Цели естествознания

Понятие «философия» означает любовь к мудрости, любомудрие. Это учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека и мира, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия направлена на выработку обобщенной системы взглядов на мир и на место в нем человека. Она оказывает активное воздействие на общественное бытие и способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей.

На основе философии вырабатывается парадигма или картина мира – система взглядов на устройство мира. В зависимости от того, что берется за исходную основу, философия может быть идеалистической или материалистической.

Идеалистическая философиясчитает возможным придумывать мир, конструировать его модель на основе нескольких исходных достаточно абстрактных положений. Такие положения в официальной науке носят название «постулатов», в теологических учениях – «высшее начало», «сверхъестественные силы», «Бог» и т.п. Критерием истинности в таких учениях выступают субъективные критерии «простоты», «красоты» теории и т.п. Совпадение какого-либо частного практического результата с частным же предсказанием, выведенным на основе такой теории, преподносится как абсолютная истинность всей теории, при этом все, что на самом деле не соответствует теории, отбрасывается, как «не признанное». В этом плане примером является Теория относительности А.Эйнштейна и в определенной степени квантовая механика.

Материалистическая философия исходит из объективности существования реального мира, независимости его существова-ния от нашего восприятия. Из полученных опытным путем данных делается вывод о причинах явлений. Это тоже модель, но эта модель будет изменяться и уточняться по мере накопления новых опытных данных. Критерием истинности здесь выступает соответствие выводов реальному миру. При этом теория не имеет права противоречить ни одному опытному факту. Если все же такое несоответствие возникает, то изменяется теория.

По своим функциям материалистическая философия есть последовательное научное философское мировоззрение, она вырабатывает средства мировоззренческой ориентации человека, теоретические основы практических действий и общемето-дологических принципов исследования в области частных наук. Философия науки есть материалистическое мировоззрение, система взглядов на устройство мира, на цели и методы науки, направленные в конечном итоге на обобщение известных и получение новых практических результатов.

На основе материалистической философии формируется материалистическая методологияпознания объективного мира– учение об его структуре, логической организации, мето-дах и средствах деятельности исследователей. Однако предста-вляется, что на основе познания объективного мира должна формироваться и методология практической деятельности людей, связанная с обеспечением жизнедеятельности (обществен-ного производства предметов потребления) и безопасности существования человечества.

К сожалению, современная философия не всегда последова-тельно выполняет свои функции. В области общей методологии познания современная философия абстрагируется от борьбы за установление объективной истины. Это касается общественных наук, которые следуют за поворотами общественного бытия и пытаются оправдать их, но это же касается и естественнонаучных направлений, когда философы объявляют материалистическими направления, являющиеся на самом деле махрово идеалистическими. Это относится и к теоретической физике, в которой с начала ХХ столетия прижился постулативный метод, т.е. выдвижение некоторых вольных положений, под которые затем начинают сортироваться реальные факты. И это, тем более, относится к области прикладной философской методологии, на которую до настоящего времени обращается внимания совершенно недостаточно.

Отсутствие общей методологии становится особенно нетер-пимым сегодня, когда многочисленные экспериментальные результаты явно не укладываются в созданную несколькими поколениями физиков-теоретиков картину мира. Эту общую методологию обязаны создавать философы, но они этого не делают, все больше отрываясь от реальной жизни и погружаясь в абстракцию. Не удивительно, что к философии у большинства прикладников выработалось отношение, как к чему-то совершенно не нужному, не имеющему к реальной жизни никакого отношения.

В статье «О значении воинствующего материализма», вышедшей в 1922 г. [1] в связи с учреждением журнала «Под знаменем марксизма» (ныне «Вопросы философии») В.И.Ленин обращал внимание на значение материалистической философии для естествознания. «Надо помнить, – указывает В.И.Ленин,– что именно из крутой ломки, которую переживает современное естествознание, родятся сплошь да рядом реакционные школы и школки, направления и направленьица». Ленин справедливо обращал внимание на связь естествознания с общественными науками и поэтому придавал материалистической идеологии естествознания особое значение.

В свое время в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) [2] В.И.Ленин предупреждал о том, что может произойти, если естествознание пойдет эмпириокритическим путем (т.е. путем не признания опытных фактов). К большому сожалению, все ленинские предсказания по отношению к современным «модным» теориям естествознания оправдались, и именно благодаря этому современное естествознание находится в тупике. Признаками этого тупика являются:

– невозможность в рамках сегодняшних теорий разобраться в существе явлений – в электричестве и магнетизме, в гравитации, в ядерной энергии и во многом другом;

– физики предпочитают не обобщать явления природы, а их постулировать, тем самым сознание (идея, постулат) идет впереди материи (природы, фактов);

– математика, т.е. способ описания, навязывает физике, т. е. природе свои весьма поверхностные модели и законы; все процессы, по ее мнению, носят вероятностный характер, а внутреннего механизма у них нет;

– в теоретической физике обосновываются понятия, которые непосредственно противоречат диалектическому материализму, например, теория «Большого взрыва», т.е. «начала создания Вселенной», правда, при этом заявляется, что сам диалектический материализм устарел…

Идеалистическая философия родила идеалистическую методологию, следствием чего и явился тупик в физике и далее – в естествознании…

В чем же выход из такого положения? Выход в том, чтобы вернуться на материалистический путь развития науки, учесть опыт развития естествознания XIX столетия, понять, что «электрон так же неисчерпаем, как и атом» (Ленин), и это открывает перед наукой принципиально новые богатейшие возможности.

Сегодня перед естествознанием необходимо поставить четыре задачи:

1) возрождение материалистической философии и создание на ее основе материалистической методологии естествознания;

2) ревизию всего достигнутого естествознанием, включая критический пересмотр так называемых «хорошо проверенных» законов природы и опытных данных;

3) выявление внутренних механизмов основных физических явлений;

4) определение новых направлений исследований.

Решение этих задач позволит по-иному подойти к развитию общественного производства на основе новых технологий.