Периодизация дошкольного возраста

Оглавление

Введение

Тема 1. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания

1.1. Периодизация дошкольного возраста

1.2. Закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста

1.3. Факторы развития личности

1.4. Методы педагогического исследования

Вопросы для самоконтроля

Список литературы

Тема 2. Ребенок и социум

2.1. Влияние среды на развитие ребенка

2.2. Социальные факторы

2.3. Микросоциум

Вопросы для самоконтроля

Список литературы

Тема 3. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога

3.1. Характеристика педагогической деятельности

3.2. Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка

3.3. Основные функции педагогической деятельности

3.4. Профессиональные умения и личностные качества педагога

Вопросы для самоконтроля

Список литературы

Тема 4. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников

4.1. Гуманизация дошкольного образования

4.2. Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Программа «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Баренцева и др.)

Технология ТРИЗ

Педагогика Марии Монтессори

Вопросы для самоконтроля

Список литературы

Тема 5. Построение развивающей среды в ДОУ

5.1. Понятие и сущность развивающей среды

5.2. Структура развивающей среды

5.3. Принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ

Вопросы для самоконтроля

Список литературы

Тема 6. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы и сущность, его компоненты и их взаимосвязь

6.1. Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь

6.2. Планирование целостного педагогического процесса

6.3. Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ

.

Тема 1. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания

Периодизация дошкольного возраста

Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до семи лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения, в связи с чем возникла необходимость выделить определенные этапы и их закономерности.

В науке проблемой периодизации дошкольного возраста занимались Аристотель, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Штрац, П. П. Блонский, Эльконин, Л. С. Выготский и др.

Наиболее обоснованным является подход Л. С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Опираясь на эту теорию, можно выделить следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.

Исследования Д. Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество — эмоциональное общение; ранний возраст — предметная; дошкольный возраст — игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития.

В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого в структуру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:

3 мес.—1 год — I группа раннего возраста;

1—2 года — II группа раннего возраста;

2—3 года — I младшая;

3—4 года — II младшая;

4—5 лет — средняя;

5—6 лет — старшая;

6—7 лет — подготовительная.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.