Группировка цен по стадиям ценообразования.

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися в процессе движения товаров от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товаров является элементом цены последующей стадии. Формирование цен в процессе движения товаров может быть представлено схематично (рис. 3).


Элементы цены
Себестоимость производства и реализации товаров Прибыль изготовителя Косвенные налоги Посредническая надбавка Торговая надбавка
      Издержки посредника Прибыль посредника Косвенные налоги Издержки торговли Прибыль торговли Косвенные налоги
Цена оптовая изготовителя              
Цена оптовая отпускная            
Цена оптовая закупки      
Цена розничная

 

Рис.3.Формирование цен в процессе движения товаров


Цены оптовые изготовителя формируются на стадии производства товара, носят промежуточный характер и призваны компенсировать затраты производителя продукции на производство и реализацию и обеспечить планируемую предприятием прибыль.

Пример. Себестоимость выпуска единицы товара составляет 4000 руб. Планируемая производителем рентабельность — 20% к себестоимости. Свободная оптовая цена изготовителя равна: 4000 + (4000 х 20:100) = 4800 (руб.). Рассматривая цены изготовителя, нельзя не остановиться на внутрихозяйственных ценах. Внутрихозяйственные, или трансфертные, цены — цены, по которым рассчитываются между собой подразделения одной хозяйственной структуры. Эти цены часто не ориентированы на внешнюю рыночную конъюнктуру, они должны решать внутренние учетно-распределительные задачи в соответствии с общей политикой данной хозяйственной структуры. В частном случае внутрихозяйственные цены количественно могут совпадать с ценами изготовителя.

Цены оптовые отпускные включают помимо цен изготовителя косвенные налоги, являющиеся важнейшими статьями дохода бюджетов.

Цены оптовые закупки формируются на стадии посредничества. Помимо оптовой отпускной цены оптовая цена закупки включает посреднические надбавки (скидки). Оптовые цены закупки обеспечивают необходимые финансовые условия для функционирования посреднического звена.

Посредническая скидка (надбавка) имеет и другие наименования (например, снабженческо-сбытовая скидка (надбавка), комиссионное вознаграждение или сбор). Но в любом случае — это цена за услуги посредника по продвижению товара от производителя к потребителю.

Цены розничные формируются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки они включают торговые скидки (надбавки). Розничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной розничной торговли.

Следует пояснить, какова роль посреднических структур в процессе ценообразования.

Возможность расширения посреднической сети в основном обусловлены двумя факторами: уровнем конкуренции на данном рынке и особенностями товара. Чем выше уровень конкуренции, тем большие усилия прикладывает продавец, чтобы реализовать продукцию по более низким ценам, минуя посредников. Такая ситуация наиболее характерна для рынка стандартной потребительской продукции. Производитель потребительской продукции часто реализует ее напрямую населению, не прибегая к услугам торговых организаций. Следует заметить, что цены в этом случае являются розничными, так как, несмотря на продажу с порога производителя, она организована для населения. Такая практика существует в сфере продажи хлебобулочных, мясных изделий, массовой продукции и т.п.

Нет необходимости в посредниках при реализации специальной заказной продукции, поскольку она связана с прямыми договорными поставками от производителя потребителю.

К услугам посредников обращаются, если это может ускорить кругооборот товаров. Как правило, без посреднических услуг нельзя обойтись, когда производство (добыча, выращивание) продукции сосредоточено в ограниченном числе пунктов, а сеть потребления очень широкая. В этом случае производитель зачастую не берет на себя доставку товаров до потребителей, а заключает договор с посредническими организациями, которые специализируются на обслуживании потребительской сети. Такая ситуация характерна для стандартных тоннажных видов сырья, топлива, продуктов аграрной сферы.

5.Группировка цен с учетом базисных условий.

Под базисными условиями понимают условия отражения в цене расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование продукции и на ее таможенное оформление в случае пересечения товарами государственной границы.

В мировой практике (в том числе в России) эти правила применяются на базе специального документа «Инкотермс 2000»1.

В зависимости от того, как распределяются расходы между продавцом и покупателем, цены формируются по базисным условиям. Чем меньший объем расходов принимает на себя продавец, тем цена считается структурно менее полной, и наоборот. В таблицах 1 и 2 представлены виды цен с учетом базисных условий и структура этих цен. В обеих таблицах представлены сверху вниз цены по нарастанию структурной полноты. Самыми полными ценами являются цены группы «D» (табл. 1). Соответствующие пояснения даны в табл. 2, из которой видно, что при использовании группы «D» решающую долю расходов принимает на себя продавец.

Цены, структурно менее полные (цены EXW, FCA, FAS, FOB по строкам 1-4 табл.1.) используются, как правило, при заключении сделок по товарам, производство которых сосредоточено в ограниченном числе пунктов, а сеть потребления очень широкая. В этом случае продавцу выгодно включать расходы лишь до базисных пунктов (тяготеющих к пункту производства или добычи).