Л 10 Международной сотрудничество таможенных органов России. 13.10.

Международная таможенная конвенция.

Международные таможенные конвенции по унификации и гармонизации таможенной политики.

Установление и развитие международных отношений в таможенной сфере является одним из главных элементов процесса укрепления функциональных возможностей таможенных администраций во всем мире в целях ответа на вызовы и возможности 21 века. На современном этапе ни одна страна не способна развиваться изолированно. Поэтому наибольшую роль в таможенном правовом регулировании играют международные договоры, межгосударственные соглашения, содержащие общеобязательные правила поведения, практики таможенного контроля и таможенного оформления при осуществлении экспортно-импортных операций операторов ВЭД. Международные сотрудничества России со многими государствами развивается благополучно в сфере противодействия, распространения оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговли наркотиками, острых экологических проблем, в частности проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Эти острые вопросы требуют их своевременного разрешения при активном участии таможенных органов России. В целях дальнейшего развития и совершенствования таможенной политики страны международное сотрудничество предполагает развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных процедур. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой, основное направление развития таможенной политики России на современном этапе. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции РФ создаются с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключаются соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. Международное сотрудничество РФ развивается по трем основным направлениям:

Взаимодействие со странами СНГ

Сотрудничество со странами дальнего зарубежья

Участие в работе международных организаций

 

Проблемой создания унифицированного механизма таможенного оформления, упорядочения таможенных процедур и контроля над ввозом, вывозом и перемещением товаров по таможенной территории активно занимаются многие международные организации. Кроме ВТО этими проблемами занимаются ЮНКТАД, всемирная таможенная организация (ВТАМО), европейская экономическая комиссия. Этими международными организациями были разработаны международные конвенции, соглашения и другие многосторонние правовые документы, призванные содействовать устранению препятствий в международной торговле, которые могут возникнуть при осуществлении таможенных процедур при документации в различных странах. В этих документах собран и систематизирован мировой опыт определяющий порядок таможенного регулирования и направлений развития. Следует особо отметить роль и значение в этой сфере ВТАМО. Именно вопросы гармонизации и унификации, правил таможенного контроля, над ввозом товаров отнесены к компетенции этой международной организации. Появление этой организации было обусловлено процессами глобализации мировой торговли и необходимостью перехода от норм международного права к нормам, основанным на положениях многосторонних международных договоров. В целях унификации и гармонизации в таможенной политики большую роль сыграли международные таможенные конвенции. Конвенция – это международное соглашение регулирующее отношение между его участниками по реализации тех или иных вопрос таможенного дела в их взаимных интересах. Основная цель таможенных конвенций: снижение таможенных пошлин на товары импортируемые из стран участниц и облегчение прохождения ими таможенных формальностей как в стране экспортере, так и в стране импортере. Развитие взаимной торговли, расширение пассажирского потока, ускорение движения транспортных средств и т.д. Международное сотрудничество России в сфере таможенной политики осуществляется по следующим направлениям:

Обеспечение сбора и получения информации с использованием различных источников в том числе зарубежных, в том числе нанесения ущерба интересам граждан и государства (контрабанда оружия, наркотиков, лекарственная продукция).

Международное сотрудничество способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведения совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств.

Борьба с проявлением коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах.

Участие в формировании общего экономического пространства, переход на применение единого административного документа европейского союза при любой процедуре, связанный с экспортом импортом и транзитом товара.

Активизация участия таможенных органов РФ в ВТО, являясь членов ВТО Россия участвует во многих международных соглашениях.

 

ВТАМО.

ВТАМО играет наиболее важную роль в работе по многостороннему регулированию таможенно-тарифной практики и по существу является координационным методическим центром в области таможенного контроля. Данная организация является учрежденная конвенцией по созданию советов таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950 года и вступившая в силу 4 ноября 1952 года. Высшими органами ВТАМО является совет представленный руководителями таможенных служб всех стран членов этой организации. Политическая комиссия и финансовый комитет, постоянно действующий орган – Секретариат ВТАМО. Официальные языки: английский, французский. В работе некоторых комитетов используются испанский и русские языки. Главной целью ВТАМО является повышение эффективности работы таможенных служб стран членов организации с помощью мер способствующих их национальному развитию. Укрепление национальной безопасности, увеличению собираемости налогов, сбор статистики внешней торговли. Членами ВТАМО являются таможенные органы всех стран мира. Работа в ВТАМО сосредоточена в сфере разработке международных инструментов конвенции по таким вопросам как:

Классификация товаров

Оценка таможенной стоимости

Правила происхождения товаров

Таможенные сборы

Упрощение процедур международной торговли

ВТАМО поддерживает тесные контакты с Интерполом, комитетом ООН по контролю над наркотиками, контртеррористическим комитетом ООН. ВТАМО координирует свою деятельность в ВТО и администрирует два ее соглашения:

Соглашение по применению статьи 7 ГАТТ по тарифам и торговле 1994 года (оценка таможенной стоимости);

Соглашение о правила определения страны происхождения товаров.

РФ в качестве правопреемника международных прав и обязательства СССР является членом ВТАМО с 1992 года и добилась крупных политических результатов, к которым можно отнести:

Закрепление России в качестве постоянного члена политической комиссии и финансового комитета ВТАМО.

Включение всех государств СНГ в состав европейского региона ВТАМО.

Использование русского языка в качестве рабочего языка ВТАМО.

Создание регионального учебного центра ВТАМО на базе Российской таможенной академии.

 

Международная конвенция по упрощению и согласованию таможенной процедуры (конвенция КИОТА)

Данная конвенция вступила в силу 24 сентября 1974 года, которая оказала большое влияние на развитие и толкование современной законодательной и административной базы таможенного дела и практику работы таможенных служб многих стран мира. В киотской конвенции участвует более 70 государств, на которые приходится около 75% внешнеторгового оборота нашей страны. Россия не является участником данной конвенции, но она играет значительную роль в таможенной политике нашей страны. Целью киотской конвенции является упрощение и гармонизация таможенных процедур и правил, конвенция охватывает широкий круг вопросов деятельности таможенных учреждений – это таможенный контроль, экспорт, импорт, апелляции, применение информационных технологий, взаимоотношение с торгово-промышленными кругами. Она заложила основы унификации норм таможенного права, относящихся к регулированию правоотношений, возникающих при проведении таможенного оформления иностранных товаров на национальной таможенной границе. В соответствии с конвенцией проверка декларации на товары, производится возможно в короткие сроки после регистрации декларации. Конвенция обязывает строить свое национальное таможенное законодательство с тем, чтобы таможенные формальности были простыми, понятными и предсказуемыми. Политика налаживания взаимоотношений между бизнесом и государством выстроена таким образом, чтобы интересы торговли и транспорта учитывались в максимальной степени, а таможенные формальности не были бы неоправданно излишне обременительны.