер морали.

2. Внеинституционнальностъ морали.

3. Императивность морали.

Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Любая политическая декларация не упустит случая апеллировать к нравственным ценностям, любое произведение изящной словесности обязательно содержит в себе моральную оценку, никакая религиозная система не найдет последователей, если не включит в себя достаточно строгую мораль и т.д. Любая житейская ситуация имеет свой моральный срез, который позволяет проверить действия участников на человечность.

Внеинституциональность морали означает, что, в отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия), она не является сферой организованной деятельности людей. Проще говоря, не существует в обществе таких организаций и учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали.

Императивность состоит в том, что большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то, и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т.е. носит форму императива, прямого и безусловного повеления.

Сущность морали выражается в ее функциях. Среди множества выполняемых моралью функций основными принято считать следующие: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную

Главная функция морали — регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида.*

Дополнительная информация:

Существуют и другие способы регуляции — правовой, административный, технический и др. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому что, как уже отмечалось, не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т.д. Во-вторых, потому что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов их поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренними убеждениями отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, насколько они встроены в механизм мотивации его поведения. Такой регулятор поведения, безусловно, является самым надежным из всех возможных.

_____________________________________________________________________

Следующая функция морали — оценочно-императивная. Нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». С помощью этих основополагающих категорий морали дается собственно оценка любому проявлению общественной жизни. А уже из утвержденной оценки того или иного факта логично вытекает и соответствующее повеление (императив) индивиду: поступай таким-то конкретным образом, ибо это добро, и наоборот, воздерживайся от таких-то поступков, потому что это зло.

Познавательная функция морали в известной степени производна от оценочной. В принципе, историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как всего общества, так и каждого человека.

Мораль выполняет и множество других функций: воспитательную, ориентирующую, прогностическую, коммуникативную.*

Дополнительная информация:

Нравственность сложилась на заре первобытнообщинного строя на уровне социальной психологии. Есть основания считать ее исторически первой формой общественного сознания. Мораль неизбежно зарождается и функционирует там, где существует отношение индивида к коллективу, обществу. Вне общества человек существовать не может, однако он никогда не поглощался обществом. Развиваясь как общественное существо, человек в то же время индивидуализируется, приобретает относительную самостоятельность по отношению к социуму. Возникает объективная возможность несовпадения интересов индивидов с интересами других индивидов и общества в целом.

Развитие морали в XX и XXI веках представляет собой чрезвычайно сложную и контрастную картину, отображающую противоречия и катаклизмы. Здесь мы видим откровенное и циничное отрицание всякой морали фашистскими вождями и «теоретиками», не без успеха пытавшимися вытравить из сознания молодежи своих стран «гнусную химеру совести» и превратить их в послушные стаи хищных зверей. Нельзя пройти мимо того, что они использовали некоторые черты философии Ф. Ницше, его учение о сверхчеловеке. Фашизм и аморфная философия культивируется и ныне, грозя человечеству неисчислимыми бедствиями.

Тоталитаризм аморален во всех формах, в том числе и той, которая, прикрываясь коммунистической фразеологией, прибегала к грубому беззаконию, массовым репрессиям.

Двойная мораль, двуличие, ренегатство и предательство – еще отвратительная черта моральной деградации нашего времени. В то же время ушедший век дал массовые образцы героической, высокоморальной борьбы масс за свободу, демократию, против фашизма и тоталитаризма.

Существует множество оснований считать, что сегодня в нашей стране глубокий моральный кризис. Надежду на его преодоление можно видеть, по крайней мере, в следующем: во-первых, в простых общечеловеческих нормах нравственности (типа не убий, не укради, чти отца своего и пр.), которых все-таки большинство нормальных людей: придерживается несмотря ни на что; а, во-вторых, в механизме саморегуляции морали, которая по самой сути своей предназначена для соблюдения общего, родового интереса в хаосе индивидуальных страстей и пороков. Реальная угроза этому общему интересу может стабилизировать нравы, остановить их деградацию.

В современных условиях, когда корабль истории нашей страны резко и неожиданно развернулся, проблема чего-то прочного, надежного остро встает перед нами как проблема практическая, поведенческая. «В этом смысле, - по мнению А. К. Титаренко, — проблема абсолютов сугубо практическая и именно поэтому вызывает особый интерес отношение к существованию нравственных абсолютов. По нашему мнению, наличие моральных абсолютов внушает надежду избежать чрезмерного увлечения материальной стороной современной жизни, первичные нравственные основы могли бы стать прочной преградой на пути мутного потока бездуховной продукции, «отрыжок» современной западноевропейской цивилизации»(Вопросы философии. М.,1989,№11.С.37). Такие же надежды в оптимистическом духе высказывает В. Шердаков: «Становится все более очевидным, что Россия не примет искусственно навязываемых ей форм внешней и внутренней жизни. Натура человека создавалась в течение многих столетий. И на то хорошее, прекрасное и разумное, что было и еще остается в народной душе, следует опираться. У нас есть основания верить и надеяться и любить. В основе всего лежат народные чувства правды, добра и красоты» (Вопросы философии. М.,1989,№ 2.С.30-31).

С этим рассуждением невозможно не согласиться. Замена высшего смысла существования достижением благополучия, счастья — потреблением, высших идеалов - практицизмом, духовности — сухим рационализмом представляет реальный путь деградации человечества, ибо без нравственных начал неизбежною одичание, оскудение личности, неуважение к себе и неуважение к другим.

Нравственное воспитание — один из древнейших видов деятельности людей. Любое общество заинтересовано в том, чтобы каждый его член обладал теми моральными качествами, в которых оно нуждается. Поэтому воспитание служит практическим целям, представляет огромную силу борьбы за построение цивилизационного общества. Зафиксированные в моральных нормах требования должного поведения, регулирующие взаимоотношения людей, обусловлены насущными потребностями жизнедеятельности индивидов и социальных общностей, с необходимостью вытекают из объективных условий их жизни. Именно эта практическая значимость требует максимума знаний о нравственных отношениях. Современная жизнь предъявляет к нравственной стороне личности повышенные требования, это связано с проблемами, возникшими в последние годы, например, экологическими и другими. Ряд острых этических проблем возникает в связи с развитием генной инженерии, с борьбой чумой XX века — СПИДом. Следует вспомнить те факты, о которых сообщалось в нашей прессе: об исключении детей, инфицированных СПИДом, из школы, об отказе врачей лечить больных детей и т.д.

Весь этот комплекс проблем должен обсуждаться в современной этике для того, чтобы преодолеть те аморальные тенденции, которые уже проявились, чтобы сформировать и нравственное экологическое сознание, и нравственное поведение, основывающееся на милосердии, сострадании и ответственности.

_____________________________________________________________________

Основными моральными ценностями являются — совесть, справедливость. Совесть — категория, стоящая в центре духовной жизни человека. Истинно нравственный человек ценит «чистую совесть» превыше всего и страдает, если на ней появляются пятна. Такое состояние души А.С.Пушкин выразил строкой — «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».

Совесть — это самооценка человеком своих поступков с точки зрения общепринятой или корпоративной этики. Проснувшуюся в человеке совесть можно сравнить с судом, где индивид выступает сразу в роли подсудимого, прокурора, судьи и защитника. Решения этого «суда» могут быть различными, и не всегда они подчиняются формуле «или – или».

Интересно высказывание Ф. М. Достоевского, который говорил: «Вот, например, человек образованный, с развитой совестью, с сознанием, сердцем. Одна боль собственного сердца, прежде всяких наказаний, убьет его своими муками. Он сам себя осудит за свое преступление беспощаднее, безжалостнее самого грозного закона» (Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 12 т. М.,1982.Т.3.С.53-54). Однако человеку становится совестно только тогда, когда он не лишен стыда, этого замечательного, трудно определяемого, но, безусловно, необходимого качества. Лишенный его, человек не может считаться психологически полноценным.

Совесть тесно связана с другими моральными ценностями и, прежде всего с честью, в содержание которой входит безупречная честность, умение держать слово и выполнять свой долг, доблесть, благородство души и т.п. Честь — это осознание индивидом своей значимости и признание его значимости окружающими. Понимание чести определяется положением человека в конкретной среде, историческими особенностями этой среды. Поэтому нет единого, равнозначного для всех кодекса чести.*

Дополнительная информация:

Классовое, сословное, национальное, профессиональное и другие социальные отношения оказывают решающее воздействие на формирование кодексов. Например, дворянский кодекс чести удовлетворения претензий, связанных с оскорблением достоинства личности. Это требовало поединка, дуэли, кончавшихся ранением или гибелью одного из противников. «Погиб поэт, невольник чести», — так начинается знаменитое стихотворение М.Ю.Лермонтова, посвященное гибели Пушкина. Так же трагически погиб и сам Лермонтов.

Наиболее широкими по объему являются категории морального добра, добродетели и морального зла, порока. Именно в них выражается обобщенная нравственная оценка поведения людей и характер общественных явлений. Следует учитывать, что в эти категории вкладывается различное, а подчас и прямо противоположное содержание, а спектр соответствующих нравственных оценок одного и того же явления весьма широк — от безусловного одобрения до полного отрицания. Незыблемым, видимо, остается парадокс Л.Фейербаха: для добродетели достаточно одного, для порока нужны, по крайней мере, двое. Вне учета конкретно-исторической системы общественных отношений понятия добра и зла остаются тощими абстракциями.

_____________________________________________________________________

Важнейшая моральная ценность — нравственный долг – требование безусловного выполнения нравственных норм, принятых в данной социальной среде. Личность должна не только сознавать свой нравственный долг, а прилагать все усилия для его воплощения в реальность. Нравственный долг выражает необходимость поступать в соответствии с совестью и всеми нравственными принципами.*

Дополнительная информация:

На вопрос о природе и источнике нравственного долга даются самые различные ответы: религия и религиозная философия указывает на волю Бога. И.Кант убежден в существовании априорного морального закона — категорического императива в качестве безусловного повеления, с которым должен считаться каждый человек; представители натуралистических концепций в философии выводят долг из условий естественного мира; марксистская философия стремится обосновать нравственный долг закономерностями общественного развития. Существуют и такие философы, которые вообще отрицают позитивную ценность нравственного долга и всей морали, призывают, подобно Ф. Ницше, встать «по ту сторону добра и зла». Современные проповедники аморализма, или имморализма, называют честь, совесть, нравственный долг жалкими химерами, недостойными «суперменов», этих «истинных хозяев жизни».

_____________________________________________________________________

В структуре духовной жизни человека и общества значительными являются политическое и правовое сознание. Политическое сознание – это отражение политических отношений и деятельности политических институтов, всей политической жизни общества в сознании людей. Политическое сознание — совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и цельных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.

Важными особенностями политического сознания являются: многомерность, внутренняя противоречивость, рациональность.

Политическое сознание лежит в основе политического поведения классов, социальных групп и личностей. Выделяются массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание. Кроме того, выделяются в политическом сознании обыденный и теоретический уровень. Обыденное политическое сознание — это довольно аморфное, подверженное эмоциональному воздействию и вместе с тем достаточно инертное образование, формирующееся на основе житейского опыта и в значительной мере — в итоге манипулирования со стороны средств массовой информации. Оно представляет собой совокупность житейских взглядов людей на политические процессы, роль государства в обществе, деятельность политических партий и т.д., подход к ним на основе здравого смысла.

Теоретическое политическое сознание, составляющее содержание политической идеологии, предстает как система взглядов, основанная на определенной политической концепции и отражающая политические интересы тех или иных социальных групп. В этой связи выделяют консервативное, радикальное, либеральное, демократическое, реформистское и т.д. политическое сознание.*

Дополнительная информация:

Наиболее заметная роль в политической жизни современного общества принадлежит либерально-демократической, консервативной и радикальной идеологиям. Либерально-демократическая идеология, преобладающая в странах «свободного мира», имеет своим теоретическим фундаментом Всеобщую Декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Этот документ является логическим завершением принятой 26 августа 1789 г. во время Великой Французской революции «Декларация прав человека и гражданина». Всеобщая Декларация подчеркивает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы ни было различия.

В статьях 3—21 Всеобщей Декларации раскрываются гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на владение имуществом. Ряд статей связан с защитой неприкосновенности. Далее, называются свобода передвижения, совести, мирных собраний, ассоциаций и т.д.

Статьи 22 —27 декларируют экономические, социальные и культурные права, в том числе на социальное обеспечение, труд и свободный выбор работы, образование, а также жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния.

Консервативная и радикальная идеология. Это критика буржуазного либерализма справа и слева, но, и у тех, кто справа, и кто слева довольно-таки прохладное отношение к правам и свободам отдельного человека.

_____________________________________________________________________

Право, правоотношения, правовая деятельность естественно отражаются в сознании людей в виде неких знаний и оценок, чувств и привычек, в совокупности образующих особую форму общественного сознания — правосознание. В нем выражены представления какой-либо социальной группы или индивида, не только о самом праве, но также об обеспечивающих существование права институтах — государстве, правосудии, законности.

Правосознание имеет два уровня — обыденный, практический и теоретико-идеологический.

В обыденном правовом сознании выражено определенное фактическое знание индивидами права, проявляющееся в стремлении следовать правовым стандартам поведения. Любопытно, что индивид может и не подозревать о том, что он является обладателем некой суммы правовых знаний. Но, выполняя принятые в обществе правила поведения, типа соблюдения договоренностей, предоставления взаимных услуг, возмещения ущерба, совершения актов купли и продажи и пр., индивид тем самым демонстрирует «практическое знание» правовых нормативов, которые могут и не выделяться сознанием именно как правовые. Такие, фактически являющиеся правовыми, навыки, знания по существу несут на себе главную нагрузку по регулированию повседневных взаимоотношений отдельных людей.

На теоретико-идеологическом уровне правосознания осуществляется осмысление самой сущности права, его возможностей и границ, анализ опыта правовой жизни, деятельности правовых институтов и реальной отдачи правовых норм и т.д. Это уже — сфера действия профессионалов, т.е. теоретиков, идеологов. К их компетенции относятся разработка системы правовых наук, научно-практические рекомендации законодательным и правоприменительным органам, обучение правовым знаниям, навыкам и т.д. Поскольку здесь речь идет о теории, т.е. научном уровне освоения права, то, конечно же, эта деятельность относится к духовному производству со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Степень развитости правосознания как практического, так и теоретического, является одним из важнейших показателей общего правового состояния общества, его правовой культуры.

Из всех форм общественного сознания к правосознанию наиболее близки нравственное и политическое.

Что касается нравственного сознания, то оно явилось тем духовным образованием, в чреве которого зародилось сознание правовое. Это стало возможным именно потому и только потому, что нравственное и правовое сознание выполняют единую регулятивную функцию в обществе. В силу этого и нравственные, и правовые взгляды носят, как правило, нормативный и оценочный характер. На близость между собой этих форм указывает единство многих используемых ими категорий (свобода, справедливость, долг, права личности и т.д.), хотя каждая из этих форм общественного сознания вносит в их понимание определенные нюансы. Так, существуют различия между долгом моральным и долгом служебным, несоблюдение которого влечет за собой правовые осложнения. Или: то, что справедливо с точки зрения юридической, может выглядеть несправедливым в плане моральном. Есть, конечно, также понятия, которые отсутствует в правосознании, но чрезвычайно важны для нравственного сознания. К ним относятся милосердие, искренность, дружелюбие, скромность, самоотверженность, лицемерие, подлость, угодничество — качества, отсутствие или наличие которых не подлежит уголовному, а в большинстве случаев и административному преследованию. Но для нравственного сознания они чрезвычайно важны, ибо позволяют понять внутреннюю мотивацию деятельности человека, его субъективный мир.

 

 

Термины, необходимые для запоминания:

Дух(лат. spiritus, буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) – в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию.

Благо– наиболее общее понятие для обозначения положительной ценности; предмет или явление, удовлетворяющие определенную человеческую потребность, отвечающие интересам, целям и устремлениям людей.

Общественное сознание - отражение общественного бытия и представляет собой совокупность идей, взглядов, теорий, идеалов, ценностей, норм, принципов, чувств, эмоций, переживаний, обычаев, традиций.

Идеология(от слов идея — мысль, логос — слово, наука) — система теоретических знаний, выработанных для выражения и защиты определенных целей и интересов существования и развития той или иной группы людей.

Теология (греч. theos – бог и logos – слово, учение), или богословие, систематизация вероучения данной религии.

Мораль — форма общественного сознания, представляющая совокупность принципов, норм, правил поведения, призванных регулировать отношения между людьми, опираясь на общественное мнение, и на сложившиеся в данном обществе представления о добре и зле.

Совесть — этическая категория, выражающая форму способности личности к моральному самоконтролю, её самосознания. Включает и самооценку уже совершённых действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом.

Честь — это осознание индивидом своей значимости и признание его значимости окружающими.

Нравственный долг – требование безусловного выполнения нравственных норм, принятых в данной социальной среде.

Политическое сознание – это отражение политических отношений и деятельности политических институтов, всей политической жизни общества в сознании людей

 

Вопросы для закрепления материала:

1. Дайте понятие духовной жизни.

2. Какова структура духовной жизни общества?

3. Соотнесите идеалистическое и материалистическое понимание духовной жизни общества.

4. Дайте понятие общественного сознания.

5. Перечислите формы общественного сознания.

6. Какова структура общественного сознания?

7. Охарактеризуйте теоретическое и обыденное сознание.

8. Дайте понятие морали.

9. Какие функции выполняет мораль?

10.Какая функция морали является главной?

11. Дайте понятие менталитета.

12. В чём отличие морали от права?

13. Раскройте специфику политического сознания.

14. Назовите уровни правосознания.

15.Дайте понятие категории совести.