Таможенная конвенция АТА.

21.10.

Л 11Таможенная конвенция о международной перевозке грузов.

Это международный документ, который представляет собой краеугольный камень всей транзитной системе. Эта конвенция с применением книжки МДП (международные дорожные перевозки)-это международное соглашение, принятое в 1975 году под эгидой Европейской экономической комиссии ООН (ЕэК ООН). Новая редакция конвенции мдп вступила в силу в 1978 году. Она остаётся одной из наиболее действенных международных транспортных конвенций и, фактически, единственной глобальной системой таможенного транзита. Главной целью конвенции является создание системы транспортировки грузов, упрощающей процедуры оформления груза при пересечении им границ, облегчить и в макс возможной степени международные перевозки грузов под таможенными печатями и пломбами, обеспечить надёжность таможенного контроля и соотв гарантии.

Аббревиатура TIP (перевозка грузов; франц) возникла в соотв с названием конвенции на французском языке для водителей и грузоотправителей синяя табличка с белой надписью является своеобразным пропуском, упрощающим и ускоряющим МДП. Конвенция TIP охватывает более 50 стран, включая европейское экономич сообщество, и применяется в Европе, Северной Африке, на ближнем и среднем Востоке, США, Канаде, Чили, Уругвае. Система TIP базируется на 4-х основных принципах: надёжные транспортные ср-ва или контейнеры, международная гарантия, корнет TIP и взаимное признание мер таможенного контроля. Из них вытекают след обязательные требования:

1.Грузы перевозятся в надёжных транспортных средствах и контейнерах, которые полностью исключают возможность доступа к перевозимому грузу без видимого нарушения или повреждения таможенного обеспечения (без вскрытия товара)

2.Пошлины и сборы, в отношении которых существует рис неуплаты, должны обеспечиваться международной гарантией на весь период перевозки груз должен сопровождать международно признанный корнет TIP, выданный в стране отправления и действительный в качестве контрольного документа в странах отправления, транзита и назначения

3.Меры таможенного контроля, осущ в стране отправления, должны признаваться странами транзита и назначения

Книжка МДП предусматривает разрешение тамож органов на провоз грузов через границу автомобильным транспортов при соблюдении минимальных формальностей. Грузовик, перевозящий товары, при пересечении гос границы не подвергается досмотру. Таможенник всего лишь проверяет, не подверглась ли пломба опечатанных товаров внешнему воздействию, о чём делается соотв запись в товарной накладной. Далее, один из талов корнета TIP отрывается с тем чтобы оставшийся талон был оторван по прибытии грузовика в место назначения. Это облегчённое, без тщательного досмотра товаров при пересечении гос границы ускоряет товарооборот.

Начиная с 1975 года, в целях совершенствования функционирования конвенции НДП, постоянно вносились изменения и дополнения, которые успешно внедрены в таможенные органы многих стран, определяют юр и административные обязанности тамож органов и перевозчиков. Для обеспечения безопасности перевозок конвенция МДП устанавливает: грузы должны перевозиться в контейнерах или грузовых отделениях транспортных средств, сконструированных таким образом, чтобы исключить возможность доступа к содержимому запломбированной части транспортного ср-ва или контейнера без оставления видимых следов вскрытия грузового отделения или повреждения тамож печатей и пломб.

Система ТИП имеет явные преимущества для тамож органов, поскольку она сокращает, поскольку она сокращает число обычных требований, предусмотренных процедурами нац транзита. Она позволяет избежать больших затрат времени средств при физическом досмотре в странах транзита, помимо осмотра печати и пломб и внешнего состоянии транспортных ср-в и контейнеров так же-применения нац гарантий и оформления нац док-ов.

Операция международного транзита обеспечивается лишь одним транзитным документом- корнетом ТИП- что ограничивает возможность предоставления неточной информации таможенным органам. Устраняя от части традиционно сущ препятствия на пути международных грузовых перевозок, система корнета ТИП содействует развитию международной торговли. грузы могут пересекать нац границы с минимальным вмешательством тамож органов, что позволяет увеличить скорость доставки и значительно сократить транспортные расходы.

Представляет собой комбинацию аббревиатуры французских слов и означает временный ввоз. Это международный документ, который заменяет таможенные декларации и способствует ускорению беспошлинного и упрощённого оформления временного ввоза товаров, в свези с проведением выставок и ярмарок, а так же с .. образцов профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров. Таможенная конвенция о корнете АТА для временного ввоза товаров, подписанная 6 декабря 1961 года в Брюсселе, предоставляет возможность участникам международных ярмарок и выставок беспрепятственно перевозить товары и произведения искусства до места проведения, к перевозимому грузу прилагается спецификация и корнет АТА.

Корнет АТА- это международный тамож документ который используется в качестве тамож декларации на тамож территории при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза. Он обеспечивает возможность идентификации товаров и используется в качестве международной действующей гарантии уплаты ввозных тамож пошлин, налогов на тамож территории. Корнет АТА упрощает процедуру тамож декларирования товаров, сокращает время тамож оформления и удешевляет пересечение через границу товарных образцов проф оборудования выставочно-ярмарочных грузов и других категорий товаров. Эта система даёт предпринимателям, стремящихся найти новые возможности на внешних рынках след преимущества:

Ускоренное и более дешёвое таможенное оформление временно ввозимых товаров, которое сводится к тому, что сотрудник таможни делает спец отметки на корешке соотв листа корнета, отрывая и оставляя себе остальную часть этого листа. Другие тамож документы, предусмотренные в этом случае нац законодательством соотв страны не оформляются

Отсутствие необходимости при временном ввозе товаров в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей предоставлять различные залоги, депозиты, банковские гарантии и т.п., поскольку сам корнет является такой международной гарантией.

Осущ деловых поездок по нескольким странам с многократным выездом из своей страны и возвращением в ней в течение срока действия документа

 

В настоящее время многие страны активно используют корнеты АТА для своей внешнеэкономической деятельности это связано с тем, что в последние десятилетия процесс глобализации и рост мировой торговли привели к значительному увеличению осущ временных экспортно-импортных операций всех категорий товаров. Длительная практика применения таких корнетов доказала свою целесообразность в свези с ростов перемещения различных категорий физ лиц, занимающимися проблемами в сфере техники, инженерии, архитектуры, медицины, телевизионной и кинооператорской деятельности и т.д. Они нуждаются в оперативной транспортировке через границы по упрощённой таможенной процедуре. РФ присоединилась к международной таможенной системе корнетов АТА в мае 2000 года.

 

Л 12 Меры нетарифного регулирования. 28.11.

Нетарифные методы регулирования внешне-экономической деятельности.

Понятие нетарифных методов регулирования ВЭД.

Мировая практика показывает, что использование в чистом виде экономических мер регулирования ВТ не всегда дает желаемый положительный результат ,т.к. экономические меры не всегда воздействуют на поставки стран товаров между крупными и мелкими фирмами изначально ставя их в неравные условия. Кроме методов таможенно-тарифного регулирования торговли большинство стран активно используют инструменты влияния на внешнюю торговлю, не св с установлением ставок ввозных пошлин.

 

В большинстве стран на ряду с экономическими мерами широко применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, на прямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок как от излишних импортных поставок, так и от возможностей дефицита отечественных товаров, не тарифные меры применяются относительно небольшой группы товаров, в течение ограниченного срока и предназначены для решения опред экономических и социальных проблем ,требующих оперативного вмешательства гос-ва. По мере сокращения общего уровня таможенных тарифов возрастает роль нетарифных методов регулирования.

 

Отношение к ним правительства экспортеров, импортеров в различных странах не одинаково, однако не 1 страна мира не отказалась от их применения ибо нетарифные меры стабильно сохраняют свою роль в международной торговле особенно активно нетарифные меры регулирования торговли активно используют развитые страны.

По заключению экспортов ЮНКТАТ по общему объему использования в межд. торговле в лидирующую группу входят:

США, Япония, ЕС.

Нетарифные ограничения- это действия ненаправленные на изменения ставок таможенного тарифа, но оказывающие влияние на внешнюю торговлю.

Не тарифные барьеры- ограничения внешней торговли, не св с применением таможенных пошлин.

Не тарифные метод регулирования ВЭД- большая группа методов влияния н ВЭД включая лицензирование, квотирование, декларирование, сертификацию импортной экспортной продукции. Эти методы явл в большей мере информационными и призваны выполнять функцию главным образом защиты национального производства.

 

Нетарифные меры в системе международной торговли отличаются большим разнообразием.

Они принимают форму не только требования предъявляемых к качеству товара, но и правил упаковки, маркировки, оформления документации, выполнение таможенных формальностей, требований к производственным процессам, поэтому разнообразие видов нетарифных барьеров потребовало заключение целого ряда соглашений ГАТ, регулирующих их применение.

В системе международной торговой политики действуют официальные классификационные схемы нетарифных мер регулирования, разработанные ВТО, ЮНКТАТ, МВФ, всемирным банком, и рядом других авторитетных организаций. Эти системы классификации применяются для сбора информации, создания кодексов регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, организацией национальных систем регулирования внешней торговли, но положение ГТО предусматривает возможность применения странами участницами кол-ых ограничений лицензирования, других мер нетарифного регулирования торговли.

 

В настоящее время мерами нетарифного регулирования согласно классификации ВТО представлены 5 группами.

В ней насчитывается порядка 600 видов нетарифных ограничений.

Нетарифные методы регулирования торговли охватывают меры финансовой, технической, административной, кредитной, торговой, экономической политики направленных на защиту здоровья людей, животных, растений, использование которых создают барьеры для развития торговли товарами и услугами.

 

Следует подчеркнуть что в межд политике и практике различаются 2 разновидности нетарифных мер:

Ø Меры, чтобы с их помощью осуществлять регулирование торговли путем запретов, ограничений, лицензирования, добровольных ограничений экспорта, пред. нагрузочной инспекции и тд;

Ø Меры, входящие в 1 гр опираются развитую, законодательную и административную базу, международные соглашения о правилах использования мер технической и экологической политики, здравоохранение, сертификация и тд.;

 

В соответствии с правилами ГАТ ВТО и другими международными соглашениями нетарифные меры регулирования торговли могут применяться в следующих случаях:

Ø Введение временных кол-ых ограничений экспорта и импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка;

Ø Реализация разрешительного порядка, экспорта, импорта отдельных товаров, которые могут оказать не благоприятные воздействия на безопасность гос-ва жизнь или здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, гос-ое или муниципальное имущество, окружающую среду жизнь или здоровье животных и растений;

Ø Выполнение международных обязательств;

Ø Инициирование, специальных защитных антидемпинговых, компенсационных мер;

Ø Обеспечение защиты общественной морали и правопорядка;

Ø Обеспечение защиты культурных ценностей;

Ø Обеспечение национальной безопасности;

 

Нетарифные меры явл составной частью комплекса мер гос регулирования ВТД и нашей страны, в условиях интенсивной интеграции в мировое хозяйство, а так же со дня подачи меморандума ВТО о вступлении России в эту международную организацию институт нетарифного регулирования постепенно закрепляют законодательно.

В 2003г. был принят закон об основах гос. регулирования.

Нетарифное регулирование ВТД представляет собой отработанный механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающий осуществление единой ВТП в целях защиты экономических и политических интересов страны, выполнение международных обязательств гос-ва и расширение присутствия российских предприятий на мировых рынках товаров и услуг, перечень товаров, которым в наст.вр. применяются нетарифные методы регулирования ВЭД в России можно условно разбить на 5 групп:

К 1 гр относятся товары и технологии дойного назначения применяемые при создании обычных вооружений и военной техники, оборудования, материалы, технологии, которые могут способствовать созданию оружия массового уничтожения.

2 гр это товары повторяющие многостороннее соглашение об озона разрушающих веществах, опасные отходы, наркотические средства, сильно действующие и ядовитые вещества.

3 гр принадлежат лекарственные средства, драгоценные металлы и камни, алкогольная продукция, радиоактивные вещества, взрывчатые вещества промышленного назначения и тд.

К 4 гр относятся товары на которые выдаются различные формы разрешительных документов, удостоверения, экспортные лицензии ,производственные сертификаты, на основании этих документов осуществляется мониторинг поступления российских товаров на территорию таможенного союза.

5 гр это товары, для которых устанавливается особый порядок осуществления ВТ операций, в частности, для них предусмотрен мониторинг вывоза и ввоза.