Общественное сознание, его сущность, структура

Все виды духовной деятельности обусловлены функционированием общественного сознания. Общественное сознание — одно из важнейших философских понятий, выражающих духовную сторону бытия общества. Общественное сознание является отражением общественного бытия и представляет собой совокупность идей, взглядов, теорий, идеалов, ценностей, норм, принципов, чувств, эмоций, переживаний, обычаев, традиций.

В зависимости от материалистического или идеалистического подходов сознание может рассматриваться как первичное или вторичное образование. Так, например, материалисты считают, что общественное сознание не может быть ничем иным как осознанным бытием. Это значит: во-первых, общественное сознание отражает бытие, а не наоборот; во-вторых, бытие и общественное сознание не тождественны; в-третьих, отражение может быть приблизительно верной копией отражаемого; в-четвертых, общественное сознание не может полностью охватить и отразить бытие общества, его эволюцию. Оно отражает бытие только в общих и основных чертах.

Данные характеристики свойственны и индивидуальному сознанию. При этом индивидуальное сознание, как и общественное, будет не только отражением бытия мира в целом или конкретной среды жизнедеятельности людей, но и определенным отношением к миру и к этой конкретной среде (их оценкой) Поэтому можно сказать, что мое (индивидуальное сознание) есть не только мое знание мира, среды, но и мое отношение к миру и моей среде.

Мир сознания человека многомерен и беспределен. Ведь здесь может быть не только то, что есть в реальной жизни, но и то, чего в ней нет. Сознание включает в себя и идеалы, и иллюзии, и грезы, и фантазии. В этом бесконечном мире человек может ощущать сам себя маленькой песчинкой. Однако парадоксально, но факт, что в этой маленькой песчинке — одном единственном человеке, его сознании может как бы поместиться весь мир: миллионы звезд, галактик, вся история человечества. Естественно, для какого-либо человека его сознание может и не простираться далее ближайшего окружения.

Общественное сознание и индивидуальное сознание находятся в постоянном взаимодействии. Личность избирательно относится к общественному сознанию. Общественное сознание также избирательно относится к индивидуальному сознанию. Только то из индивидуального сознания, что работает на социально значимую потребность, что вызывает интерес, может войти в сферу общественного сознания, стать значимым для других людей.

Зная закономерности взаимодействия общественного и индивидуального сознания, очень важно каждому человеку избегать крайностей. Личное сознание не должно быть чрезвычайно индивидуалистическим, развиваться по принципу: что хочу, то и ворочу, т.е. не должно целиком замыкаться только на своих сугубо индивидуальных потребностях. Плохо, когда предельно выпячивается свое «Я» и во всех случаях человек настаивает только на своем особом мнении. Надо прислушаться к опыту других, уважительно относиться к чужому мнению. В то же время плохо, когда личное сознание полностью как бы растворено в групповом сознании, когда оно не способно выйти за пределы воззрений своей группы и целиком подчинено этому сознанию. Этим самым человек как бы сам воздвигает потолок на пути роста своего личного сознания.

Общественное сознание обладает сложной структурой, включающей в себя чувственно-эмпирический и абстрактно-теоретический уровни, а также различные формы общественного сознания.*

В зависимости от того, какой спектр сознания: знание или оценка выступает преобладающим в общественном (индивидуальном) сознании, вычленяются различные его уровни. Если общественное сознание рассматривается только в спектре содержащихся в нем знаний, выявляют уровни обыденного и теоретического сознания. Обыденное и теоретическое сознание различаются по степени глубины и полноты, представленных в них знаний.

Обыденное сознание (повседневное сознание) формируется у людей непосредственно на основе опыта их жизни и включает в себя разнородные знания, которые используются в каждодневной практике. Обыденное сознание содержит знание об окружающей действительности в основном на уровне явлений, т.е., как правило, в форме восприятий и представлений внешних сторон действительности. Это разнообразные обычно почти не систематизированные знания: наблюдения, предположения, рассуждения по здравому смыслу и т.п., которые не упорядочены какой-либо научно обоснованной и все в них объясняющей теорией.

Теоретическое сознание, напротив, включает в себя знания об окружающей действительности на уровне сущности. Это почти всегда такие знания о предметах и процессах действительности, которые построены на понимании и объяснении их действия внутренними законами развития. Теоретическое сознание во многом результат специализированной подготовки людей в той или иной области знаний и, конечно, оно — свидетельство их научного и профессионального уровня развития.

Грани, отделяющие обыденное сознание от теоретического, у каждого человека, так и всего общества условны и весьма подвижны. Это значит, что обыденный и теоретический уровни сознания неразрывно связаны друг с другом и взаимопроникают. Ошибочно рассматривать обыденное сознание как что-то «недоразвитое», неполноценное в сравнении с теоретическим сознанием и на этом основании считать, что оно должно преодолеваться, ибо в будущем будет повсеместно замещено теоретическим. Наверно, нет смысла доказывать, что как бы не развивалась наука, как бы не росло вширь образование, обыденное сознание будет оставаться, правда, конечно, качественно оно будет меняться, потому что всегда будет сохраняться деление групп людей на обладающих и не обладающих теоретическим знанием какого-то определенного предмета или процесса. Нельзя забывать и то, что обыденным сознанием предваряется формирование теоретического сознания и, в конце концов, на его основе происходит и само усвоение научных знаний. Скажем так, что любое серьезное занятие наукой, профессиональный выбор, овладение специальностью происходит на основе общих обыденных представлений. Если бы этого не было, наверное, трудно было бы вообще говорить о науке, теоретическом сознании в обществе.


 

  СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ Абстрактно - теоретический Научное теоретическое мышление Наука об ЭТИКЕ и ЭСТЕТИКЕ   Научное философское осмысление (диалектико-материалистическое) Политические и правовые науки Естественные науки, их мировоззренческая и методологическая основа
Теоретическое сознание, социальная идеология Нравственно теоретическое сознание Эстетическое теоретическое сознание Теология, религиозная идеология Различные ФИЛОСОФСКИЕ системы Политические и экономические теории, политическая идеология Теория права, правовая идеология Идеологическая интерпретация естественных наук
Чувственно - эмпирический Обыденное сознание Правила общежития, обычаи, нравы Бытовое искусство, моды, фольклор, мифы Религиозные образы, вера Обыденная ФИЛОСОФИЯ, народная мудрость Обыденные представления о политических и правовых отношениях ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Социальная психология Нравы, моральное чувство Эстетические чувства Религиозные чувства   Эмоциональное отражение политических и правовых отношений Ощущение природного бытия и вызываемые им эмоции
      Мораль, нравственное сознание Искусство эстетическое сознание Религиозное сознание, религия ФИЛОСОФИЯ Политическое сознание Правовое сознание Естественнонаучное сознание
  ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

 


Общественное сознание, если его рассматривать главным образом в аспекте выраженного в нем отношения (оценки) к действительности, образует в своей структуре уровни общественной психологии и идеологии.*

Дополнительная информация:

Что касается общественной психологии, то можно было бы, наверное, сказать, что анализировать это явление сознания людей очень трудно, ибо оно как бы напоминает атмосферное давление: не видно вооруженным глазом, но весьма чувствительно. И действительно, эмоции, чувства, настроения, мнения, обычаи, традиции, привычки, побуждения, слухи, мода — все эти явления составляют сферу общественной психологии, и значительно воздействуют на жизнедеятельность людей, развитие общества. Достаточно, например, сказать, что плохое настроение людей может не только снизить производительность труда, но и вообще привести к свертыванию, прекращению какой-либо деятельности. И, наоборот, мы знаем, как много могут добиться люди, когда им сопутствует приподнятое настроение, чувство уверенности и доверия друг другу. Кстати, все общественно психологические явления: и чувства; и настроения, и привычки — заразительны. Они могут, как бы совершенно неосознанно передаваться от одних людей к другим, постоянно захватывая, пленяя ум, чувства, поведение. Очень часто люди сами себе не могут объяснить, почему, например, порой их охватывает чувство безысходности, апатии, равнодушия, или, наоборот, безудержной радости, энтузиазма, какого-то внутреннего порыва что-то немедленно сделать и т.п. Конечно, дело здесь не только в заразительности чувств и настроений. Совпадающие условия жизни, совместная деятельность в данных условиях формируют у людей общие цели, потребности, интересы, а на основе их, в зависимости от того, реализуемы они в данных условиях или нет, и сходные эмоционально чувственные реакции - переживания и поведение, являющиеся как бы ответом на природную и социальную среду окружения.

Психология в обществе многолика, разнообразна. Разные группы общности, объединения людей имеют свою, во многом отличную от других, психологию. Именно поэтому можно говорить о специфических привычках, обычаях, традициях, вкусах, чаяниях, которые свойственны тому или иному классу, нации, профессиональной группе, учебному или производственному коллективу. Каждый человек является носителем психологии одновременно всех тех групп, к которым он принадлежит: семейной, производственной, национальной, территориальной, профессиональной и т.п. Поэтому и психология каждого из нас как бы «соткана» из установок, ориентации, влечений, навыков тех групп, членами которых мы являемся.

Общественная психология вплетена в реальный процесс повседневности различных ситуаций жизнедеятельности людей. В ней нет какой-либо упорядоченности, поскольку слухи, иллюзии соседствуют с высоко нравственными чувствами и настроениями. Общественная психология сопровождает людей на всем пути их жизни, присутствует во всех деяниях, являясь формой духовной связи, сплачивающей людей в определенную группу на основе чувства «мы». Мы — россияне, мы — демократы, мы — городские жители и т.д.

Большое влияние на общественную психологию может оказывать идеология, которая сама, в свою очередь, хотя прямо и непосредственно не вытекает из общественной психологии, вынуждена учитывать особенности ее процессов и состояний в обществе. Идеология (от слов идея — мысль, логос — слово, наука) — система теоретических знаний, выработанных для выражения и защиты определенных целей и интересов существования и развития той или иной группы людей. В любой идеологии группа осознает себя и свои возможности с другими группами, уясняет свои потребности и интересы, формулирует задачи и цели дальнейшего движения. Действительность в идеологии, как и в общественной психологии, рассматривается через определенное отношение, оценку к ней со стороны конкретной социальной группы (класса, общественного слоя, нации или партии, движения, государства). Правда, в отличие от общественной психологии, где оценка выражена в форме переживаний, поведения на изменения любых жизненных ситуаций, в идеологии она представлена в теоретической форме знания и самосознания коренных, главных интересов группы, вынуждены опираться на науку, а, следовательно, не только четко и последовательно заявлять о каких-то принципах своей деятельности, но и доказывать, обосновывать интересы, которые преследуются. Вот почему всем положениям идеологии стремятся придать научную, теоретическую форму, выразить общественные явления жизни как бы обобщенно, в принципе, не касаясь временного, единичного, несущественного. Все общественные явления отражаются и оцениваются в идеологии всегда лишь с точки зрения важности, значимости и их соответствия интересам какой-то определенной социальной группы. Поэтому все компоненты идеологии: идеалы, нормы, лозунги, принципы стратегии и тактики достижения целей и т.п., так или иначе, выражают интересы группы.

_____________________________________________________________________

Общественное сознание включает не только уровни, но и структурные элементы, которые принято называть формами общественного сознания. Под формой общественного сознания понимается особое видение мира. К числу таких форм относятся: моральное сознание, политическое и правовое сознание, эстетическое, религиозное, философское сознание, естественнонаучное.Так эстетическое сознание или искусство - видение мира через представления о прекрасном и безобразном. Эстетическое сознание представляет собой отражение действительности в художественных образах. Существуют различные виды искусства (литература, живопись, музыка и др.). На уровне социальной психологии искусство проявляется в виде эстетических чувств. На уровне обыденного сознания эстетические знания представляют собой знания бытового искусства мод, фольклор, мифы. На уровне научного теоретического мышления формируется наука – эстетика.

Религиозное сознание – представляет собой отражение действительности в фантастических образах. По определению Ф. Энгельса в работе «Анти-Дюринг», «…религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Религия– это особое видение мира и оценка происходящих в нём явлений на основе представлений о всех естественных силах, о божественном разуме. На уровне социальной психологии религия проявляется в виде религиозных чувств и в выполнении культовых обрядностей. На уровне обыденного сознанияформируются религиозные понятия, представления, религиозные образы и вера в бога. На уровне теоретическом формируется религиозное учение – теология (учение о божестве) и функционирует религиозная идеология.

Философия как особая форма общественного сознания представляет собой видение мира сквозь призму всеобщих свойств, связей и отношений, всеобщих закономерностей, проявляющихся во всех сферах деятельности. На уровне обыденного сознания философия предстаёт в виде народной мудрости (т.е. знания, полученные в обыденной жизни, но концентрирующие в себе житейский опыт людей). На уровне теоретическом развиваются различные философские системы (религиозная, религиозно-идеалистическая философия, материалистическая).

Политическое сознание – это система взглядов на политическую жизнь общества, на формы государства и формы власти, на принципы их устройства и направление деятельности. На уровне социальной психологии политическое сознание проявляется как эмоциональное отражение политических отношений. На уровне обыденного сознания – формируется обыденное представление о власти, о государстве, о политических отношениях. На уровне теоретического сознания – формируются различные политические теории и политическая идеология. На уровне научного теоретического мышления формируется политическая наука.

Правовое сознание – представляет собой систему взглядов на природу и на значение правовых отношений, норм правового поведения.

Естественнонаучное сознание (наука) – представляет собой систему естественнонаучных знаний о мире. Наука как форма общественного сознания существует в виде системы эмпирического и теоретического знания. Ее отличает стремление к производству нового, логичного, максимально обобщенного, объективного, закономерного, доказательного знания. Наука ориентирована на критерии разума и рациональна по своей природе и используемым механизмам и средствам. Развитие ее находит свое выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний, но и в изменении всей ее структуры. На каждом историческом этапе научное познание использует определенную совокупность познавательных форм - фундаментальных категорий, принципов, схем объяснения, т.е. стиль мышления. Наука имеет огромное значение для развития социума, особенно для становления современного общества на его постиндустриальной и информационной стадии.

Каждая из названных форм является особым видом духовного производства. Они отличаются друг от друга по предмету и способам отражения действительности, а также по присущим им социальным функциям.