Параметрические методы ценообразования
Рыночные методы ценообразования
а) метод потребительской оценки (ориентация на спрос).
Данный метод тесно связан с дифференциацией товара и дифференциацией рынка. Дает возможность осуществлять стратегию высоких цен;
б) метод следования за лидером (ориентация на конкуренцию). При данном методе производитель руководствуется ценами конкурента, а учет собственных издержек и спроса играет здесь подчиненную роль. Производитель устанавливает цену чуть выше или чуть ниже, чем у ближайшего конкурента. Это возможно лишь на рынке с однородной продукцией. Опираясь на этот метод, фирма избавляется от риска, связанного с установлением собственной цены и адаптацией ее на рынке;
в)метод «запечатанного конверта» или тендерного ценообразования.
Используется в тех случаях, когда несколько компаний ведут серьезную конкуренцию за получение определенного контракта. Выигрывает тот, чья цена предложения обеспечивает продавцу максимальную прибыль;
г) метод определения цен, ориентированный на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка.
Основу параметрических методов обоснования затрат и цен составляют количественные зависимости между затратами (ценами) и основными потребительскими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд.
Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.
Существует ряд методов построения цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра.
1) Метод удельных показателейиспользуется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия.
Удельная цена (Цуд):
Цуд = ЦБ / ПБ
где ЦБ — цена базисного изделия;
ПБ — величина параметра базисного изделия.
Цена нового изделия (Цн):
Цн = Цуд * Пн
где Пн— значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.
2) Метод регрессионного анализаприменяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений.
U = f(X1,X2,...,XN),
где Хр Х2,..., XN — параметры изделия.
При этом могут быть получены различные уравнения регрессии: линейное, степенное, параболическое и т. д.
3) Балловый методсостоит в том, что на основе экспертных оценок значимостипараметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает интегральную оценку технико-экономического уровня изделия. Цена на новое изделие при данном методе рассчитывается так:
Ц1=Ц б / (Ббi * Vi); Цн =(Бнi* Vi)*Ц1, где
Ц1 – цена одного балла,
Vi – весомость параметра,
Ббi, Бнi – соответственно балловая оценка i-го параметра базового и нового изделия.