Периодизация дошкольного возраста
Оглавление
Введение
Тема 1. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
1.1. Периодизация дошкольного возраста
1.2. Закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста
1.3. Факторы развития личности
1.4. Методы педагогического исследования
Вопросы для самоконтроля
Список литературы
Тема 2. Ребенок и социум
2.1. Влияние среды на развитие ребенка
2.2. Социальные факторы
2.3. Микросоциум
Вопросы для самоконтроля
Список литературы
Тема 3. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
3.1. Характеристика педагогической деятельности
3.2. Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка
3.3. Основные функции педагогической деятельности
3.4. Профессиональные умения и личностные качества педагога
Вопросы для самоконтроля
Список литературы
Тема 4. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
4.1. Гуманизация дошкольного образования
4.2. Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Программа «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Баренцева и др.)
Технология ТРИЗ
Педагогика Марии Монтессори
Вопросы для самоконтроля
Список литературы
Тема 5. Построение развивающей среды в ДОУ
5.1. Понятие и сущность развивающей среды
5.2. Структура развивающей среды
5.3. Принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ
Вопросы для самоконтроля
Список литературы
Тема 6. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы и сущность, его компоненты и их взаимосвязь
6.1. Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь
6.2. Планирование целостного педагогического процесса
6.3. Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ
.
Тема 1. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
Периодизация дошкольного возраста
Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до семи лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения, в связи с чем возникла необходимость выделить определенные этапы и их закономерности.
В науке проблемой периодизации дошкольного возраста занимались Аристотель, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Штрац, П. П. Блонский, Эльконин, Л. С. Выготский и др.
Наиболее обоснованным является подход Л. С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Опираясь на эту теорию, можно выделить следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.
Исследования Д. Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество — эмоциональное общение; ранний возраст — предметная; дошкольный возраст — игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития.
В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого в структуру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:
3 мес.—1 год — I группа раннего возраста;
1—2 года — II группа раннего возраста;
2—3 года — I младшая;
3—4 года — II младшая;
4—5 лет — средняя;
5—6 лет — старшая;
6—7 лет — подготовительная.
Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.