Дополнительная информация

Диалектический характер процесса познания. Познание, творчество, практика. Рациональное и иррациональное в познании

Как уже отмечалось, познание – это процесс приобретения знания. Люди начинают приобретать знания с детских лет, приобретаются знания в школах, в ВУЗах; такой процесс приобретения знаний является приобщением конкретных людей к знаниям, существуемым в общественной памяти, произведённым раннее. Элементами общественной памяти являются: память взрослых людей, обладающих знаниями, рукописные и печатные книги, ЭВМ, компьютеры. Но знания также приобретаются путём производства нового знания, не существовавшего ранее в общественном сознании. Это так называемое научное познание. Научное познание представляет собой деятельность по производству нового знания.*

Наука — важнейшая форма человеческого познания. Она оказывает все более зримое и существенное влияние на жизнь не только общества, но и отдельного человека. Наука выступает сегодня как главная сила экономического и социального развития мира.

Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы, и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества.

В период становления науки как особого социального института (это период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирования капитализма, т. е. эпоха Возрождения и Новое время) ее влияние обнаруживалось, прежде всего, в сфере мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорная борьба между теологией и наукой.

В предшествовавшую эпоху Средневековья теология постепенно завоевала положение верховной инстанции, призванной обсуждать и решать коренные мировоззренческие проблемы, такие, как вопрос о строении мироздания и месте человека в нем, о смысле и высших ценностях жизни и т. п. К сфере же зарождающейся науки относили проблемы более частного и «земного» порядка.

Великое значение коперниковского переворота, начавшегося четыре с половиной столетия назад, состоит в том, что наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определять формирование мировоззрения. Именно это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; именно здесь обнаружились первые реальные признаки выхода науки в мировоззренческую проблематику, в мир ценностей и устремлений человека.

Должно было пройти немало времени, вобравшего в себя такие драматические эпизоды, как сожжение Дж. Бруно, отречение Г. Галилея, идейные конфликты в связи с учением Ч. Дарвина о происхождении видов, прежде чем наука смогла стать высшей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т. д. Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на эти и другие вопросы стали элементами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в одну из важнейших ценностей культуры. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культурно-мировоззренческих функций науки само занятие наукой постепенно становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной сферой человеческой деятельности. Происходило формирование науки как социального института в структуре общества.

Что касается функций науки как непосредственной производительной силы, то нам сегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека.

В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки для осуществления такого синтеза, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой, с термодинамикой. Тем не менее, наука первоначально мало что давала практической деятельности — промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в недостаточном уровне развития науки, но прежде всего в том, что практическая деятельность, как правило, не умела, да и не испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.

Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубо эмпирическая основа практической деятельности слишком узка и ограниченна для того, чтобы обеспечить непрерывное развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь, как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничивалась подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые аспекты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.). Эта проблема, будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях ускоренного научно-технического прогресса, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

________________________________________________________________________________

Основу такого познания составляет практика, она же является и целью познания. Существуют различные виды социальной практики. Прежде всего, это деятельность по производству материальных благ (производство промышленной и сельскохозяйственной продукции и др.). Другой вид социальной практики – это деятельность в политической сфере жизни (выполнение административно-государственной функции, участие в работе органов законодательной и исполнительной власти, участие в работе различных политических партий и объединениий). Следующий вид социальной практики – деятельность в различных сферах духовной жизни (занятие искусством: литературой, живописью, музыкой, театральной деятельностью; деятельность в системе образования и др.). С учетом практики, целостный процесс познания осуществляется так: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике» (В.И.Ленин).

Процесс познания носит диалектический характер и осуществляется в единстве чувственных и абстрактных форм отражения действительности. К чувственным формам относятся ощущение, восприятия, представление.

Ощущения – это результат переработки центральной нервной системой нервных импульсов, получаемых при воздействии объектов на органы чувств.*

Дополнительная информация:

Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.

Биологические и психофизиологические дисциплины, изучая ощущение в качестве своеобразной реакции человеческого организма, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, т. е. ощущения, от интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности, установлено, что с точки зрения «информационной способности» на первом месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Современные биологические науки исследуют сложнейшую структуру нервных процессов человека, деятельность его мозга, показывая, какие именно процессы мозговой деятельности выполняют функции «приема» и «переработки» ощущений. Так, в затылочных отделах коры головного мозга— «центр» зрительных ощущений, в теменных отделах — осязания, в височных — центр слуховых ощущений, задняя часть коры головного мозга в основном «перерабатывает» информацию, тогда как передняя подает сигнал, «инструкцию» деятельности, лобные доли мозга обеспечивают сравнение эффекта действия с исходным его замыслом.

Естественно-научный подход к изучению ощущений характеризуется также тем, что человеческая чувствительность, т. е. способность человека реагировать на воздействие внешнего мира, рассматривается в тесной связи с эволюцией природы. При этом устанавливается, что способность отражения в разной степени присуща всем живым существам, а в зачаточной форме (в форме способности вступать во взаимодействие и реагировать на воздействие, «отражать» его) свойственна вообще всей природе. Поскольку такая способность рассматривается как универсальное, предельно широко понимаемое свойство всего природного мира, возможно также исследование человеческого ощущения с точки зрения восприятия и отражения внешнего сигнала, его передачи и переработки поступающей в организм информации. Такой подход характерен для теории информации, в частности для кибернетики.

Ощущение выступает субъективным, идеальным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через «призму» человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно порождаются каким-либо существующим вне сознания человека предметом или каким-либо объективным раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога прежде всего потому, что на кожу подействовал огонь, раскаленный предмет. Но в самом огне, в самом горячем предмете, разумеется, нет боли; боль есть особый ответ нашего организма. Боль — ощущение человеческого существа, которое имеет своим следствием определенное состояние его психики, эмоций, ответную реакцию, то или иное действие.

Весьма важно то, что уже в ощущении начинает отражаться объективная связь ощущающего субъекта (его органов, процессов, совершающихся в его организме, в его мозгу, в его психике) с теми вполне определенными явлениями и процессами окружающего мира, с которыми практически взаимодействует данный субъект. Ощущение, таким образом, стоит у истоков отражения и фиксирования объективной системы отношений, в которые реально вступает и реально включен человек.

Так, мы знаем, что предмет определенным образом расположен в пространстве относительно воспринимающего субъекта, и ощущение строго зависит от этого «взаимного» пространственного расположения, пространственного отношения предмета и субъекта: качество, форма, интенсивность зрительного и слухового ощущения, обоняния зависят от близости или дальности предмета, от того, каким образом, какой стороной он «обращен» к воспринимающему человеку и т. п. Ощущения одновременно зависят и от состояния органов чувств и всего организма (так, у дальтоников — иные зрительные ощущения, чем у обычных людей, у больного человека — иные обонятельные и вкусовые ощущения, чем у здорового, и т. п.). Но, несмотря на эту весьма сложную двойную зависимость ощущения и от объекта, и от субъекта, в процессе функционирования сознания у человека выработалась способность оценивать и повседневно использовать объективную информацию, поставляемую ощущениями и другими компонентами чувственного опыта. По интенсивности ощущения мы более или менее определенно судим о том, насколько нагретым или охлажденным является предмет, как далеко он расположен от нас, насколько интенсивен реальный источник звука и т. п.

____________________________________________________________________

Каждый орган чувств, на основе которого возникает ощущение, представляет собой сложный нервный механизм, состоящий из воспринимающих рецепторов, передающих нервов-проводников и соответствующего раздела мозга, который управляет периферийными рецепторами. В ощущении дается чувственный образ какой-либо стороны, признака воздействующего объекта, чувственное отражение отдельных проявляющихся свойств. Ощущение отличается от раздражимости тем, что живой организм различает раздражения не только по их эффективности, но и по качеству. У человека возникают ощущения световые, звуковые, обонятельные, осязательные, вкусовые. В этих ощущениях дается информация об отдельных свойствах раздражителя.

Так, например, зрительные ощущения дают нам сведения о пространственном расположении предметов, их форме, цвете, перемещении, яркости световых лучей. Слуховые ощущения сообщают о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление. Обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о принимаемой пище.

Восприятие является синтезом ощущений. Восприятие дает целостный чувственный образ предмета. В восприятии единое целое складывается из сочетания ощущений. Так, если мы имеем жареную рыбу, то зрительно получаем информацию о ее форме и цвете, через осязание узнаем о ее весе и температуре; а если пробуем ее вкус, то узнаем об определенной степени жирности, солености.

На характер восприятия большое влияние оказывает установка человека, его целеполагание. Внимание человека может концентрироваться на какой-либо одной стороне предмета, и она будет «выпячена» в восприятии. Восприятие одного и того же предмета различными людьми может быть различным; особую роль при этом играют возраст, опыт жизни, профессия. Например, красный и зеленый цвет дорожного светофора одинаково воспринимается водителем такси и сидящим рядом с ним пассажиром. Но фиксирование в сознании этого восприятия у них различно. Шофер по своей профессиональной обязанности выполняет соответствующие действия. Пассажир, воспринимая красный и зеленый свет, может не обращать на него внимание. В целом восприятие человека развивается в процессе его общественно-трудовой деятельности.

На основе восприятия в мозгу человека складываются представления.

Представление – воспроизведение образа предмета, не действующего на человека в данный момент. Если ощущения и восприятие существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом и не возникают вне такого контакта, то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Такая форма отражения действительности как представление функционирует у человека на основе действия соответствующих механизмов памяти. Образ воздействующего предмета кодируется в механизмах памяти уже в отсутствие предмета, через определенное время, когда о нем вспоминают, этот образ воспроизводится.

Чувственные формы отражения дают нам сведения о единичных предметах, их конкретных свойствах и изменениях. Приобретаются такие конкретные знания как протяженность, объём тел, их вес, состояние объекта (жидкость, газ, твёрдое тело и др.). В ощущениях и восприятиях мы получаем знание о единичном, в представлении фиксируется обобщённый образ явления, вещей, предметов.

Однако чувственное познание является ограниченным в силу ряда причин. Во-первых, сами возможности органов чувств человека не беспредельны, они ограничены. Для каждого из органов чувств имеется свой порог воспринимаемости. Они способны отображать окружающие воздействия в определенных диапазонах. Так, зрительный орган способен непосредственно отображать сравнительно небольшой диапазон электромагнитных колебаний, воспринимаемых как видимый свет, с длиной волн от 0,4 микрона, до 074 микрона. За границами этого интервала находятся, с одной стороны, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, а с другой – инфракрасное излучение и радиоволны. Ни те, ни другие не воспринимают непосредственно наши органы зрения. Органы слуха позволяют ощущать звуковые волны от нескольких десятков герц до 20 килогерц. Колебания более высокой частоты (ультразвуковые) или более низкой частоты (инфразвуковые) наше ухо непосредственно не может ощущать. То же самое можно сказать и о других органах чувств. Для усиления возможностей органов чувств человек использует соответствующие технические средства, такие, например, как микроскоп, бинокль, телескоп, прибор ночного видения и т.д.

Во-вторых, даже если с помощью технических средств человек увеличивает возможности чувственного восприятия, оно все равно остается ограниченным, поскольку чувственно воспринимаются только внешние проявления предметов и их свойств. Но сущность вещей, закономерности их изменений и связей не даются непосредственно в чувствах. Они осмысливаются уже на уровне абстрактных логических форм отражения действительности.

Чувственные формы отражения действительности относятся к первой (чувственной) ступени познания. Второй ступенью познания является рациональное познание (от лат. Ratio – разум, рассудок). К рациональному познанию относятся такие формы отражения действительности, как понятие, суждение, умозаключение.

Исходной формой отражения в рациональном познании является понятие. Образование понятий – это сложный мыслительный процесс, который включает в себя такие мыслительные операции, как сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе тех или иных сходных признаков), абстрагирование (отвлечение, выделение в предмете наиболее существенных признаков и отвлечение от других, второстепенных, несущественных).

В целом, понятие представляет собой такой мыслительный процесс, при котором происходит абстрактное отражение предмета по его существенному свойству, признаку и относится к определенному классу предметов, обладающих тем же свойством, признаком.

Понятия различаются по смысловому содержанию, по объему, по степени и уровню абстрагирования. Содержание понятия определяется тем, что фиксируется в понятии. Понятия могут выражать предметы, их свойства, состояния, взаимодействия, изменения. Например, такие понятия, как дерево, стол, цветок выражают предметы; понятия большое и маленькое, твердое и мягкое, горячее и холодное выражают свойства; такие понятия, как движение и покой, скорость и сила выражают взаимодействие предметов и человека с другими телами природы.

Объем понятий определяется степенью охвата предметов и их свойств. Так, в объем понятия «береза» включается множество всех деревьев, обладающих свойствами, характерными только для данного вида.

Поскольку явления мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности, они также находятся в определенных отношениях. Понятия, далекие друг от друга по своему содержанию, не имеющие общих признаков, называют несравнимыми. Такими, например, являются понятия «человек» и «поэма». Сравнимыми понятиями называют такие, которые имеют определенные общие признаки. Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые. Несовместимые – такие понятия, объемы которых не имеют общих элементов. Понятия, которые имеют равные объемы, называются равнозначными, или тождественными.

В зависимости от характера абстрагирования понятия могут относиться к различным уровням абстрагирования.

К первому уровню абстракции относятся понятия, которые образуются в результате абстрагирования от чувственно воспринимаемых предметов.

Переход от чувственных образов воспринимаемых предметов к их абстрактному смысловому образу, как известно чаще всего осуществляется на основе абстракций отождествления или идеализации.

Абстракция отождествления – это такой процесс мысли, при котором происходит формирование и образование абстрактных понятий на основе выделения из реальной действительности объектов или их множеств и объединение их в один класс по тождественному свойству.

Например: два стола, два глаза, два дерева и т.д.; независимо от природы и свойств предметов, человек отождествляет данные множества по основному свойству – иметь одинаковое количество предметов. Такая мыслительная операция отождествления приводит к появлению абстрактного понятия числа два.

Абстракция идеализации – это такой процесс мысли, при котором происходит образование идеальной абстрактной модели реального объекта путём отвлечения от несущественных свойств объекта и наделения модели идеализированными свойствами, отражающими существенные свойства. Образуемые при этом понятия описывают идеальные объекты, которые мы в «чистом виде» в природе не наблюдаем, например, понятие точки и линии; точка представляется как «абсолютно малая» по сравнению с рассматриваемыми объектами, понятие линии как «абсолютно тонкая».

Данные виды абстрагирования осуществляются не в «чистом» виде. В процессе формирования понятий участвуют многоступенчатые наслоения абстракций отождествления и идеализации, при этом формируются различные уровни отражения и возникают абстракции различного порядка. Когда абстрагирование происходит непосредственно от конкретных материальных тел с их конкретными свойствами, отождествление и идеализация приводят к образованию абстракции первого порядка. Если же, наряду с этим, предметами абстрагирования оказываются не сами вещи, а их отражения, происходит абстрагирование от абстракции первого порядка, в результате возникают абстракции второго порядка. При абстракции второго порядка объектами абстрагирования могут быть одновременно и вещи, и их отражения. В процессе абстрагирования от абстракции второго порядка возникают абстракции третьего порядка. В целом, образование различных уровней абстракций, их многоступенчатость вовсе не означает, что абстракции второго, третьего т т.д. порядков оторваны от реального мира, от действительности. В них опосредованно отражаются свойства реальных вещей и явлений, и они, чаще всего, выражают результирующий эффект рассматриваемых реальных процессов.

Но основе мысленного оперирования понятиями возникает более высокая форма абстрактного отражения действительности – суждение.

Суждение – это такой процесс мысли, при котором происходит абстрактное отражение состояния и изменения предмета, его внешних взаимосвязей. Формально суждение представляется в виде предложения, в котором что-либо утверждается или отрицается. В суждениях определенным образом сочетаются понятия, в результате чего формируется мысль, в которой выражается смысл происходящего. По существу, каждое суждение несет в себе определенную смысловую нагрузку, несет смысловое значение. Да и знания людей формально представляются в виде совокупности суждений. При этом один и тот же смысл может выражаться различными суждениями, что хорошо известно из курса логики.

На базе понятий и суждений формируются умозаключения. Умозаключение представляет такой процесс мысли, при котором на основе нескольких исходных суждений получается новое, как следствие. В процессе познания именно умозаключение позволяет осуществлять мыслительный переход от имеющегося знания к новому путем логического оперирования понятиями и суждениями.

В целом процесс познания осуществляется во взаимосвязи и единстве чувственных и рассудочных форм отражения действительности. При этом в чувственных формах отражаются единичные конкретные объекты. Конкретными в познании называют мысленный образ каждого объективно существующего материального предмета во всей совокупности его бесчисленных свойств, связей и отношений. Образные представления, получаемые на основе чувственного созерцания в сознании сопровождаются определенным мыслительным процессом, оперирующим понятиями и суждениями. Чувственно воспроизводимые единичные предметы на уровне рассудочных форм отражения действительности сопоставляются, сравниваются, в них замечаются сходства, различия, наличие связей, отношений, выделяются общие черты, свойства, признаки, делаются соответствующие выводы.

Совместное действие чувственных и рассудочных форм отражения действительности проявляются в процессах мышления. Мышление, по-существу, представляет собой процесс функционирования сознания. Это сложный процесс, он заключается в оперировании как конкретными и обобщенными чувственными образами, так и абстрактными логическими представлениями в сознании человека. Абстрактное логическое мышление – это оперирование смысловыми формами и смысловым содержанием отражаемых в сознании явлений на основе понятий, суждений и умозаключений.

В истории развития философской мысли в процессах познания нередко игнорировалось рациональное познание и абсолютизировалось чувственное, и наоборот. В первом случае проявляется сенсуализм (от лат. «сенсия» - чувственность),*

Дополнительная информация:

Элементы сенсуализма могут быть ретроспективно обнаружены уже в рамках древневосточной (чарвака, моизм и др.) и античной философии (софистика, эпикуреизм, стоицизм и др.). Центральная проблема сенсуализма – проблема оологического статуса данных чувственного опыта была сформулирована уже у Протагора и Секста Эмпирика: сенсорные данные позволяют судить не столько о внешних объектах как своей причине, сколько о состояниях субъекта как своём проявлении. В рамках гносеологического круга проблематики античной философии оформляется и осевая для будущей историко-философской традиции антитеза чувственного и рационального познания (софисты, Сократ и сократические школы, Платон). В средневековой схоластике проблематика сенсуализма эксплицитно формулируется в контексте известного спора об универсалиях: номинализм выступает в философской традиции как принципиальное основание сенсуализма, в то же время как умеренная позиция концептуализма демонстрирует синтетические тенденции интерпретации чувственных и рациональных сторон познания. В контексте общенатуралистической ориентации ренессансной культуры сенсуалистическая тенденция оказывается доминирующей (опытный индуктивизм Телезио, Кампанеллы, Парацельса и т.п.). Становление естествознания Нового времени артикулирует сенсуализм как эмпиризм (Ф.Бэкон, Гоббс, Ламетри). Тезис Гоббса «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущений» фактически воспроизводит восходящий к стоикам программный тезис античного сенсуализма. Именно в новоевропейском сенсуализме задаётся импульс становлению методологической программы синтеза эмпиризма и рационализма: деятельность разума интерпретируется как образование отвлечённых идей и абстрактных понятий «из наблюдаемого» (Локк).

Философия Просвещения делает акцент, обратный берклианскому: существовать, значит быть воспринимающим («чувственность» у Дидро как «общее и существенное свойство материи»). Сенсуализм формирует магистральный вектор развития гносеологических концепций Просвещения, фундированных получившей широкое распространение в 18 в. «вибрационной теорией» Гартли (характерные для французского материализма аналогии между сенсорной способностью человека и музыкальными клавишами или струнами, испытывающими внешние воздействия). Такой подход актуализирует осмысление условий возможности единства данных чувственного опыта, проблематичного при экстремально сенсуалистической позиции, что остро ставит в историко-философской традиции проблему сенсорного синтеза: от проблемы «ассоциации идей» у Юма до проблемы «трансцендентального единства апперцепции» у Канта. Со становлением трансцендентализма акценты в оппозиции сенсуализма и рационализма сдвигаются в сторону последнего, однако сенсуализм сохраняет свои позиции в позитивистской традиции и неореализме.

____________________________________________________________________

во втором рационализм, преувеличение рассудочных форм познания и недооценка чувственных форм. Например, представителем сенсуализма является Джон Локк, который утверждал, что в сознании нет ничего такого, чего бы не было в ощущениях, не существует врождённых идей. Представителем рационализма является Готфрид Лейбниц, утверждавший, что существуют врождённые идеи и принципы в потенциальном, неосознанном виде и люди пользуются ими, не отдавая себе в том отчёта. Эти идеи существуют в голове помимо чувственных форм отражения.

Процесс познания требует творческого мышления. Творчество– процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее - материальные и духовные ценности.*

Дополнительная информация:

Платон считал творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. Христианская традиция истолковывала творчество как высшее проявление божественного в человеке. Кант усматривал в творчестве отличительную черту гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной. С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например научная, — удел в лучшем случае таланта, но подлинное творчество, доступное великим пророкам, философам - или художникам, — всегда удел гения. Огромное значение придавали творчеству как особой личностной характеристике философы-экзистенциалисты. Представители глубинной психологии 3. Фрейд, К. Г. Юнг, немецкий психиатр Э. Кречмер, автор книги «Гениальные люди», относя творчество целиком к сфере бессознательного, гипертрофировали его неповторимость и невоспроизводимость и, по существу, признавали его несовместимость с рациональным познанием.

Механизмы творчества до сих пор изучены еще недостаточно. Тем не менее, можно с определенностью сказать, что творчество представляет собой продукт биосоциальной эволюции человека. Уже в поведении высших животных наблюдаются, хотя и в элементарной форме, акты творчества. Крысы после многочисленных попыток находили выход из крайне запутанного лабиринта. Шимпанзе, обучавшиеся языку глухонемых, усваивали не только несколько сот слов и грамматические формы, но и конструировали иногда отдельные, совершенно новые предложения, встречаясь с нестандартной ситуацией, информацию о которой они хотели передать человеку. Очевидно, возможность к творчеству заложена не просто в биофизической и нейрофизиологической структурах мозга, но в его «функциональной архитектонике». Она представляет собой особую систему организованных и взаимосвязанных операций, осуществляемых различными участками мозга. С их помощью создаются чувственные образы и абстракции, осуществляется переработка знаковой информации, хранение информации в системе памяти, установление связей между отдельными элементами и блоком памяти, вызов хранимой информации из памяти, группировка и перегруппировка (комбинирование) различных образов и абстрактных знаний и т. д. Поскольку по своей биологической и нейрофизиологической структуре мозг человека качественно сложнее мозга всех высших животных, то и его «функциональная архитектоника» качественно сложнее. Это обеспечивает необычайную, практически не поддающуюся оценке возможность переработки новой информации. Особую роль здесь играет память, т. е. хранение ранее полученной информации. Она включает оперативную память, постоянно употребляемую в познавательной и предметно-практической деятельности, краткосрочную память, которая на небольшие интервалы времени может быть задействована для решения часто повторяющихся однотипных задач; долгосрочную память, хранящую информацию, которая может понадобиться в больших интервалах времени для решения относительно редко возникающих проблем.

В каком же соотношении находятся рациональный и творческий процессы в познавательной и практической деятельности? Деятельность людей целесообразна. Для достижения определенной цели приходится решать ряд задач и подзадач. Одни из них могут быть решены с помощью типовых рациональных приемов. Для решения других требуется создание или изобретение нестандартных, новых правил и приемов. Это происходит, когда мы сталкиваемся с принципиально новыми ситуациями, не имеющими точных аналогов в прошлом. Вот здесь-то и необходимо творчество. Оно представляет собой механизм приспособления человека в бесконечно разнообразном и изменчивом мире, механизм, обеспечивающий его выживание и развитие. При этом речь идет не только о внешнем, объективном, но и о внутреннем, субъективном мире человека, бесконечном разнообразии его переживаний, психических состояний, настроений, эмоций, фантазий, волевых актов и т. д. Эта сторона дела не может быть охвачена рациональностью, включающей в свой состав гигантское, но все же конечное число правил, норм, стандартов и эталонов. Поэтому творчество не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением. Одно без другого просто не могло бы существовать. Творчество поэтому не иррационально, т. е. не враждебно рациональности, не антирационально, как думали многие мыслители прошлого, оно не от Бога, как думал Платон, и не от дьявола, как полагали многие средневековые теологи и философы. Напротив, творчество, протекая подсознательно или бессознательно, не подчиняясь определенным правилам и стандартам, в конечном счете на уровне результатов может быть консолидировано с рациональной деятельностью, включено в нее, может стать ее составной частью или в ряде случаев привести к созданию новых видов рациональной деятельности. Это касается и индивидуального и коллективного творчества. Так, художественное творчество Микеланджело, Шостаковича, научное творчество Галилея, Коперника, Лобачевского стало составной частью культуры и науки, хотя в своей непосредственной изначальной форме оно не соответствовало устоявшимся шаблонам, стандартам и эталонам.

_______________________________________________________________________________

Творчество – это способность человека, приобретённая в труде, созидать из определённого материала новую действительность. Творческое мышление в научном познании это всегда искание и открытие нового, поиски ранее не изведанных подходов и решений, активное достижение истины.

Вопрос о сущности творчества является одним из центральных в философии. Он ставился и решался по-разному, в разные исторические эпохи. В XVIII веке И. Кант специально анализировал творческую деятельность в учении о продуктивной силе воображения, которая есть единство сознательной и бессознательной деятельностей. Ф. Шеллинг полагал, что творчество является высшей формой человеческой деятельности. В философии XIX – XX вв. наиболее развёрнутая концепция творчества дана А. Бергсоном – особенно в работе «Творческая эволюция». Центром своего учения он считал интуицию, которую противопоставлял интеллекту как «механически-технической деятельности». Интеллектуальное познание, полагал А. Бергсон, утилитарно, а интуитивное – бескорыстно: именно оно открывает нам мир таким, каков он сам по себе. Интуициями, согласно А.Бергсону, живёт и подлинная наука, и подлинная философия.

Действительно, важную роль в процессе научного познания играет интуиция (от лат. Intueri- пристально смотреть). Интуиция- это внезапное озарение, мысленное проникновение в сущность вещей, постижение истины без всяких предварительных логических рассуждений. Интуиция, интуитивное постижение истины возможно в том случае, когда человек имеет уже определённый опыт, определённые знания об объектах исследования, сущность которых интуитивно выявляется. У человека, который не обладает соответствующими навыками и знаниями, не возникает интуитивного озарения.

Многие мыслители в истории философии и естествознания полагали, что интуиция – божественное озарение, но практика убеждает, что интуиция возникает у исследователя после долгих его раздумий и большой предварительной работы мозга. Интуиция имеет большое значение в научном познании. Чаще всего познающий в начале интуитивно догадывается о сущности тех или иных исследуемых объектов, о сущности законов их изменений, и только потом, путём логических доказательств и фактов приходит к установлению истины.

Рене Декарт, считал, что дедуктивная форма доказательства (от общего к частному) основывается на аксиомах, которые постигаются интуитивно, без всякого доказательства. Р. Декарт полагал, что интуиция в соединении с дедуктивным методом служит всеобщим критерием полной достоверности (истины). Бенедикт Спиноза (1632-1677г.г.) нидерландский философ-материалист, считал интуицию «третьим родом» познания (первое чувственное, второе рациональное), наиболее достоверным и важным. Психологический механизм интуиции ещё мало изучен, но за способностью внезапно угадывать истину на самом деле стоят накопленный опыт, приобретённые раннее знания.*

Дополнительная информация:

Наука до сих пор очень мало продвинулась в понимании природы и механизмов интуиции. Именно поэтому интуиция и связанное с ней творчество не могут быть в сколько-нибудь полной и удовлетворительной форме описаны системой правил. Однако современная психология творчества и нейрофизиология позволяют с уверенностью утверждать, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов. К ним относятся: 1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти; 2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи; 3) четкое осознание задачи; 4) неожиданное для данного человека нахождение решения (доказательство теоремы, создание художественного образа, нахождение конструкторского или военного решения и т. д.), удовлетворяющего сформулированной задаче. Нередко такое решение приходит в самое неожиданное время, когда сознательная деятельность мозга ориентирована на решение других задач, или даже во сне. Известно, что знаменитый французский математик Ж. А. Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во время прогулки по берегу озера, а Пушкин придумал нужную ему поэтическую строку во сне.

Преувеличение роли интуиции в познании приводит к иррационализму. Иррациональный означает непостигаемый разумом, мышлением, невыразимый в логических понятиях. Термин иррациональный употребляется для характеристики философских направлений, отрицающих роль разума в познании.*

Дополнительная информация:

В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум и рациональность и поставившей в качестве основной своей цели выявление внутренней логики развития этой рациональности, постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррационального момента. Это не означает, однако, полного отрицания как рационального вообще, так и возможностей разума в процессе познания, - речь идёт о своего рода изменении в расстановке акцентов, когда место и роль этих двух всё пронизывающих антропологических и исторических констант (рационального и иррационального) радикально пересматриваются. Начиная с Нового Времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и особенно с эпохи Просвещения классическая философия в своих итогах стала отождествлять мир с разумностью как таковой, очищая разум от всего иррационального, отодвигая последнее в сферу запредельного и недействительного.

Иррациональные тенденции пробивались сквозь глубоко рациональные по форме философские учения, не являя собой, однако, чёткого системного оформления и не оказывая существенного влияния на общий пафос эпохи (Руссо с его идеями возврата к природе как к тому, что «можно вкушать и наслаждаться, не познавая и не объясняя»; Гёте с его восторженностью перед красотой непосредственного воззрения и стихией чувств; Шлегель и др. немецкие романтики с их призывом к отказу от блужданий в «пустом пространстве абсолютной мысли»). Однако взгляды этих мыслителей во многом оказываются расположены ещё в пределах классического (т.е. рационального) типа философствования, ибо главной задачей в данном случае оставалось стремление гармонизировать, примирить глубоко родственные по сути, хотя в то же время и различные, элементы человеческого познания – разум и рассудок с волей, эмоциями, фантазией и др. иррациональными моментами.

Своего рода реакцией на излишнюю рассудочность классической (и особенно немецкой идеалистической) философии представляли собой «философия чувства и веры» Якоби, «философия откровения» позднего Шеллинга, не говоря уже о волюнтаризме Шопенгауэра, «философии бессознательного» Э. Гартмана и учении Кьеркегора. Несмотря на то, что иррационалистические тенденции можно проследить на протяжении длительного развития философии, сам термин «иррационализм», относят всё же к тем философским направлениям, которые складываются в конце XIX - начале XX вв. В эту эпоху иррационалистические умонастроения приобретают особое распространение в связи с обострением кризисных симптомов развития самого общества. Более чем когда – либо ранее начинает проявлять себя иррациональность социальной действительности, осознание которой приводит к радикальной внутрифилософской переориентации. Появляется так называемое кризисное сознание, резко восстающее против традиционного гармонизирующего системосозидания и его главной силы в лице науки как квинтэссенции разума. Наступает эпоха глубоко иррациональных мироощущений, когда иррациональность общества начинает во многом ассоциироваться и интерпретироваться через аналогичные свойства самой человеческой природы.

Особенно ярко иррационалистическая философия была представлена в это время философией жизни – Дильтей, Шпенглер, Бергсон (а ещё раньше - Ницше). Разуму было отведено чисто утилитарное место в познании и, более того, само иррациональное было чётко тематизировано и проблематизировано, благодаря чему был расширен и обоснован по сути новый предмет философской рефлексии в виде интуитивного, до- или внетеоретического знания, а сама философия из мышления о мире в понятиях превратилась в понимание (или интуитивное восприятие) в принципе непознаваемой силами одного только разума действительности. Последующее развитие иррационалистических философских течений связано главным образом с феноменологией, экзистенциализмом и некоторыми разновидностями неопозитивизма. К концу 1950-х в протитвовес прежним иррационалистическим мотивам широкое распространение получают тенденции, связанные с рационализацией иррационального и внерационального, т.е. включением в познание того, что ранее полагалось в качестве принципиально непознаваемого. Это движение оказывается связано главным образом со структурализмом, занятым по преимуществу исследованием различного рода объективных проявлений социальной обусловленности сознания и человеческого поведения.

____________________________________________________________________

Иррационализм (от лат. неразумный) представляет собой философское учение настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувства, инстинкт и т.п. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишённой закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воли.

 

Термины, необходимые для запоминания:

Космоцентризм – подход, в котором предметом познания является единый космос, особенности его изменений, человек рассматривается как органическая часть космоса, как «микрокосмос».

Теоцентризм -подход к пониманию мира и человека, центром которого является Бог, божественный разум.

Антропоцентризм –подход,в которомцентром внимания является человек, его отношение к миру.

Априори (лат. a priori - изначально) – термин, означающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию.

Научное познание - деятельность по производству нового знания.

Ощущение –элементарный результат воздействия объектов на органы чувств человека.

Восприятие – синтез ощущений, даёт целостный чувственный образ предмета.

Представление – воспроизведение образа предмета, не действующего на человека в данный момент.

Понятие – мыслительный процесс, при котором происходит абстрактное отражение предмета по его существенному свойству, признаку.

Суждение – процесс мысли, при котором происходит абстрактное отражение состояния и изменения предмета, его внешних взаимосвязей.

Умозаключение – процесс мысли, при котором на основе нескольких исходных суждений получается новое, как следствие.

Сенсуализм (от лат. «сенсия» - чувственность) – учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

Рационализм(лат. ratio – разум)– гносеологическая концепция, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания.

Творчество– процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Интуиция (лат. intueri- пристально смотреть) – способность непосредственного постижения истины без предварительного логического рассуждения.

Иррационализм (лат. irrationalis - неразумный) – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувства, инстинкт и т.п.

 

Вопросы для закрепления материала:

 

1.Что называют знанием?

2.Что собой представляет процесс познания?

3.Как решается проблема познания в античной философии?

4.Как называется средневековый подход к пониманию мира и человека?

5.Какой подход к пониманию человека и мира представлен в Новое время?

6.В чём сущность метода развиваемого Р. Декартом?

7.Дайте характеристику эмпиризма Д. Локка.

8.Какова сущность опытно-индуктивного метода Ф. Бэкона?

9.Как рассматривал И. Кант соотношение чувственных и рассудочных форм познания?

10.В чём сущность диалектико-материалистической теории познания К. Маркса и Ф.Энгельса?

11.Какова структура знаний?

12.Какие знания относятся к эмпирическим?

13.Дайте характеристику теоретическим знаниям.

14.Дайте понятие научного познания.

15.Какова роль творчества в научном познании?

 

Литература: